Участие в конкурсном движении педагога как средство развития профессионализма
статья на тему
В статье рассматривается роль конкурсного движения в ДОУ, даются методические рекомендации при организации и проведении конкурсов в дошкольном образовательном учреждении; показано обновление содержания и технологий образовательного процесса. Система работы предназначена воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям; может вариативно использоваться учителями начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация - роль конкурсного движения в ДОУ, методические рекомендации при организации и проведении конкурсов в дошкольном образовательном учреждении; обновление содержания и технологий образовательного процесса. Продукт предназначен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям; может вариативно использоваться учителями начальной школы.
«Конкурсное движение в дошкольном образовательном учреждении как средство развития воспитанников»
Модернизация системы образования меняет представления о педагоге современного образования, государство и общество предъявляют к нему все более серьёзные требования. Вступил в силу приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1115 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В связи с этим одной из главных задач развития системы образования остается раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности. В ее решении важную роль играет конкурсное движение, которое направлено на поддержку и поощрение творческих педагогов, выявление талантливых детей, распространение передового педагогического опыта и повышение престижа педагогической профессии.
Конкурсы, соревнования являются важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера. Через такие состязания ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, приобретает уверенность в своих силах, первый опыт "разумного авантюризма". Это именно те качества, которых необходимы современным детям.
Участие в различных конкурсах позволяет детям проявить себя, развить свои таланты, а также получить педагогу определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.
Участие в конкурсном движении способствует эффективному развитию отечественной системы дошкольного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к воспитанию и обучению, развитию профессиональны компетенций.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования разносторонней и полноценной личности ребенка, развитие его творческих способностей.
Конкурсное движение решает задачи воспитания разностороннего и своевременного развития детей, способных к самоуправлению в условиях современного дошкольного образования.
Цель конкурсного движения – повышение самооценки детей, уверенности в своих силах, удовлетворение познавательных, художественно – эстетических потребностей, выходящих за рамки образовательной программы ДОУ.
Цель организации конкурсного движения в дошкольном образовательном учреждении - расширение социального и образовательного пространства для ребенка – родителя - педагога, создание условий для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении.
Цель внедрения конкурсного движения в дошкольные учреждения - развитие и выявление талантливых детей, взаимодействие с семьей.
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- развитие личностных качеств детей – любознательности, самооценки, внимательности, находчивости, воли, коммуникативности, креативности.
- стимулирование познавательного интереса воспитанников, повышение престижа знаний, интеллектуального и творческого потенциала детей.
- формирование у дошкольников культуры участия в конкурсах разного уровня и направленности;
- создание условий и мотивации у воспитанников для решения развивающих и интеллектуальных задач в конкурсном движении;
Конкурсное движение как инновационный фактор развития в образовании направлен на формирование разносторонней и полноценной личности ребенка, развитие его творческих способностей, повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога.
Личностные и профессиональные качества современного педагога:
- четкое видение современных задач образования;
- потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;
- создавать и постоянно обогащать культурно – информационную и предметно – развивающую среду;
- умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий и инновационных методов воспитания и обучения дошкольников;
- способность к самообразованию и личностному росту.
При выборе конкурсов педагог ориентируется на его уровень (статус), для учета индивидуальных возможностей детей, а так же методических задач образовательного процесса.
В конкурсное движение входят не только непосредственно конкурсы, но и фестивали, соревнования, турниры, выставки, которые бывают разной номинации: творческие (рисунок, поделка, декоратвно – прикладное творчество, фотография, видеопрезентация, цифровой мультфильм); интеллектуальные; литературные; танцевальные; музыкальные; спортивные.
Участие в конкурсном движении зависит от:
- инициативы педагога;
- творческого потенциала педагога и воспитанников;
- индивидуальных возможностей детей;
- изучения положения о конкурсе;
- тематического направления;
- статуса конкурса (уровень)
При организации и проведении конкурсов необходимо учитывать следующие критерии:
- мотивация для участия в конкурсе (значимость мероприятия, желание ребенка участвовать в мероприятии, победить в конкурсе, получить признание, похвалу и награду)
- материально – техническое оснащение (зависит от направления и тематики конкурса)
- стимулирование интереса воспитанников к конкурсу
- поддержка воспитанников и родителей во время участия в конкурсе
- подарки, призы, дипломы для всех участников конкурса.
Конкурсы на уровне дошкольного образовательного учреждения направлены на создание условий для развития творческого потенциала дошкольников.
При организации и проведении конкурсов в ДОУ необходимо учитывать оснащение материально-технической базы образовательного учреждения; индивидуальные возможности каждого ребенка; привлечение родителей к поддержке детей; план воспитательно- образовательного процесса.
В результате участия в конкурсах ДО№ у детей развиваются творческие способности, проявляется собственный интерес к участию в выставке, конкурсе рисунков, плакатов, аппликаций и поделок; воспитывается командный дух, чувство товарищества, стремление к победе; ведется пропаганда здорового образа жизни.
Конкурсы на муниципальном, областном, международном уровне направлены на выявление талантливых детей, развитие личностного потенциала дошкольников.
При организации данных конкурсов учитываются: индивидуальные возможности каждого ребенка; привлечение родителей к поддержке детей; готовность педагогов работать в новых условиях; мотивация детей к выступлению на публике.
В результате участия в конкурсах муниципального, областного, международного уровня у детей наблюдается развитие умения вести диалог не только со сверстниками, но и с другими участниками конкурса; повышение самооценки, воспитание соревновательного духа; повышается творческий поиск совместно с родителями решения проблемы; умение быть общительным и уверенным в себе.
Участие в интернет – конкурсах направлено на раскрытие духовного, интеллектуального, культурного потенциала детей в разных образовательных областях.
При участии в данных конкурсах учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка; владение педагогом интернет – ресурсами; привлечение родителей к поддержке детей (оценивание детских работ на сайте).
Отличительные особенности интернет – конкурсов: большой выбор сайтов с конкурсами разной тематики; не требует личного присутствия ребенка; в конкурсе принимает участие продукт (фотография, выполненные задания).
В результате участия в интернет – конкурсах появляется возможность ребёнка попробовать себя в разных областях знаний; раскрытие творческих, интеллектуальных способностей воспитанников; стимулирование мотивации развития способностей.
Участие в конкурсах – это серьёзное увлекательное испытание, которое становится для каждого ребенка новым этапом в жизни на пути к новым победам. На протяжении нескольких лет педагоги и воспитанники МДОУ «Детский сад №22» города Кириши являются активными участниками конкурсов муниципального, областного, международного уровней.
Главная направленность конкурсной деятельности - развитие творческой личности обучающегося, но менее важным является вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей - вопрос подготовки ребенка к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс.
Участие в конкурсе – это способ самореализации. Ребенку необходимо быть востребованным окружающими, получать от них моральную поддержку, которую сироты не дополучают в детском доме. Детям важно дать возможность сравнить свои достижения с успехами других, ощутить дух соревнования для того, чтобы воспитанники могли адекватно оценить свои силы и способности.
Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
Список литературы
*http://ds-petushok.edu22.info/data/documents/Konkurs-kak-effektivnoe-sredstvo.docx
*http://www.myshared.ru/slide/609021/
*http://detsadik3.ru/wp-content/uploads/2015/12/konkyrsnoe_dvigenie1.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Современный педагог дошкольного учреждения должен обладать особыми профессиональными и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с поставленными задачами, чутко реаги...
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Проблема развития профессионализма воспитателей....
"Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с родителями"
В презентации рассматриваются основные направления работы во взаимодействии с родителями, а также формы работы по каждому направлению. Представлен примерный кодекс общения во взаимодействии с родителя...
Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»
Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»Цель: Поиск эффективных форм взаимодействия и выработка ст...
«Конкурс как механизм роста профессионализма педагогов».
Конкурс – уникальный по эффективности инструмент педагогической поддержки личностного развития....
«Конкурс как механизм роста профессионализма педагогов».
Конкурс – уникальный по эффективности инструмент педагогической поддержки личностного развития....
ИКТ-компетентность педагога важная составляющая его профессионализма
Для повышения качества дошкольного образования в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий сферы образования фундаментальное значение приобретает проце...