КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
статья

Асланова Айна Мирталыбовна

Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов  является неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность педагога в конкурсном движении. Для того чтобы конкурсное движение развивалось, необходимо поддерживать педагогов, которые во многом определяют перспективы, стремятся к новым достижениям и доказывают это реальными делами и результатами. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и понимание. Роль старшего воспитателя состоит в формировании положительной мотивации педагогов к участию в конкурсной деятельности, обеспечении условия для творческого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_voz_aslanova_a_m.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Айна Мирталыбовна Асланова,

старший воспитатель МДОУ детский сад

«Аленький цветочек» ГО «Поселок Агинское»

КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

«Без стремлений к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности…»

(А. Дистервег)

        Двадцать первый век внёс масштабные изменения в систему образования. Поток информации, получаемый детьми, требует повышения кругозора и роста педагогических знаний со стороны их педагогов. Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Истинное знание – это индивидуальное знание, которое формируется из опыта собственной деятельности. Любое дело требует некоторого уровня компетентности. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. 

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

         Повышение профессиональной компетентности педагогов – это один из факторов эффективности внедрения ФГОС. Формирование новых подходов к образованию невозможно без изменения самого педагога, его мобильности, без его постоянного профессионального роста.

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Участие в конкурсе способствует выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования и стимулирования труда педагогических работников. Конкурсы приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу.

Еще Д. Карнеги отметил, что единственная возможность заставить человека что-либо сделать – это сделать так, чтобы человек сам захотел сделать это[1].

Смотр-конкурс — способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать свои результаты путем сравнения своих способностей с другими.

Конкурс (от лат. сoncursus) — сход, стечение, столкновение) — соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников.

Мотивация педагогических конкурсов, проводимых в детском саду, постепенно менялась. Если раньше педагоги стремились как можно больше получить дипломов, то сейчас их больше интересует содержание конкурса и возможность получить удовлетворение от творчества. На данном этапе основными целями проведения конкурсов являются не только личностное развитие педагогов и специалистов детского сада, но создание профессионального портфолио или персонального сайта педагога, отражающего его педагогические и творческих «находки».

При планировании каждого конкурса мы ориентируемся на возможности всего детского сада, уровень работы, индивидуальные особенности педагогов. Работа в данном направлении ориентирована на выявление и изучение педагогического опыта, организационно-методической работы, развитие предметной среды в возрастных группах. Разнообразие форм проведения конкурсов позволяет избежать рутинности и предсказуемости в плане воплощения замысла и адаптировать содержание каждого педагогического «состязания» к профессиональным запросам и годовым задачам нашего детского сада.

 С начала учебного года проходит цикл смотров-конкурсов, ориентированных, прежде всего, на организацию образовательного пространства (обогащение развивающей предметно-пространственной среды; обновление документации педагогов и специалистов в соответствии с актуальными задачами развития детского сада).

В смотре-конкурсе «Визитная карточка группы», казалось бы самом традиционном для каждого детского сада, ежегодно меняется форма презентации не только приемной каждой группы, но и методы и формы работы с родителями при встрече утром и вечером.

Обеспечивается профессиональный рост и совершенствование мастерства по всем показателям деятельности педагога (педагог, осуществляя творческую деятельность в каком-либо направлении, демонстрирует свои профессиональные знания в области дошкольного образования, компетентности взаимодействия с семьей воспитанника, знание нормативных документов) в таких смотрах-конкурсах, как конкурс «Развивающая предметно-пространственная среда группы, кабинета», где все воспитатели в виде интерактивной экскурсии познакомили со своими группами, а специалисты детского сада – кабинетами.  Некоторые педагогические находки по результатам данного конкурса были представлены в муниципальном конкурсе ГО «Поселок Агинское», где наш сад занял 1 место в номинации «Лучшая РППС группового помещения».

В течение учебного года проходят и более узкие по тематике смотры-конкурсы. Из годовой задачи по активизации деятельности педагогов в вопросах познавательного развития дошкольников прошёл конкурс по музейной педагогике. Воспитатели подключили к конкурсу и детей с родителями, благодаря этому во всех группах появились разнообразные музеи: «Музей пуговиц», «Музей часов», «Кукольный музей».  Инструктор по физической культуре стал лауреатом всероссийского конкурса с проектом «Музей Мячи».

        Конкурсы  помогают не только опытным педагогам, но и молодым специалистам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства. Участие в подобных конкурсах способствует изучению и освоению педагогического опыта, получению оценки собственной деятельности, способствует созданию имиджа учреждения в педагогическом сообществе в условиях существующей здоровой конкуренции. Разрабатывая смотры и конкурсы, мы стараемся ставить педагогов в позицию исследователя, затрагиваем те вопросы, в которых они испытывают трудности, тем самым мотивируя их на преодоление собственных затруднений, повышаем потребность в самосовершенствовании.

     Например,  у многих педагогов вызывало затруднение создание видеороликов в различных программах. Для решения этой  проблемы для педагогов был проведен мастер-класс по данной теме и объявлен конкурс видеороликов «Наши будни». В конкурсе приняли участие все педагоги детского сада. Педагоги подошли ответственно к проведению конкурса. Оценивались актуальность, новизна и теоретическая обоснованность, результативность, практическая направленность, эстетичность оформления. У каждого воспитателя есть своя изюминка. Педагоги в своих видеопрезентациях  поделились с коллегами своими находками и открытиями, идеями и секретами педагогического мастерства. Видеоролики, победившие в конкурсе были,  размещены на официальном сайте детского сада.

     Также педагоги нашего учреждения принимают участие в дистанционных конкурсах, благодаря которым педагоги учатся грамотно использовать ресурсы сети «Интернет», осознают, что сфера их деятельности представляет собой открытое образовательное пространство, где они могут поделиться опытом с другими педагогами.

При подготовке и проведении конкурсов мы придерживаемся следующего алгоритма.

На первом этапе старшему воспитателю необходимо разработать Положение о конкурсе (которое является Приложением к годовому плану и утверждается заведующим) и ознакомить с ним педагогов. При этом задачи конкурса должны быть ясными, максимально конкретными, отражающими годовые задачи детского сада и приближенными к потребностям педагогов. Далее старший воспитатель разрабатывает требования к оформлению – знакомит с требованиями педагогов; подбирает методическое обеспечение на тему конкурса.

На втором этапе в задачи каждого педагога, участвующего в конкурсе, входит: самостоятельное изучение Положения; ознакомление с требованием к оформлению, с подборкой методической литературы; придумывание замысла; подбор дидактического и методического материала и пр.; привлечение родителей и детей к оформлению; представление опыта в указанные сроки.

На третьем этапе жюри конкурса: разрабатывает оценочные карты по критериям конкурса; балльную систему для оценки опыта; оценивает опыт по выработанным критериям, подсчитывает набранные баллы, распределяет призовые места (если есть необходимость, проводится голосование); составляет справку об итогах смотра-конкурса.

Четвертый этап в организации конкурса входит в функции заведующего и включает в себя: разработку системы стимулирования активности педагогов (призы, дипломы; награждение).

На последнем, пятом этапе старший воспитатель и педагоги: организуют «экскурсии» для просмотра опыта победителей конкурса; оформляют фоторепортаж о проведённом конкурсе (рефлексия). На этом же этапе происходит обобщение и распространение опыта работы детского сада.

        Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов  является неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность педагога в конкурсном движении. Для того чтобы конкурсное движение развивалось, необходимо поддерживать педагогов, которые во многом определяют перспективы, стремятся к новым достижениям и доказывают это реальными делами и результатами. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и понимание. Роль старшего воспитателя состоит в формировании положительной мотивации педагогов к участию в конкурсной деятельности, обеспечении условия для творческого развития.

Мы считаем, что если педагог пожелает и начнет работать над собой, он непременно повлияет и на процессы, которые определяют качество и результативность, станет «двигателем» нового и интересного, будет активно проявлять свои способности и творчество. То есть все зависит, в первую очередь, от желания и готовности воспитателя или специалиста меняться, совершенствоваться, развиваться, решать задачи образования на качественно новом уровне, а это, в свою очередь, гарантирует появление и нового результата в деятельности всего детского сада.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995.
  2. Ильина С.К. Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
  3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.
  4. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов / Н.В. Елжова. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 1997.


[1] Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...

Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции

quot;Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования". Николай Александрович Рубакин...

«Использование ИКТ в работе с дошкольниками, как фактор повышения профессиональной компетенции педагога ДОУ»

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимед...