Представление опыта работы на РМО педагогов дошкольного образования
статья

Владимирова Татьяна Викторовна

Каждый воспитатель рано или поздно сталкивается с необходимостью представления своего опыта работы на педагогическом совете, заседании Районного методического объединения перед коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_kanskogo_rayona_2024_g.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

Закружится мой день неугомонный,

 И я люблю всю эту чехарду.

В нём колокольчик радости бездонной

В нём детский смех, вопросы «Почему?

Зачем да как? Когда? А раньше было?»

И всем ответь, всем помоги понять.

Чтоб не погасло, чтобы не остыло,

Желанье знать, исследовать, искать.

        Здравствуйте, меня зовут Владимирова Татьяна Викторовна. Я работаю в Бошняковском детском саду с детьми дошкольной разновозрастной группы. В группе 18 человек: 8 человека до четырех лет, 6 человек до пяти лет, 4 человека до шести лет; 2 человека до семи лет.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только в семье, но и в детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящие перед семьёй и детским садом, едины. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

   В группе созданы благоприятные, доброжелательные условия и комфорт. Дети чувствуют себя эмоционально положительно, спокойные, детский сад посещают без слез, с удовольствием, не хотят вечером уходить из детского сада. С каждым ребенком установлен близкий контакт и доверие в общении и работе.

Цель моей педагогической деятельности – создание благоприятных комфортных условий, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям.

    Поэтому, в своей работе я реализую задачи:

- обеспечить каждому ребенку возможность проживать дошкольные годы радостно и познавательно;

- создать условия для игровой, творческой, самостоятельной деятельности;

- использовать инновационные программы и методики, согласно возрасту;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей;

- формировать у детей бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

-формировать нравственно-патриотическое воспитание;

- обеспечить преемственность целей, задач и содержания между детским садом и начальной школой.

Решать эти задачи мне помогают следующие условия:  

- Создание предметно-развивающей среды, доступной, интересной и понятной каждому ребенку, развивающей активность, инициативность. Возможность использовать атрибуты, игры, игрушки, книги, картинки в своей деятельности по интересам.

- Создание зон ближайшего развития, которые развивают игровую и творческую деятельности, развивая двигательную, продуктивную, игровую, познавательную, театрализованную, конструктивную активности.

- Развитие детской инициативы. Умение самостоятельно делать выбор в игровой деятельности, участвовать в деятельности по интересам.

- Обеспечение эмоционально-психологического комфорта.

Использование современных технологий в образовательной деятельности,

успешность их применения

   Исходя из образовательных потребностей детей каждой возрастной группы в своей практической деятельности, я использую современные образовательные технологии в совместной деятельности с детьми:

Здоровье сберегающие технологии

    Приоритетной задачей этой технологии является укрепление и сохранение здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

    В течение дня для детей провожу динамические паузы, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз и т. д. Утром и после сна проводятся комплексы гимнастик (картотека утренней гимнастики и картотека после сна). Дети выполняют простейшие упражнения на дыхание, потягивания, совершают легкие пробежки с музыкальными упражнениями.

     С помощью пальчиковых гимнастик, физминуток, подвижных игр учимся развивать мелкую моторику рук, общую динамику движений. Эти игры способствуют не только появлению речи, ее правильному развитию, но и готовят руку к письму будущих школьников.

Личностно-ориентированные технологии

   Работая по этой инновационной программе, сотрудничество с детьми строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Работая в группе, в формате «Утреннего и вечернего круга», учимся слышать друг друга, обсуждаем интересующую тему, делимся впечатлениями, делаем выводы. Занятия провожу в разных формах (коллективные, по подгруппам, самостоятельные) по центрам. Дети сами выбирали центры активности, в которых они хотели бы работать. Особенно им нравилось работать по подгруппам. Одна подгруппа (не более 4-5 человек) работали по образцу, другая подгруппа работала с дидактическими играми, третьи – по карточкам с заданиями и т.д. В конце каждая подгруппа представляла свой результат. В свободной деятельности детям предоставлялось право самим выбирать деятельность по интересам. Особенную роль уделяла неуверенным детям в совместной деятельности, создавая ситуации их успешности. Регулярно использовала беседы, приемы активного слушания, чтения, обсуждения литературных материалов воспитательной направленности и т.д. При оценке деятельности детей всегда использую поощрение и похвалу.

    Используя в работе личностно-ориентированную технологию, я уделяю большое внимание предметно-развивающей среде. Эта среда, которая поддерживает и развивает детскую инициативу, предоставляет свободу выбора, способы самореализации, поддерживает самостоятельный творческий поиск, создает условия для представления своих достижений. Поэтому, работая на разновозрастной группе, я уделяю большое внимание созданию центров: игровой, творческий, «уголок природы», «конструкторское бюро», книжный, патриотический, музыкально-театральный уголок, центр экспериментирования, центр математики, центр развития речи.

Вывод: Разделение пространства группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, использовать конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалом. Моя задача как воспитателя – своевременно менять, пополнять, трансформировать материал в центрах активности, что позволяет организовать единую личностно - ориентированную систему совместной жизни взрослых и детей.  

Информационно-коммуникативные технологии

    В своей работе я активно пользуюсь ИКТ. Мне нравится использовать в работе готовые презентации и презентации, созданные самостоятельно.

    Активно использую интернет в работе.  Он позволяет выполнить быстрый поиск и подбор разного материала: иллюстрации, литература, познавательный материал к занятиям, методический, информационный, опыт других педагогов России.

     Работа на компьютере мне позволяет быстро, качественно и эстетично оформить документацию.

        В мобильном приложениях WhatsApp, Telegram, Сферум созданы группы, где идет общение, предоставление информации, консультации, объявления, фотографии, видео детей из режимных и образовательных моментов для родителей и педагогов. Эти приложения очень удобны для обратной связи.

Игровые технологии

   Для формирования навыков общения в социальной среде, в свободной деятельности, в познавательном развитии, я использую все виды игр, т.к. игра - основной вид деятельности у детей.   Именно в игре дети накапливают личный опыт, расширяют свой кругозор, познают мир. Я провожу занятия в игровой форме, готовлю много яркой наглядности – игр, чтобы все дети были вовлечены в учебный процесс. Коммуникативные навыки лучше развиваются через социализацию. Поэтому я в ежедневный план работы включаю сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольные, словесные, логические игры.

   В результате, дети учатся работать в коллективе, закрепляют социальные навыки, приобретают положительные качества, а самое главное развивают познавательные процессы.

Создание предметно-развивающей среды

    Предметно-развивающая среда стимулирует деятельность ребенка, чем бы он не занимался: конструированием, творчеством, спортом, исследовательской деятельностью или экспериментированием. Все уголки расположены в легкой доступности, чтобы каждый ребенок мог получить свободный выбор каких-либо инструментов и мог реализовать свои творческие, любознательные потребности с учетом возрастных особенностей.

Для гендерного воспитания в группе присутствуют: зона для девочек  (кухня, салон красоты, уголок ряженья, куклы, украшения) зона для мальчиков (набор транспорта, крупный строительный набор, технические игрушки).

     Все материалы и оборудование могут использоваться в разных образовательных областях, причем дети могут самостоятельно изменять развивающую среду по своему желанию.

     Оснащение уголков меняется, дополняется.

В своей педагогической практике я много времени уделяю познавательно – экспериментальной деятельности, в которой ребёнок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Моим девизом в работе являются слова: «Наука должна быть, весёлая, увлекательная и простая. Таковыми должны быть и ученье» (П.Капица). Мои принципы в работе предоставлять детям больше самостоятельности и право выбора, умение встать на позицию ребенка, видеть в нем личность и индивидуальность, помочь детям быть социально значимым и успешным, научить понимать, что все новое – это интересно.

Цель самообразования - развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.

На практике я использую занятия, отходящие от привычной структуры. Поэтому работа в детской лаборатории начинается с повторения правил поведения. На занятия к нам «заходят» Дед Знай, профессор Почемучкин, Капелька и другие знакомые детям персонажи, которые предлагают выполнить опыты или присылают в группу книгу или отвечают на детские вопросы. Для положительной мотивации деятельности детей я использовала различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта): тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора. После проведения экспериментов у детей возникает много вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне не знакома.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким

образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению

методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы

решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные

действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает

медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и

формулирование выводов.

После проведения экспериментов у детей возникает много вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Например, каждую осень деревья «раздеваются», как человек снимает одежду, так они сбрасывают листву, потому что готовятся к отдыху. Осень - это вечер года, зима - ночь года, зимой растения отдыхают, прикрытые снежным покрывалом.

Или их интересует, почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?

Я не тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Работа по данной проблеме ведется по разделам: «Неживая природа»,

«Живая природа», «Свойства материалов», «Человек и рукотворный мир».

В организации НОД в области «Познавательное развитие» использую разные формы: путешествия, научная мастерская, экскурсии, проектная деятельность, наблюдения. Тематика НОД была разнообразна: «Неведимка-воздух», «Волшебница Вода», «Царство магнитов», «Мир комнатных растений», «КВН – умники и умницы» и др. В организации НОД большое внимание уделяю игровой технологии, которая позволяет строить образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС. Дети становятся учеными, следопытами. Деятельность, в основе которой лежит игровая технология, приучает к серьезному труду.

Данная проблема решается мною при тесном взаимодействии с семьей. Родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Кроме этого, родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для просвещения родителей я проводила консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой», «Как проводить исследования с детьми». Большой популярностью и у детей, и у родителей пользовались тематические выставки: «Дары Осени», «Наши домашние питомцы», «Мир космоса», «Елочка – краса».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.  

Работая над проблемой патриотического воспитания, мною были обнаружены следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;

- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;  

- между         стремлением         педагогов         к         воспитанию         основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.  

Новизна моей работы заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному селу на основе обогащения социальных представлений детей.

При составлении перспективного плана работы мною была использована парциальная программа «Мой любимый Красноярский край» Шарыповского детского сада №1 «Белоснежка», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.  

Вся работа выстроена по блокам:

1. История Красноярского края.

Цель – пополнение знаний о прошлом края.

2. Природа моей «маленькой» Родины.

Цель – углубление и систематизация знаний о природных объектах, ознакомление дошкольников с животным и растительным миром Красноярского края, с заповедными местами.

3. Интересно мы живем в краю родном.

Цель – ознакомление с достопримечательностями родного края.

4. Народные промыслы.

Цель – воспитание чувства гордости за богатую ремеслами Красноярскую землю.

5. Поселок Бошняково и город Канск.

Цель – пополнение знаний о малой родине.

В системе формирования эколого-краеведческих представлений используются  различные культурно-смысловые контексты:

- игра (игровые обучающие ситуации с использованием игрового персонажа – куклы одетые в русские национальные костюмы, детские игры и упражнения, компьютерные игры, квест – игры и  др.),

- наблюдения,

- экспериментирование,

- моделирование,

- художественно-творческая деятельность,

- работа с книгой и разнообразными изобразительными материалами,

- детский досуг,

- акции.

Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Праздник победы», «Прогулка по поселку»). Активизирую развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. В своей работе по формированию национально-патриотических ценностей у дошкольников использую методические пособия: Алешиной Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», программу Князевой О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.

Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, заучиваем русские народные потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества:

«С родимой земли - умри не сходи».

«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит»

«Один в поле не воин»

«Храбрость города берёт»

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Воспитанники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Благодаря работе по патриотическому воспитанию мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Осенины», «Рождество» и «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Наши любимые, «Наш защитники», «Никто не забыт и ничто не забыто». Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.

Дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы, им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей.  Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Знакомлю детей с тяжелым крестьянским трудом на земле.  Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам.  

        В группе создан патриотический уголок, который постоянно пополняется материалами краеведческого содержания. Деятельность организуется в групповом помещении через создание игровых ситуаций с помощью куклы Маши, одетой в русский национальный костюм, которая вместе с детьми путешествует по малой и большой Родине. В патриотическом центре собран материал о Красноярском крае, промыслах, ремеслах, истории, архитектуре, укладе жизни жителей края, а также игры, альбомы и презентации по теме.

Анкетирование родителей подтвердило эффективность этой работы.  Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей села.

В течении двух лет являюсь соорганизатором Краевого финансового фестиваля. Чтобы лучше понимать, как правильно донести до детей азы финансовой культуры, прошла в 2024 году курсы в Красноярском институте повышения квалификации на тему «Основы финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации».

С детьми проводятся различные мероприятия: эксперимент «Что удобнее купюры или монеты», проект «Денежные истории», игра «Путешествие денежки», спортивное развлечение «Потерянный кошелек», мастер класс для родителей «Изготовление куклы Благополучницы» и др.

        Для успешной реализации разработанных мероприятий особое внимание уделяю созданию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. В группе был создан «Финансовый» уголок, атрибуты для игр в уголке (кошельки, сумки, бумажные деньги и монеты, пластиковые карты) подбор художественной литературы по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество, через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.

В игровой деятельности я подводила детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки».

Играя в настольно-печатные игры, лото «Что продается в магазине?», «Семейный бюджет», «Хочу, надо», «Деньги разных стран», «Где хранятся деньги», «Копилочка», «Круги Лулия» по финансовой грамотности и многие другие, решая проблемные ситуации, разгадывая экономические кроссворды позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам.

В своей работе я люблю организовывать с детьми праздники: писать сценарий, подбирать репертуар. Основная цель праздника в детском саду - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Проводится совместная работа с Бошняковским сельским клубом. На разные мероприятия мои дети выступают на сцене в клубе, вызывая восторг у взрослого населения поселка.

Я в составе рабочей группы принимала участие в разработке основной образовательной программы ДОУ. Для этого были пройдены курсы «Внедрение и реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательной практике» в Кемерово.

Большое внимание я уделяю развитию творческих способностей детей.

Мои дети постоянно принимают участие в конкурсах ДОУ, муниципальных конкурсах, а также во Всероссийских, где заняли призовые места. Сама участвую в различных конкурсах, являюсь участником различных вебинаров. У меня имеется свой сайт на nsportal.ru. Здесь я выкладываю свой наработанный педагогический материал.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентационная площадка опыта педагогов дошкольного образования "Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ"

Данное мероприятие поможет начинающему педагогу организовать работу  с родителями в нетрадиционной форме....

Анализ работы методического объединения педагогов дошкольного образования КГУ «Средняя школа №1 имени Димитрова» ООАФР за 2018-2019 учебный год.

Методического объединения педагогов дошкольного образования с начала 2018 учебного года работает над темой «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерс...

Анализ работы методического объединения педагогов дошкольного образования КГУ «Средняя школа №1 имени Димитрова» ООАФР за 2018-2019 учебный год.

Методического объединения педагогов дошкольного образования с начала 2018 учебного года работает над темой «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерс...

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"

Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...

Представление опыта работы на РМО педагогов дошкольного образования по направлению "Речевое развитие"

Одна   из   важных   для   дошкольного   возраста   деятельность   –   это общение. Оно - необходимое   условие   развития   личности. Зада...

Итоговая аттестационная работа Методический портфель педагога дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»   Центр реализации, сопровождения и экспертиз проектов и программ  ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА...