Представление опыта работы на РМО педагогов дошкольного образования по направлению "Речевое развитие"
материал

Сыропятова Ирина Ивановна

Одна   из   важных   для   дошкольного   возраста   деятельность   –   это общение. Оно - необходимое   условие   развития   личности. Задача педагога   и   воспитателя  - специально   организовать   данную   деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия -детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование   воспитателем   интерактивных   методов. Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы  по теме: «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования по направлению «Речевое развитие».

Тема выступления: «Интерактивные технологии в речевом развитии

детей дошкольного возраста»

                           

   Сыропятова Ирина Ивановна,  

                воспитатель 1 КК

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сл. 2. 

Интерактивные игрушки, интерактивная доска, интерактивное телевидение…

А что же такое интерактивность, как вы думаете? 

Сл.3

Интерактивность предполагает способность взаимодействовать с людьми или техникой в режиме беседы, диалога. 

Сл. 4

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Сл. 5.

Появление термина «интерактивные технологии» связано с различными версиями.

Существует точка зрения – что интерактивное обучение появилось в недрах термина «активное обучение», который был предложен в 30 х гг. английским ученым Регом Ревансом, основоположником «обучения через действие». Теория «обучение через действие» предполагает, что обучаемые будут не только активно осваивать полученные навыки на практических задачах, но и помогать осваивать материал друг другу, признавая собственные слабые места в тех или иных областях и правильными вопросами ликвидируя пробелы в знаниях.

Сл. 6.

Доказательством этого выступает тот факт, что в педагогической литературе термины «интерактивные технологи обучения», «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» не использовались, а вместо них использовались термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение».

Сл.7.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к  деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний, а также помогает ребенку полноценно овладеть родным языком. Дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, учатся подбирать нужные слова, у них  развивается  чуткость к языку.

Сл. 8

Как вы все знаете, речь — не просто способность человека к общению. Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием личности человека в целом. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение — это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты, общение с другими детьми.

Сл. 9

Общение ребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. В общении с ровесником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения. 

Основной элемент интерактивного занятия – диалог. Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Сл.10

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  • Во II младшей группе – работа в парах, хоровод;
  • В средней группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • В старшей группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • В подготовительной к школе группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Представлю краткую характеристику технологий, используемых мною в своей педагогической деятельности.

Сл. 11

 «Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества.

Сл. 12

 «Хоровод»

На начальном этапе педагог берет на себя роль ведущего, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди еще не могут. С помощью предмета (можно использовать мяч, флажок или любой другой предмет), задает вопрос, дает задание. Дети выполняют задание по очереди, передавая предмет рядом стоящему ребенку.

Сл. 13

 «Работа в малых группах (тройках)»

Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работуработу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим

Сл. 14. 

«Цепочка»

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

 

В своей работе я также применяю интерактивные педагогические технологии такие как:

Сл. 15

«Незаконченное предложение»

Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.

Сл. 16. 

«Театр»

Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.

Сл. 17.

«Групповой рассказ»

Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формируется устная разговорная речь, воображение, мышление.

Сл. 18.

2 часть (практическая)

- Уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые я применяю в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг-другу. Например: Я начинаю «Здравствуйте, я, Ирина Ивановна, я вам желаю хорошего настроения (Участники выполняют действия). Данная технология называется «Цепочка»

- Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе(Участники делятся по квадратикам на группы).

- Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе (тройке)». Вы будете собирать картинку на тему «Зима», т.к. у нас сейчас время года – Зима. Можете приступать. (Участники собирают картинки)

- Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм», используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения(Участники решают, обсуждают, высказываются)

- Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного о зиме! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди буду передавать мяч, и называть слово, а вы в свою очередь будете называть признаки или действия к заданному слову. Данная технология называется «Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия)

- Применяя данную технологию мы с вами вспомнили признаки и действия зимой. А сейчас я раздам вам картинки - пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).

- Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу ( Например: Ребенок на санках и санки, то данная пара объясняет почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия)

Сл. 19.

Заключение:

Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный момент познания.

Как показывает практика работы, использование интерактивных методов, правильно организованная развивающая среда, взаимодействие со сверстниками и активная совместная деятельность детского сада с семьей способствуют становлению  опыта речевого общения детей, развитию эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта. Позволяют ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей. Спасибо за внимание! Успехов вам в труде!

 Игра «Волшебная снежинка» с использованием интерактивной технологии «Хоровод» - подбери признак, подбери действие.

Зима – (какая) холодная, морозная, снежная, веселая;

Снег – (какой) белый, пушистый, мягкий, чистый;

Мороз – (какой) сильный, злой, крепкий, слабый.

Снег – (что делает) идет, кружится, падает, летит, скрипит;

Мороз – (что делает) рисует, щиплет, трещит, кусает.

    Зимой – (что делают?) лепят снежки, катаются на лыжах, звери меняют шубки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структурное подразделение МАОУ АГО «АСОШ № 1» - детский сад «Березка » Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста Сыропятова Ирина Ивановна, воспитатель 1 КК Арти, 2022

Слайд 2

Интерактивные игрушки, интерактивная доска, интерактивное телевидение …

Слайд 3

Интерактивность - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами . Интерактивность предполагает способность взаимодействовать с людьми или техникой в режиме беседы, диалога.

Слайд 4

Интерактивный (« Inter » – взаимный, « act » – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, выполняя задания. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Слайд 11

Интерактивная технология «Работа в парах»

Слайд 12

Технология «Хоровод»

Слайд 13

«Работа в малых группах» (тройках)

Слайд 14

Интерактивная технология «Цепочка»

Слайд 15

Технология «Незаконченное предложение»

Слайд 16

Интерактивная технология «Театр »

Слайд 17

Технология «Групповой рассказ»

Слайд 20

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме "Использование мультипликационных фильмов в речевом развитии дошкольников"

Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс....

Представление опыта работы по теме: "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников".

Развивающая среда является одним из главнейших компонентов развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, экологических представлений.  В нашем саду одним из таких компоненто...

Анализ работы методического объединения педагогов дошкольного образования КГУ «Средняя школа №1 имени Димитрова» ООАФР за 2018-2019 учебный год.

Методического объединения педагогов дошкольного образования с начала 2018 учебного года работает над темой «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерс...

Анализ работы методического объединения педагогов дошкольного образования КГУ «Средняя школа №1 имени Димитрова» ООАФР за 2018-2019 учебный год.

Методического объединения педагогов дошкольного образования с начала 2018 учебного года работает над темой «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерс...

Итоговая аттестационная работа Методический портфель педагога дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»   Центр реализации, сопровождения и экспертиз проектов и программ  ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА...