Доклад-презентация «Мой успешный проект» по познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)
«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-prezentatsiya.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»
Доклад-презентация «Мой успешный проект»
по познавательно-исследовательской деятельности
детей младшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Варнакова Е.В.
пгт. Пойковский 2020
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный – 1 год
Предмет исследования: неживая природа (песок, воздух, вода (мыльная пена, лёд))
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Проект разработан в соответствии с ФГОС ДО, с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
«Самое лучшее открытие то,
которое ребёнок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Одним из основных направлений работы педагога согласно ФГОС является развитие познавательных способностей детей. Организация исследовательской деятельности с детьми возможна, уже начиная с младшего дошкольного возраста. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями детей 3 - 4 лет.
В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания.
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идёт системная познавательная активность через все виды деятельности. Это развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Передо мной стала задача как вовлечь дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность, как сделать так, чтобы ребёнок стал активным исследователем окружающего мира, с успехом мог применить свой опыт в различных видах деятельности. Так возникла разработка педагогического проекта «Я - маленький исследователь». Цель которого развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи:
- развивать интерес к окружающему миру;
- сформировать обобщённые представления об объектах неживой природы посредством элементарных опытов;
- формировать первичные представления о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т.д.);
- развивать речевые навыки (построение устной речи - ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарный запас;
- стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;
- обогащать эмоционально-чувственную сферу ребёнка.
Практическая значимость проекта:
Для детей:
- дети в процессе экспериментирования освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия;
- у детей сформируются основы целенаправленной поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.
Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком», «фокусов», «чудес» через экспериментирование, т.е. ребенок по природе своей исследователь.
Воспитателям - поможет в организации познавательно-исследовательской работы в группах младшего дошкольного возраста.
Приемы и методы работы, направленные на реализацию задач проекта:
- экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.
- наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации);
- дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации;
- демонстрация опытов в группе;
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы);
- слушание музыкальных произведений;
- включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.
Все методы используются в комплексе.
Ожидаемые результаты:
- дети должны знать и называть объекты неживой природы (вода, песок, воздух);
- иметь представления об их свойствах;
- использовать предметы неживой природы в своих играх, в творчестве;
- обогатить предметно-развивающую среду в группе;
- повысить компетентность родителей в вопросе экспериментирования, активизировать участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
- постановка цели и задач проекта;
- определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы по теме для реализации проекта;
- разработка перспективного планирования к проекту «Я - маленький исследователь»;
- разработка плана по взаимодействию с родителями;
- подбор художественной литературы для детей;
- подбор дидактических, сюжетно-ролевых, пальчиковых и подвижных игр;
- организация предметно-развивающей среды: пополнение центра исследовательской деятельности.
II. Основной этап:
В рамках проекта «Я – маленький исследователь» мною реализован проект «Мыльная пена», а в планах реализация таких проектов как «Волшебный песок» и «Тайны льда».
Работа с детьми:
Проект реализован по перспективному планированию.
Работа с родителями:
Разработаны консультации: «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», «Развитие культурно-гигиенических навыков». В дальнейшем планируется разработать рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю», оформить картотеки для наглядной агитации родителей проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях.
Работа с педагогами:
Презентация проекта «Мыльная пена» представлена на педагогическом часе.
III. Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
- итоговые мероприятия: ОД, развлечения, викторины, конкурсы.
В проекте «Мыльная пена» итоговым мероприятием выступило развлечение «Мыльные пузыри», в котором дети закрепили знания о мыле и мыльной пене.
Результаты проекта:
По результатам проекта «Мыльная пена»
- у детей сформировались навыки исследовательской деятельности, знания о свойствах пены;
- в рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений;
- расширился пассивный словарный запас, активизировалась речь;
- родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Заключение
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в ходе мероприятий, которые были проведены в ходе проекта «Мыльная пена»: чтение стихотворений и сказок, опыты и эксперименты, занятия, пальчиковые и подвижные игры, выставка видов мыла - получили положительный результат. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, у них сформировались знания о мыльной пене, расширились представления о мыле и его свойствах.
Правильно простроенная работа дала свои положительные результаты. Детям было интересно, они с удовольствием включались в деятельность. Воспитанникам было очень интересно работать во время проекта. Таким образом, мы добились поставленной цели и получили положительные результаты совместной работы.
Дальнейшее развитие проекта
Реализация познавательной деятельности позволит нам совершенствовать исследовательскую активность младших дошкольников, познакомит с другими объектами неживой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
НОД направлена на развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста....
мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....
Познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...
Презентация по самообразованию "Познавательно - исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"
В презентации представлен план работы по самообразованию по теме "Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"...
"Познавательно - исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"
Тема по самообразования....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему «Мишутка в гости к нам пришёл!»
Социально-коммуникативное развитие: развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками в ходе игровой и познавательной деятельности.Познавательное развитие: формировать пре...
Психолого-педагогический проект по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет «В гостях у Песочной феи»
В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. И тому подтверждение -...