Представление опыта работы на РМО педагогов дошкольного образования по направлению "Речевое развитие"
материал
Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно - необходимое условие развития личности. Задача педагога и воспитателя - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия -детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование воспитателем интерактивных методов. Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta_raboty_na_rmo_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 30.47 КБ |
interaktvnye_tehnologii.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы по теме: «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования по направлению «Речевое развитие».
Тема выступления: «Интерактивные технологии в речевом развитии
детей дошкольного возраста»
Сыропятова Ирина Ивановна,
воспитатель 1 КК
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сл. 2.
Интерактивные игрушки, интерактивная доска, интерактивное телевидение…
А что же такое интерактивность, как вы думаете?
Сл.3
Интерактивность предполагает способность взаимодействовать с людьми или техникой в режиме беседы, диалога.
Сл. 4
Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Сл. 5.
Появление термина «интерактивные технологии» связано с различными версиями.
Существует точка зрения – что интерактивное обучение появилось в недрах термина «активное обучение», который был предложен в 30 х гг. английским ученым Регом Ревансом, основоположником «обучения через действие». Теория «обучение через действие» предполагает, что обучаемые будут не только активно осваивать полученные навыки на практических задачах, но и помогать осваивать материал друг другу, признавая собственные слабые места в тех или иных областях и правильными вопросами ликвидируя пробелы в знаниях.
Сл. 6.
Доказательством этого выступает тот факт, что в педагогической литературе термины «интерактивные технологи обучения», «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» не использовались, а вместо них использовались термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение».
Сл.7.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний, а также помогает ребенку полноценно овладеть родным языком. Дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, учатся подбирать нужные слова, у них развивается чуткость к языку.
Сл. 8
Как вы все знаете, речь — не просто способность человека к общению. Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием личности человека в целом. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение — это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты, общение с другими детьми.
Сл. 9
Общение ребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. В общении с ровесником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения.
Основной элемент интерактивного занятия – диалог. Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.
Сл.10
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
- Во II младшей группе – работа в парах, хоровод;
- В средней группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- В старшей группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
- В подготовительной к школе группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
Представлю краткую характеристику технологий, используемых мною в своей педагогической деятельности.
Сл. 11
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества.
Сл. 12
«Хоровод»
На начальном этапе педагог берет на себя роль ведущего, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди еще не могут. С помощью предмета (можно использовать мяч, флажок или любой другой предмет), задает вопрос, дает задание. Дети выполняют задание по очереди, передавая предмет рядом стоящему ребенку.
Сл. 13
«Работа в малых группах (тройках)»
Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим
Сл. 14.
«Цепочка»
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.
В своей работе я также применяю интерактивные педагогические технологии такие как:
Сл. 15
«Незаконченное предложение»
Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.
Сл. 16.
«Театр»
Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.
Сл. 17.
«Групповой рассказ»
Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формируется устная разговорная речь, воображение, мышление.
Сл. 18.
2 часть (практическая)
- Уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые я применяю в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг-другу. Например: Я начинаю «Здравствуйте, я, Ирина Ивановна, я вам желаю хорошего настроения (Участники выполняют действия). Данная технология называется «Цепочка».
- Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы).
- Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе (тройке)». Вы будете собирать картинку на тему «Зима», т.к. у нас сейчас время года – Зима. Можете приступать. (Участники собирают картинки)
- Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм», используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения. (Участники решают, обсуждают, высказываются)
- Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного о зиме! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди буду передавать мяч, и называть слово, а вы в свою очередь будете называть признаки или действия к заданному слову. Данная технология называется «Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия)
- Применяя данную технологию мы с вами вспомнили признаки и действия зимой. А сейчас я раздам вам картинки - пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).
- Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу ( Например: Ребенок на санках и санки, то данная пара объясняет почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия)
Сл. 19.
Заключение:
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный момент познания.
Как показывает практика работы, использование интерактивных методов, правильно организованная развивающая среда, взаимодействие со сверстниками и активная совместная деятельность детского сада с семьей способствуют становлению опыта речевого общения детей, развитию эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта. Позволяют ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей. Спасибо за внимание! Успехов вам в труде!
Игра «Волшебная снежинка» с использованием интерактивной технологии «Хоровод» - подбери признак, подбери действие.
Зима – (какая) холодная, морозная, снежная, веселая;
Снег – (какой) белый, пушистый, мягкий, чистый;
Мороз – (какой) сильный, злой, крепкий, слабый.
Снег – (что делает) идет, кружится, падает, летит, скрипит;
Мороз – (что делает) рисует, щиплет, трещит, кусает.
Зимой – (что делают?) лепят снежки, катаются на лыжах, звери меняют шубки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интерактивные игрушки, интерактивная доска, интерактивное телевидение …
Интерактивность - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами . Интерактивность предполагает способность взаимодействовать с людьми или техникой в режиме беседы, диалога.
Интерактивный (« Inter » – взаимный, « act » – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, выполняя задания. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Интерактивная технология «Работа в парах»
Технология «Хоровод»
«Работа в малых группах» (тройках)
Интерактивная технология «Цепочка»
Технология «Незаконченное предложение»
Интерактивная технология «Театр »
Технология «Групповой рассказ»
Спасибо за внимание! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме "Использование мультипликационных фильмов в речевом развитии дошкольников"
Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс....
Представление опыта работы по теме: "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников".
Развивающая среда является одним из главнейших компонентов развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, экологических представлений. В нашем саду одним из таких компоненто...
Анализ работы методического объединения педагогов дошкольного образования КГУ «Средняя школа №1 имени Димитрова» ООАФР за 2018-2019 учебный год.
Методического объединения педагогов дошкольного образования с начала 2018 учебного года работает над темой «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерс...
Анализ работы методического объединения педагогов дошкольного образования КГУ «Средняя школа №1 имени Димитрова» ООАФР за 2018-2019 учебный год.
Методического объединения педагогов дошкольного образования с начала 2018 учебного года работает над темой «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерс...
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"
Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...
Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы в рамках городского методического объединения по «Речевому развитию»)
«Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Доклад "Представление опыта работы по теме самообразования «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста»"
Работа с детьми. по формированию социально-коммуникативной грамотности...