Проблема качества образования в детском саду.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_kachestva_obrazovaniya_v_dou.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема качества образования в ДОУ.
Проблема качества образования находится в постоянной динамике. Не существует пока еще методик определяющих качество образования в той или иной степени. Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой.
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.
Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Оценка качества в системе дошкольного образования осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым.
Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГОС предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Одним из условий формирования общественно-ценной мотивации в профессиональной деятельности педагогов, при которой обеспечивается эффективность управления образовательным учреждением, является развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в ДОУ. Понятие «компетентность педагога» понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной и окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение и обновление профессиональной компетентности и других внутриличностных характеристик воспитателя детского сада.
Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. При слабой мотивации к профессиональному ауторазвитию профессиональная карьера заходит в тупик - растущие профессиональные знания, умения и навыки ведут не к мастерству, а к ремесленничеству, то есть качественному, но без социально-ценностной мотивации, исполнению своих профессиональных обязанностей. Если специалист не ставит перед собой творческих задач, а просто добросовестно работает – день за днем, одно и то же - он теряет себя в рутинности. Результатом этого становится «профессиональное выгорание»; накапливается «профессиональная» усталость, раздражение, нежелание работать. Такое часто происходит, когда человек, вдруг, понимает, что неправильно выбрал профессию, но ничего уже изменить нельзя... нет необходимых ресурсов (денежных, временных и т.д.). Если в результате внутренней работы над собой или при помощи специалиста-психотерапевта субъект сможет трансформировать свою Я-концепцию и отношение к происходящему, найдет и (или) обновит смысл жизни и деятельности, стимулирующий у него мотивацию к социореализации в профессиональной деятельности, то человек снова может продуктивно работать.
Таким образом, эффективность формирования позитивной профессиональной позиции в процессе повышения квалификации обеспечивается комплексом созданных условий. К ним относятся, прежде всего, рассмотренные нами психолого-педагогические условия, такие как:
1.Формирование позитивной мотивации профессионально-педагогической деятельности, актуализация и обогащение опыта воспитателя (презентация содержания своей деятельности, стажировка, наставничество, курсы повышения квалификации, открытые просмотры).
2.Организация взаимодействия педагога-психолога с воспитателем детского сада (обеспечение рефлексии деятельности).
3.Организация методического сопровождения - создание программы самообразования, как важного фактора в развитии профессиональной компетентности каждого педагога (например, освоение образовательных, информационно-коммуникативных технологий в рамках школы молодого педагога, семинаров, тренингов).
4.Организация системы комплексного сопровождения ребенка.
5.Наличие системы стимулирования воспитателей.
6.Разработка и выпуск информационных, методических пособий.
Итак, следует отметить, что при реализации вышеперечисленных условий, в ДОУ складывается система повышения квалификации педагогического персонала, создаются необходимые условия, благоприятствующие организации и осуществлению повышению профессиональной компетентности.
Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ. Вопрос об оценке качества дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут:
- разработаны единые показатели и критерии оценки;
- определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проблемы литературного образования в детском саду"
В данной работе отражена актуальность литературного образования детей в дошкольнолм учреждении; особенности восприятия детьми дошкольного возраста творчества Пушкина. Представлен конспект сценария-утр...
Проект программы управление качеством образования в детском саду
Обучение педагогов технологиям проектирования и естественного включения семьи в проектную деятельность....
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Управленческий проект...
«Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества образования в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
Презентация о социальном партнерстве...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В последнее время на федеральном уровне в нормативном правовом регулировании оценки качества образования произошли значительные изменения. Во-первых, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «...
Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....
Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду
МАСТЕР - КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....
- Мне нравится (1)