Презентация опыта работы "Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное рядом"
материал
Опыт работы «Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом» был представлен на XV педагогической конференция работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений». В материале отражены шаги и управленческие решения по разработке и реализации программы по познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konf-2021.docx | 36.65 КБ |
pogramma_udivitelnoe_ryadom_kansk.pptx | 490.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом»
(в рамках краевого проекта «Кадровое обеспечение технологического лидерства»)
Справникова О.В., заведующий
Зубенко О.В., старший воспитатель
Шебалина О.В., старший воспитатель
МБДОУ №52 города Канска
Е-mail: delphin52kansk@mail.ru,
Тел. (39161) 6-36-52
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем стоящих перед педагогами.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. От него требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования деятельность по развитию исследовательской, познавательной активности дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, наблюдает, экспериментирует, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей, принимает собственные решения.
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития познавательных способностей, поэтому очень важно своевременно стимулировать познавательные процессы, развивать их во всех видах детской деятельности. Высокий познавательный интерес ребенка выступает как залог его успешного развития и эффективности образовательной деятельности.
На протяжении нескольких лет наш коллектив работал в данном направлении. Но в связи с внедрением ФГОС ДО, интенсивными изменениями в окружающей жизни, активным проникновением научно-технического процесса во все его сферы, нашему педагогическому коллективу было необходимо внести изменения в содержание образовательной деятельности, а также выбрать более эффективные средства обучения и воспитания.
При методической поддержке Красноярского института повышения квалификации в 2018г. в Красноярском крае был запущен проект «Кадровое обеспечение технологического лидерства». Целью проекта было формирование системы технологического образования. Мы представили свою идею по изменению условий для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников коллегам и вошли в Краевой проект.
В связи с участием в проекте перед коллективом детского сада встала задача не только внести изменения в образовательную программу детского сада, но и преобразовать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, а также способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в данном направлении.
С целью повышения профессиональной компетентности
- педагоги прошли курсы повышения квалификации «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»;
- участвовали в семинарах Красноярского института повышения квалификации по темам «Технологии реализации ФГОС ДО: педагогическое наблюдение, проектная деятельность в детском саду», «Разработка образовательных модулей познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста», а так же в семинаре «Авторские технологии в познавательном развитии дошкольников» в рамках сетевого проекта «Культурные образовательные практики в дошкольном образовании г. Канска»;
- для педагогов старшими воспитателями были проведены консультации «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ», «Организация детского экспериментирования на основе методических рекомендаций О.В.Дыбиной», «Технология «Клубный час»;
- состоялись открытые показы экспериментально-исследовательской деятельности во всех возрастных группах;
- педагоги обобщали и представляли свой педагогический опыт на мероприятиях разного уровня. Опыт получил положительную оценку коллег.
Участие в краевом проекте «Кадровое обеспечение технологического лидерства» позволило нам разработать собственную программу по познавательно-исследовательской деятельности и расширить образовательные возможности дошкольников.
Программа по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом» является частью ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа разработана на основе Программы по организации познавательно исследовательской деятельности дошкольников «Ребенок в мире поиска» Ольги Витальевны Дыбиной, с учетом технологии «Проектная деятельность старших дошкольников» авт.-сост. Валентина Николаевна Журавлева, программы «Юный эколог» Светланы Николаевны Николаевой.
Цель: развитие познавательного интереса дошкольников в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Задачи:
- расширять представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами);
- развивать у дошкольников умения планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применять результаты познания в разных видах детской деятельности;
- развивать любознательность, инициативность и самостоятельность детей.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников осуществляется через различные виды и формы: непосредственно образовательную, экспериментально – опытническую деятельность, игровую, проектную деятельность, экскурсии, систему наблюдений в природе (фото по видам деятельности на слайде).
Для реализации программы в холле детского сада создана «Лаборатория». Оборудование и материалы в «Лаборатории» отличаются от оснащения уголков экспериментирования в группах, опыты и эксперименты направлены на знакомство с такими явлениями, как притяжение, электричество, свет и звук. По каждому направлению оформлена картотека опытов и экспериментов (описание – для воспитателя, алгоритмы – для детей). «Лабораторию» дошкольники посещают 1 раз в 2 недели в соответствии с примерным тематическим планированием.
На слайде представлены планируемые результаты освоения содержания программы по познавательно – исследовательской деятельности «Удивительное рядом».
Продолжая работу в рамках программы «Кадровое обеспечение технологического лидерства», нами была организована презентация программы «Удивительное рядом» для педагогов г. Канска и Канского района. На этой встрече были определены учреждения, которые уже работают или интересуются данным направлением деятельности, и пригласили их к взаимному сотрудничеству. В результате в сетевое взаимодействие включились 12 ДОО г.Канска, ДОО с.Карапсель и г.Минусинска.
Целью сетевого взаимодействия стала организация методической работы в ДОО по формированию и совершенствованию профессиональных компетентностей педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование. Были определены задачи и составлен план совместных мероприятий (представлены на слайде).
В рамках круглого стола «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» коллеги ДОО г. Канска, которые работают в данном направлении, представили свои программы по познавательно-исследовательской деятельности. В результате 5 ДОУ реализует нашу программу «Удивительное рядом», остальные разработали собственные программы познавательно-исследовательской деятельности.
Результатами реализации проекта стало:
- создание сети учреждений, реализующих программы по познавательно-исследовательской деятельности;
- обновление содержания образовательных программ ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- обогащение РППС ДОУ, в том числе, создание дополнительных образовательных пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- разработка методических материалов к программам по ПИД;
- обобщение и представление опыта реализации программ по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность определена как сквозной механизм развития ребенка, что подчеркивает важность и значение этого вида деятельности в дошкольном возрасте (п.2.7) Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
«Метеостанция» «Экологическая тропа» «Уголки экспериментирования» в группах «Детское экспериментирование»
Проект Красноярского края «Кадровое обеспечение технологического лидерства» («Кадры для передовых технологий») Период реализации : май 2017 года – декабрь 2020 года Цель проекта : Формирование системы технологического образования, обеспечивающей кадровую потребность высокотехнологичных отраслей экономики Красноярского края с учетом приоритетов технологического развития края и направлений Национальной технологической инициативы
Семинар «Авторские технологии в познавательном развитии дошкольников Консультация «Организация детского экспериментирования на основе методических рекомендаций О.В. Дыбиной »
Презентация опыта Презентационная площадка «Образовательные программы по развитию у детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельности» в Красноярском институте повышения квалификации с представлением образовательной программы МБДОУ № 52 по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Удивительное рядом» старший воспитатель О.В.Шебалина Х III педагогическая конференция работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и восточного образовательного округа Красноярского края «Инновационный опыт-основа системных изменений» с темой «Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» воспитатель А.В. Левшанкова и с темой «Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников» воспитатель О.Ф.Минченко Семинар «Авторские технологии в познавательном развитии дошкольников» в рамках сетевого проекта «Культурные образовательные практики в дошкольном образовании» с темой «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников по методике О.В. Дыбиной » старший воспитатель О.В. Зубенко , с темой «Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе по рекомендациям С.Н. Николаевой» воспитатель Н. А. Бажина , с темой «Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности по программе «Развитие» воспитатель Тарасова Н.В. ГМО воспитателей групп комбинированной направленности «Образовательные практики как одна из форм развития детской инициативы и самостоятельности» с темой «Развитие познавательного интереса дошкольников через организацию экспериментальной деятельности в ДОУ» Презентационная площадка в рамках реализации проекта Красноярского края «Кадровое обеспечение технологического лидерства». Представление образовательной программы МБДОУ № 52 по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Удивительное рядом» педагогам г.Канска
Цель программы «Удивительное рядом»: развитие познавательного интереса дошкольников в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Задачи: - расширять представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); - развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами); - развивать у дошкольников умения планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применять результаты познания в разных видах детской деятельности; - развивать любознательность, инициативность и самостоятельность детей.
«Лаборатория» в холле детского сада
Примерное тематическое планирование АПРЕЛЬ 8 9 группа № 4 (15.50) 10 11 группа № 10 (15.05) 12 группа № 8 (15.20) 15 группа № 6 (15.50) 16 17 группа № 12 (15.15) 18 19 группа № 11 (15.50) 22 23 группа № 4 (15.50) 24 25 группа № 10 (15.05) 26 группа № 8 (15.20) 29 группа № 6 (15.50) 30 - - - МАЙ 6 7 группа № 4 (15.50) 8 - - 13 группа № 6 (15.50) 14 15 группа № 12 (15.15) 16 17 группа № 11 (15.50) График посещения « Лаборатории » для экспериментально-исследовательской деятельности
Основные планируемые результаты освоения содержания программы: сформированы представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); активно проявляет интерес к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира; умеет самостоятельно наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами; умеет самостоятельно планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применяет результаты познания в разных видах детской деятельности; проявляет любознательность, инициативность и самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека опытов и экспериментов по познавательно-исследовательской деятельности
В материале представлено описание опытов по блокам: звук,вода,космос,камни....
Доклад-презентация «Мой успешный проект» по познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
laquo;Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Ральф У. Эмерсон...
Презентация проекта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе № 10
Детское экспериментирование - эффективный метод познания явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности. В детском экспериментировании проявляется собственная активно...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Неизведанное рядом» группы общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».(Китайская пословица)С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним...