Доклад "Представление опыта работы по теме самообразования «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста»"
материал (подготовительная группа)
Работа с детьми. по формированию социально-коммуникативной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на РМО | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Представление опыта работы по теме самообразования «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста»
Тема: «Формирование социально-коммуникативной грамотности у детей старшего возраста с использованием игр в парах на развитие мелкой моторики»
Подготовила:Москвитина Светлана Анатольевна, воспитатель 1категории МКДОУ детского сада №2 г.Бирюсинска
Тайшет, 2023г.
«Формирование социально-коммуникативной грамотности у детей старшего возраста с использованием игр в парах на развитие мелкой моторики»
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, описанные в ФГОС ДО (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования) соотносятся с характеристиками коммуникативной грамотности в части овладения основными культурными способами коммуникативной деятельности, построения речевого высказывания в стандартной ситуации коммуникации, умения общаться и договариваться со взрослыми и сверстниками, учитывая интересы и эмоции других, разрешать конфликты.
Социально-коммуникативная грамотность – это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социо-культурных ценностей, норм и правил поведения.
СЛАЙД 2 Актуальность данной темы обусловлена тем, что многие дети испытывают трудности в общении со сверстниками.
Наблюдая за детьми начиная с младшей группы, я сделала вывод, что к старшему возрасту дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие – менее. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами (игрушками). Поэтому они часто пытаются командовать и руководить сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем «я», которое замкнуто на своих преимуществах (или недостатках).
Перед нами стоит цель – развитие социально-коммуникативных навыков у детей через игровую деятельность, чтобы помочь ребенку находить общий язык в отношение со сверстниками, увидеть в них не противников и конкурентов, а близких людей.
СЛАЙД 3 Для этого мы ставим задачи:
- Создать условия и предметно-развивающую среду в группе, для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков общения через игру.
- Воспитывать уважение к себе и чувству собственного достоинства.
Решение этих задач возможно в различных видах детской деятельности например:
- Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка;
- Изобразительная деятельность – позволяет ребенку в процессе создания продуктов детского творчества (рисование, лепка, конструирование и аппликация) на основе воображения и фантазии «вжиться» в окружающий мир, познать его и принять в нем участие.
- Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, так как дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру.
- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Дети по своей природе являются исследователями, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Дети изучают мир, они радуются даже самому маленькому открытию. Но взрослые порой отталкивают от этого детей: «Не бери снег - заболеешь»; «Не трогай песок - он грязный»; «Не играй около лужи - испачкаешься» и другое.
- Конструктивная деятельность – дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. Во время игры развивается мышление, память, воображение, речь детей. Формируется любознательность, ребенок учится сотрудничать, моделирует разные сюжеты из жизни, а самое главное учится общаться со сверстниками. Мы знаем, что игра является основной ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому очень важно, что бы она была направлена на развитие всех сторон личности ребёнка.
Я в своей работе с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками, сделала подборку игр на развитие коммуникативных навыков.
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого ребенка. Игры направлены и на развитие мелкой моторики у воспитанников, так как большинство детей в моей группе идут в школу. И для них очень важно уметь общаться со сверстниками и развивать мелкую моторику рук.
Представляю вашему вниманию игры:
СЛАЙД 4 «Рисунок в два этапа»
В этой игре один участник активный, другой пассивный. Выполняющий активную роль задумывает, что он будет рисовать, но делает это не сам, а рукой пассивного участника. Задача партнера – не сопротивляться, а помогать рисующему. После этого открывают глаза и пытаются завершить начатый рисунок. При желании на втором этапе дети могут разговаривать друг с другом. Можно придумать общее название для рисунка.
СЛАЙД 5 «Рукавички»
Для этого задания нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее, а главное одинаково раскрасить рукавички. Дается только три карандаша разного цвета.
СЛАЙД 6 «Повтори за мной»
Дети берут две одинаковых карточки с изображением цветных кружков. Первый участник игры рисует ломанную на своей карточке, а второй повторяет ее на своей карточке. Можно усложнить эту игру. Тем, что ребенок направляет второго диктуя ему направление линии, например: от красного кружка провести влево через два кружка линию и остановиться на синем, от синего кружка провести линию вверх через три кружка и остановиться на желтом и так далее.
СЛАЙД 7 «Мемори тренажер»
Берется белый прямоугольник, на котором изображены две ладошки, вокруг этого прямоугольника с каждой стороны приклеены по два разноцветных квадрата. Первый ребенок показывают действия. Поочередно каждой ладошкой или сразу двумя дотрагивается до цветных квадратов, а второй повторяет его действия, затем меняются.
В этих играх развивается умение согласовывать действия друг с другом умения соблюдать очередность, так же развивается и закрепляется математическое мышление (счет, представления о направлениях: право и лево, вверх и вниз), развивается мелкая моторика пальцев рук.
Следующие игры более активные.
СЛАЙД 8 «Попади в лунку»
В этой игре нам понадобятся два стола, маленькие мячики, контейнер или ведро и квадрат из плотного картона с отверстием посередине.
Столы ставятся в длину и соединяются квадратом с отверстием. Дети становятся друг напротив друга и стараются попасть в «лунку». Такая игра развивает быстроту реакции, моторику пальцев рук и дает детям бодрое веселое жизнерадостное настроение – основу его успешного развития, подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений.
СЛАЙД 9 «Зеркало»
Для этой игры берутся две «ножки», которые сделаны из двух палочек, к ним крепятся две ступни, вырезанные из картона, или связанные ножки. Ведущий ребенок показывает движения «ножками» например: круговые или поднимает влево и вправо поочередно их, показывает прыжок и так далее. А второй ребенок быстро повторяет все эти движения. Можно играть не только в паре, но и группой детей под музыкальное сопровождение. Это очень веселая подвижная игра поднимает настроение детям, дети раскрепощаются, не стесняясь друг друга. В этой игре все дети равные.
В итоге, проект решения таков: После работы с использованием игр в паре, дети, испытывающие трудности в общении со сверстниками становятся более общительные и дружелюбные по отношению к друг другу у них развивается умение согласовывать действия между собой. Считаю, что нужно продолжать работу с детьми. по формированию социально-коммуникативной грамотности.
Уважаемые коллеги, рекомендую принять данную информацию к сведению и советую использовать в своей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста
влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста...
Статья "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста"
В данной статье рассмотрено развитие речи у детей младшего дошкольного возраста, а так же влияние пальчиковых игр на речевые возможности ребенка дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необх...
статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."
в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны
Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии. А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...
Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».
Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста. Цель использования технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с друг...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста .
Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ло...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...