Самообразование
учебно-методический материал (младшая группа)
Тема самообразования: «Создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта»
Цель самообразования: повышение профессиональной компетентности в области создания мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта (представления о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми).
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по созданию мотивирующей образовательной среды в группе с детьми 2–3 лет.
- Разработать серию игровых проблемных ситуаций, способствующих созданию мотивации у детей 2–3 лет к освоению социокультурного опыта.
- Транслировать опыт работы на муниципальном и региональном уровнях образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_1_ml.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области
Тема самообразования:
«Создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта»
Воспитатель:
Леонгардт Наталья Сергеевна
2022
Программа
индивидуального профессионального саморазвития педагога
на 2022–2024 гг.
Леонгардт Наталья Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка»
Формальное образование: пройти курсы повышения квалификации по теме «Развитие и воспитание детей раннего возраста»
Тема самообразования: «Создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта»
Цель самообразования: повышение профессиональной компетентности в области создания мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта (представления о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми).
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по созданию мотивирующей образовательной среды в группе с детьми 2–3 лет.
- Разработать серию игровых проблемных ситуаций, способствующих созданию мотивации у детей 2–3 лет к освоению социокультурного опыта.
- Транслировать опыт работы на муниципальном и региональном уровнях образования.
Актуальность темы.
Образовательная среда понимается как специально организованная часть социокультурной среды, в которой достигаются цели и смыслы образования. Представляет собой целостную систему, которая включает три взаимосвязанных компонента: 1) субъектный (участники образовательных отношений); 2) объектный (предметы в пространстве); 3) деятельностный («ансамбль деятельностей» и культурных практик). Образовательная среда предполагает создание оптимальных условий, которые необходимы и достаточны для полноценного проживания ребенком раннего детства (ФГОС ДО). Социокультурный опыт интерпретируется как система, включающая представления ребенка об окружающем мире и себе самом, культурные умения (в т. ч. культурно-гигиенические навыки), способы общения и взаимодействия с другими людьми в разных видах деятельности.
«Ансамбль деятельностей» обосновывается как многообразие видов детской деятельности (активности), приведенное в систему согласно возрастным особенностям детей и актуальным образовательным задачам. Это новое понятие, связанное с идеей А. В. Запорожца о генезисе и строении разных видов деятельности, и введенное в педагогический оборот В. Т. Кудрявцевым в качестве синонима понятия «мир деятельностей», раскрывается с учетом специфики младенческого и раннего возраста. В «ансамбле деятельностей» определяется состав видов деятельности, выделяется ведущая деятельность, устанавливаются связи между ними и выявляется некоторый совокупный развивающий эффект. Культурные практики раскрываются как повседневные, привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием жизни ребенка и его события с другими людьми (Н. Б. Крылова). Культурные практики связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.
Поддержка у каждого ребенка чувства базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации. 2) Создание условий для сохранения жизни и здоровья детей; обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной, экологической, информационной и др.). 3) Расширение представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. 4) Содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.). 5) Формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с людьми.
Наименование программы | Индивидуальная программа профессионального развития по теме самообразоваания на 2022–2024 уч. гг. |
Основание для разработки программы | Региональный подпроект «Управление реализацией индивидуальных программ профессионального развития педагогов». |
Концепция программы | Концепция программы заключается в организации деятельности с детьми 2–3 лет по созданию у них мотивации к освоению социокультурного опыта (представления о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми). |
Цель программы | Цель – разработка и внедрение индивидуальной программы профессионального развития на уровне дошкольной образовательной организации посредством формального, неформального и информального образования. |
Задачи программы | 1.Определить основные направления индивидуальной программы профессионального развития. 2.Разработать план деятельности по реализации индивидуальной программы профессионального развития по её основным направлениям. 3.Разработать план деятельности с детьми 2–3 лет по созданию у них мотивации к освоению социокультурного опыта (представления о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми). |
Ожидаемые результаты | 1.Реализованы все мероприятия индивидуальной программы развития (100% выполнение). 2.Систематизированы и апробированы игровые проблемные ситуаций, как способ создания мотивирующей среды к освоению детьми социокультурного опыта. 3. Обобщены результаты по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта |
Мероприятия на 2022–2024 год
Этап реализации | Срок начала работы и окончание | Цели и задачи по теме | Изучение передового опыта (Ф.И.О., образовательная организация) | Творческое сотрудничество по теме самообразования | Полученные результаты | Список литературы |
1 этап (мотивационно -побудительный) | сентябрь 2022 – январь 2023 года | 1.Составить список научно-методической литературы по работе с детьми 2–3 лет по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта 2.Изучить научно-методическую литературу по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта | Шибаева Виктория Владимировна. Картотека игр-ситуаций для детей младшего возраста | Создать творческую группу педагогов в соцсетях по направлению «Создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта» | 1.Составлен список научно-методической литературы по работе с детьми 2–3 лет по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта. 2. Изучена литература и подобраны проблемные игровые ситуации по работе с детьми 2–3 лет по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта | Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет Соответствует ФГОС ДО Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР» • Москва 2019 РФ chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html |
2-й этап (организационно-деятельностный) | Февраль – июнь 2023 года- | 1.Систематизировать и описать проблемные игровые ситуации по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта. | Картотека игровых ситуаций для детей младшей группы chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html | Распределение между членами творческой группы ответственных за разработку игровых проблемных ситуаций для создания мотивирующей среды | 1.Систематизированы и описаны игровые проблемные игровые ситуации по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта. | |
3 этап (внедренческий) | сентябрь 2023 года – январь 2024 года | Апробировать проблемные игровые ситуации по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта. | 1. Разработаны проблемные игровые ситуации по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком представлений о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми). | |||
4 этап (рефлексивно-оченочный) | Февраль – май 2024 года | 1.Систематизировать и провести анализ полученных данных результатов внедрения проблемных игровых ситуаций в деятельность с детьми 2–3 лет. 2.Описать результаты апробации приемов в статье НПК | 1.Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.). 2.Написание статьи в соавторстве с педагогами творческой группы | 1.Написана и опубликована статья в сборнике. 2. Создана презентация по освоению детьми 2–3 лет социокультурного опыта. 3. Включены материалы по освоению детьми 2–3 лет социокультурного опыта в банк лучших практик отделения старших воспитателей Ассоциации «Спектр» | ||
5 этап (обобщающий) | Май 2024 года | 1.Подготовить выступление на НПК | 1.Подготовить скринкаст по теме выступления на НПК. 2.Подготовить материалы на прохождение аттестации на категорию. | 1.Разработан скринкаст и подготовлено выступление на НПК . 2.Присвоение категории по результатам аттестации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...