Представление опыта работы на педагогическом часе по теме самообразования:«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»
проект по развитию речи

Ольга Николаевна Варламова

Представление опыта работы на педагогическом часе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Проект по самообразованию на тему:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/08cd/000d282c-cf5d8c89/hello_html_m701a839e.jpg

Составила: Варламова О.Н.

воспитатель

г. Югорск 2021-2022 г.г.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Паспорт проекта

Название проекта

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»

Автор проекта

Варламова Ольга  Николаевна, воспитатель

Вид проекта

Игровой, долгосрочный, групповой.

Тип проекта по содержанию

Педагогический проект по самообразованию

Целевая установка

Основные целевые группы:

1. Дети старшей группы

2. Родители воспитанников

3. Педагоги

Сроки реализации проекта

Продолжительность проекта: 1 год.

2021-2022 учебный год  

Актуальность

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель проекта

Создание условий для речевого развития воспитанников посредством театрально-игровой деятельности.

Задачи проекта

 1. Формировать опыт речевого общения дошкольников на основе игровой драматизации.

2. Развивать все стороны устной речи: ЗКР, активный словарь, диалогическую и монологическую речь.

3. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности и игровому общению со сверстниками.

4. Воспитывать уважительное отношение дошкольников друг к другу.

 5. Организовать эффективное взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей посредством театрально-игровой деятельности

Методы реализации проекта

В процессе реализации проекта использовались следующие методы:

  • Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по теме;
  • Поиск информации в Интернете;
  • Наблюдение и сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Обобщение.

Ожидаемый результат

• умение владеть навыками выразительной речи; • умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству; • передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность; • умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

1.Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

2. Цель: Создание условий для речевого развития воспитанников посредством театрально-игровой деятельности.

Задачи:

1. Формировать опыт речевого общения дошкольников на основе игровой драматизации.

2. Развивать все стороны устной речи: ЗКР, активный словарь, диалогическую и монологическую речь.

3. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности и игровому общению со сверстниками.

4. Воспитывать уважительное отношение дошкольников друг к другу.

 5. Организовать эффективное взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей посредством театрально-игровой деятельности

Сроки реализации проекта: 2021- 2022г.г.

3. Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи; • умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству; • передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность; • умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

4. Участники проекта: дети старшего возраста группы № 8; воспитатели, родители.

Методы: Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

  • Наглядно-действенный метод:

•        показа видео, сказок (педагогами, детьми);

•        рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, журналов;

•        наблюдений;

•        экскурсий;

•        воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

  • Словесно-образный метод представляется в процессе:

•        чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

•        чтение сказок, рассказов, стихотворений детьми, воспитателем :

•        бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

•        ответов на вопросы педагога, детей;

•        проведения разнообразных игр;

•        сообщения дополнительного материала воспитателем;

•        загадывания и отгадывания загадок;

•        рассматривания наглядного материала;

•        рассказов детей о своих впечатлениях;

•        разбора житейских ситуаций;

  • Практический метод:

•        организация продуктивной деятельности: ИЗО, ручной труд (изготовление атрибутов)

•        проведение игр: сюжетно-ролевые, дидактические, речевые, подвижные и малоподвижные и др.

Формы взаимодействия:

С детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность (НОД);
  • театрализованная деятельность;
  • фантазирование;
  • импровизация;
  • речевые игры;
  • игровая деятельность.

С родителями:

  • родительские собрания, консультации;
  • показы итоговых занятий и результатов труда;
  • помощь со стороны родителей.

С педагогами:

  • педагогические семинары;
  • консультации.
  • Основные этапы реализации проекта по самообразованию

Этап / Сроки

Изучаемая проблема, вопрос

Предполагаемый результат

1 этап – диагностический

(Сентябрь  2021 года)

- Анализ затруднений, постановка проблемы;

- Выбор темы работы, осмысление последовательности своих действий

Тема выбрана и сформулирована, намечен первоначальный план работы

2 этап – прогностический

(Октябрь  2021 года)

- Определение целей и задач работы над темой;

- Разработка системы мер, направленных на решение проблемы;

- Прогнозирование результатов

Составлен и утверждён план работы, продумана система работы с детьми, с родителями, с коллегами, спрогнозирован результат

3 этап – практический

(Ноябрь 2021 года  –апрель 2022года)

- Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы (выполнение намеченного плана работы);

- Формирование методического комплекса;

- Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов;

- Корректировка работы.

План работы выполнен, дальнейшая работа по теме скорректирована.

4 этап – обобщающий

(май 2022 года)

- Подведение итогов.

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

- Представление материалов.

Подведены итоги работы по теме.

5 этап – внедренческий

(Дальнейшая педагогическая деятельность)

- Использование опыта в процессе дальнейшей работы;

- Распространение накопленного опыта.

Сложившаяся система работы по теме самообразования  используется постоянно в дальнейшей работе

План реализации проекта на 2021-2022г.г.

Форма проведения

Сроки проведения

Практические выходы

Изучение методической литературы по теме.

Cентябрь-Декабрь

Выбор темы.

Консультация для родителей «Роль театрализации в развитии речи ребенка».

Январь

Консультация

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр)

Знакомство с художественным произведением

Ноябрь - Апрель

Выступление на педсовете «Актуальность театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

Май

Доклад

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр

Ноябрь-Февраль

Создать картотеку театрализованных игр

Январь-Апрель

Картотека

Картотека потешек, песенок, хороводных игр

Январь-Апрель

Картотека

Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах

Январь-Апрель

Конспекты занятий и игры

Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка»

Февраль

Анкета

Консультации «Просто ли играть?», «Потешки для детей»,

«Театрализованные игры – играйте вместе с детьми»

Октябрь - Декабрь

Консультации

 Показ сказки «Колобок»

Октябрь

Совместные мероприятия с детьми

Ноябрь - Май

Конспекты развлечений

Заключение:

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам.

Всестороннее развитие детей через театрализованную деятельность будет эффективно в том случае, если оно будет представлять собой целостный процесс. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Это развивает не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Используемая литература:

1. Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005

2. Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002

3. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

4. Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.

5.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.

6. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.

7. Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.

8.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001

Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера , 2009.

 

9.Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. –  Мозаика - Синтез, 2008. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...

Консультация для педагогов ДОУ "Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности"

Создать через театрально-игравую деятельность условия для развития  связной речи дошкольника с помощью выразительных средств (мимика,жест, поза,походка,разыгрывание литераурного произведения)...

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности...