Представление опыта работы на педагогическом часе по теме самообразования:«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»
проект по развитию речи
Представление опыта работы на педагогическом часе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_protsesse_teatralno-igrovoy_deyatelnosti.docx | 147.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
дошкольные группы
Проект по самообразованию на тему:
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»
Составила: Варламова О.Н.
воспитатель
г. Югорск 2021-2022 г.г.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Паспорт проекта
Название проекта | «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности» |
Автор проекта | Варламова Ольга Николаевна, воспитатель |
Вид проекта | Игровой, долгосрочный, групповой. |
Тип проекта по содержанию | Педагогический проект по самообразованию |
Целевая установка | Основные целевые группы: 1. Дети старшей группы 2. Родители воспитанников 3. Педагоги |
Сроки реализации проекта | Продолжительность проекта: 1 год. 2021-2022 учебный год |
Актуальность | В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. |
Цель проекта | Создание условий для речевого развития воспитанников посредством театрально-игровой деятельности. |
Задачи проекта | 1. Формировать опыт речевого общения дошкольников на основе игровой драматизации. 2. Развивать все стороны устной речи: ЗКР, активный словарь, диалогическую и монологическую речь. 3. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности и игровому общению со сверстниками. 4. Воспитывать уважительное отношение дошкольников друг к другу. 5. Организовать эффективное взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей посредством театрально-игровой деятельности |
Методы реализации проекта | В процессе реализации проекта использовались следующие методы:
|
Ожидаемый результат | • умение владеть навыками выразительной речи; • умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; • проявлять интерес, желание к театральному искусству; • передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; • взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность; • умение последовательно высказывать свои мысли; • умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса; • выразительно читать стихотворный текст; • умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией. |
1.Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
2. Цель: Создание условий для речевого развития воспитанников посредством театрально-игровой деятельности.
Задачи:
1. Формировать опыт речевого общения дошкольников на основе игровой драматизации.
2. Развивать все стороны устной речи: ЗКР, активный словарь, диалогическую и монологическую речь.
3. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности и игровому общению со сверстниками.
4. Воспитывать уважительное отношение дошкольников друг к другу.
5. Организовать эффективное взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей посредством театрально-игровой деятельности
Сроки реализации проекта: 2021- 2022г.г.
3. Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи; • умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству; • передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность; • умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
4. Участники проекта: дети старшего возраста группы № 8; воспитатели, родители.
Методы: Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
- Наглядно-действенный метод:
• показа видео, сказок (педагогами, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, журналов;
• наблюдений;
• экскурсий;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
- Словесно-образный метод представляется в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• чтение сказок, рассказов, стихотворений детьми, воспитателем :
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр;
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций;
- Практический метод:
• организация продуктивной деятельности: ИЗО, ручной труд (изготовление атрибутов)
• проведение игр: сюжетно-ролевые, дидактические, речевые, подвижные и малоподвижные и др.
Формы взаимодействия:
С детьми:
- непосредственная образовательная деятельность (НОД);
- театрализованная деятельность;
- фантазирование;
- импровизация;
- речевые игры;
- игровая деятельность.
С родителями:
- родительские собрания, консультации;
- показы итоговых занятий и результатов труда;
- помощь со стороны родителей.
С педагогами:
- педагогические семинары;
- консультации.
- Основные этапы реализации проекта по самообразованию
Этап / Сроки | Изучаемая проблема, вопрос | Предполагаемый результат |
1 этап – диагностический (Сентябрь 2021 года) | - Анализ затруднений, постановка проблемы; - Выбор темы работы, осмысление последовательности своих действий | Тема выбрана и сформулирована, намечен первоначальный план работы |
2 этап – прогностический (Октябрь 2021 года) | - Определение целей и задач работы над темой; - Разработка системы мер, направленных на решение проблемы; - Прогнозирование результатов | Составлен и утверждён план работы, продумана система работы с детьми, с родителями, с коллегами, спрогнозирован результат |
3 этап – практический (Ноябрь 2021 года –апрель 2022года) | - Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы (выполнение намеченного плана работы); - Формирование методического комплекса; - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов; - Корректировка работы. | План работы выполнен, дальнейшая работа по теме скорректирована. |
4 этап – обобщающий (май 2022 года) | - Подведение итогов. - Оформление результатов работы по теме самообразования. - Представление материалов. | Подведены итоги работы по теме. |
5 этап – внедренческий (Дальнейшая педагогическая деятельность) | - Использование опыта в процессе дальнейшей работы; - Распространение накопленного опыта. | Сложившаяся система работы по теме самообразования используется постоянно в дальнейшей работе |
План реализации проекта на 2021-2022г.г.
Форма проведения | Сроки проведения | Практические выходы |
Изучение методической литературы по теме. | Cентябрь-Декабрь | Выбор темы. |
Консультация для родителей «Роль театрализации в развитии речи ребенка». | Январь | Консультация |
Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр) Знакомство с художественным произведением | Ноябрь - Апрель | |
Выступление на педсовете «Актуальность театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста» | Май | Доклад |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр | Ноябрь-Февраль | |
Создать картотеку театрализованных игр | Январь-Апрель | Картотека |
Картотека потешек, песенок, хороводных игр | Январь-Апрель | Картотека |
Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах | Январь-Апрель | Конспекты занятий и игры |
Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка» | Февраль | Анкета |
Консультации «Просто ли играть?», «Потешки для детей», «Театрализованные игры – играйте вместе с детьми» | Октябрь - Декабрь | Консультации |
Показ сказки «Колобок» | Октябрь | |
Совместные мероприятия с детьми | Ноябрь - Май | Конспекты развлечений |
Заключение:
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам.
Всестороннее развитие детей через театрализованную деятельность будет эффективно в том случае, если оно будет представлять собой целостный процесс. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Это развивает не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Используемая литература:
1. Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
2. Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
3. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
4. Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.
5.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
6. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
7. Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
8.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001
Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера , 2009.
9.Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – Мозаика - Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...
Консультация для педагогов ДОУ "Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности"
Создать через театрально-игравую деятельность условия для развития связной речи дошкольника с помощью выразительных средств (мимика,жест, поза,походка,разыгрывание литераурного произведения)...
Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности
Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности...
Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности
консультация для педагогов...
Представление опыта работы на педагогическом часе по теме: «Формирование двигательных навыков у детей раннего дошкольного возраста»
Представление опыта работы на педагогическом часе...
Представление опыта работы на педагогическом часе по теме самообразования: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Представление опыта работы на педагогическом часе...
Представление опыта работы на педагогическом часе по теме самообразования:«Актуальность театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»
Представление опыта работы на педагогическом часе...