Конкурсное движение как инновационный фактор развития в образовании
материал
Предварительный просмотр:
Ряд дошкольных учрежденй принимает участие в конкурсах это систематически, повышая престиж как педагогов, так и всей организации в целом, ведь «представляемая педагогами образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста в рамках конкурсного движения раскрывает не только творческий потенциал конкурсанта, но и уровень его профессионализма, методической грамотности, общей культуры, что очень ответственно, учитывая публичный характер конкурсов, их направленность на передачу лучших образцов педагогического опыта» [
Среди педагогов мнение о конкурсе неоднозначно: кто-то критикует его за формальность, кто-то оценивает мероприятие как шоу, но чаще всего, непосредственно участвуя в конкурсе, а также находясь в команде поддержки участника, видны другие, реальные стороны данного мероприятия, в ходе подготовки к которому возникает ряд сложных ситуаций или проблем.
Умение организовать себя, совместить и основную деятельность, и подготовку к конкурсу педагогического мастерства – дело, требующее дополнительных физических, умственных и психологических затрат. Практически всё свободное время с момента принятия решения участвовать в конкурсе посвящается именно поиску новых идей, того, что ещё никто не использовал в практической деятельности, но что так ценно и значимо для дальнейшей работы в сфере дошкольного образования
После конкурса педагогического мастерства, по опыту педагогов-наблюдателей и самих участников, предложенные материалы не всегда внедряются в педагогический процесс, либо внедряются не в полной мере. Чаще некоторые разработки так и остаются впоследствии невостребованными. Наблюдая за конкурсантами, было отмечено, что лишь часть участников и зрителей брали себе на заметку те или иные разработки, а ведь над ними пришлось работать не одну неделю или месяц. Но можно предположить, что для своей деятельности педагоги и управленцы будут брать только значимый материал, а значит стоит обратить внимание на качество представленных разработок каждой команде участников в процессе подготовки к конкурсу.
Всё чаще в конкурсе педагогического мастерства принимают участие молодые педагоги. Они инициативны, трудолюбивы, готовы бороться за лидерство, добиваться поставленных целей. Но при всём стремлении достижению поставленных целей конкурсантам необходима поддержка тех, у кого намного больше опыта в сфере образования, и чаще всего наставниками оказываются старшие воспитатели, методисты, завучи образовательных учреждений. Как отмечают сами участники конкурса, поддержка со стороны руководства необходима, важно знать, в правильном ли направлении идёт работа. Как правило, трудолюбивая команда целеустремлённых педагогов, действующая сообща, стремящаяся к единой цели и приводит, чаще всего, к достойному результату. Поэтому, наставникам, то есть заинтересованным людям, которые выдвигают участника на нелёгкий труд подготовки и участия в коркурсе, нужно осуществить безусловную поддержку своему конкурсанту, с помощью которой будет достигнут качественно высокий уровень.
акже, к участию в профессиональном конкурсе стремятся педагоги, которые готовы к соперничеству. Среди них те, кто хочет расти профессиона8сально. «Анализ пусть пока
Организаторы конкурса педагогического мастерства и его участники отмечают, что конкурс – это не только физическая и умственная нагрузка, но и психологическая. Практически в каждом образовательном учреждении работают педагоги-психологи. Не стоит пренебрегать их советами. Каждое выступление для большинства участников, даже опытных, - это стресс, преодолеть который помогут психологи – профессионалы в своей области. Умение правильно реагировать на стрессовые ситуации, справляться с волнением на сцене, быстро и спокойно принимать решения на внезапные изменения, использовать практические методы для снятия стресса перед выступлением, вот чем могут быть полезны наши коллеги.
Непосредственная подготовка к конкурсу – это, скорее всего, самый сложный пункт и требует постоянного стимулирования себя для данного вида деятельности. Пройдя один этап и отдав все силы для его качественного представления, нужно находить в себе силы двигаться дальше. Каждое мероприятие, будь то открытое занятие, мастер-класс или самопрезентация , требуют максимальной концентрации усилий на длительное время.
Много времени и сил занимает
подготовка сайта, его насыщенность, посещаемость, интересный дизайн и
актуальные материалы. Коллеги, много ли среди воспитателей тех, кто
профессионально владеет компьютерными технологиями, чтобы
самостоятельно справиться с этой проблемой? Требования к сайту растут: там
нужно разместить свою визитку, свой методический опыт, поделиться своей
инновацией. Подготовка к эссе – еще одна проблема, ведь важно и тему
раскрыть, и избежать орфографических ошибок, особенно это сложно тем
педагогам, которые владеют родным и русским языком.
Подготовка к мастерклассу занимает много времени, поскольку это единственное мероприятие,
которое можно отточить до совершенства в домашних условиях. А вот
подготовиться к проведению открытого занятия, попробовав
продемонстрировать в нем свою инновацию, задача наисложнейшая. Может оказаться так, что методика или прием, который подготовил участник конкурса,
дети не смогут осилить или он окажется не интересным для них.
На протяжении последних лет задания конкурса менялись. Разработчики
исходили из тех компетенций, которые становились важными для работы
воспитателя. Было время, когда ценилась монологическая речь воспитателя, и
одним из конкурсных испытаний была лекция. Сейчас важны другие
компетенции, и в лауреаты выходят те воспитатели, что смогли
продемонстрировать высокий уровень диалоговой речи, умение увидеть
индивидуальность каждого ребенка и увлечь детей своей технологией.
Проанализировав научно-методические исследования в данной области,
мы выделили работы В.А. Дубровской, JI.П. Дугановой, Н.В. Немовой, Е.М.
Пахомовой, в которых авторы рассматривают организационно-педагогические
условия проведения конкурсов профессионального мастерства как средства
повышения квалификации его участников. Анализу форм конкурсных
испытаний и типов конкурсных заданий посвящены работы Е.И. Власовой, К.А.
Митрофанова, С.В. Старобинского. Возможности конкурсного движения в
профессиональной адаптации молодого специалиста рассмотрены в работах
Н.В. Немовой и 3.Ю. Смирновой. Проблемы подготовки педагогов к
профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации получили
свое освещение в работах Г.И. Зиминой, Т.А. Соколовой. Однако проблема
профессиональной подготовки воспитателей к участию в конкурсах не нашла
монографического изучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в конкурсном движении педагога как средство развития профессионализма
В статье рассматривается роль конкурсного движения в ДОУ, даются методические рекомендации при организации и проведении конкурсов в дошкольном образовательном учреждении; показано обновление сод...
Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка
Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка...
Комплексный подход к развитию профессионализма педагога (конкурсное движение и др.) в условиях совершенствования системы оценки качества образования.
С чего же начинается путь педагога-конкурсанта? Как он становится участником городских, муниципальных, всероссийских этапов конкурса? Это самостоятельное или подсказанное руководством решение? Ч...
Конкурсное движение, как условие совершенствования профессионализма педагогов и фактор стимулирования к самообразованию.
В направлениях ВСОКО есть критерии, результаты которых напрямую зависят от нашей деятельности. Например, кадровый потенциал, в рамках которого оцениваются различные показатели непосредственной ра...
КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов является неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества тр...
Участие педагогов в конкурсном движении как ресурс профессионального развития
Наш быстро меняющийся окружающий мир требует постоянного повышения квалификации от многих специалистов, в том ...