Дополнительные образовательные услуги
статья

Пономаренко Анна Николаевна

Ценность образования в обществе объясняется необходимостью повышения уровня образованности населения в соответствии с требованиями современного мира, влиянием технического и информационного прогресса во всех сферах жизни. Образование – это та часть человеческой жизни, которая формирует интеллектуальное, духовное и культурное состояние общества. В связи с этим, одной из главных задач государственной политики является обеспечение образования и его качества на всех уровнях, в том числе и дошкольном.

Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_platnye.docx44.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организации платных образовательных услуг»

Статья

Выполнила:

Пономаренко Анна Николаевна

Ведение:

 «Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка»

В.И. Слободчиков.

Ценность образования в обществе объясняется необходимостью повышения уровня образованности населения в соответствии с требованиями современного мира, влиянием технического и информационного прогресса во всех сферах жизни. Образование – это та часть человеческой жизни, которая формирует интеллектуальное, духовное и культурное состояние общества. В связи с этим, одной из главных задач государственной политики является обеспечение образования и его качества на всех уровнях, в том числе и дошкольном.

В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях (статья 43 Конституции Российской Федерации; пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» основной образовательной целью деятельности дошкольной образовательной организации является реализация программ дошкольного образования.

Однако, последние изменения, которые претерпела система дошкольного образования в России, связанные с введением Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования привели к ряду качественных преобразований в дошкольном образовании. Появились новые педагогические технологии, усилилась вариативность программно-методического обеспечения, начал формироваться качественно иной механизм экспертной оценки  мониторинга качества оказании

образовательных услуг. Последнее стало одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации.

Процедура проведения внутренней оценки качества дошкольного образования регламентируется Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и рассматривает основные показатели проведения процедуры самообследования дошкольной образовательной организации, которая осуществляется согласно приказу МОиН РФ №462 от 14.06.2013 года.

К таким показателям относятся образовательная деятельность; система управления организации; содержание подготовки обучающихся; организация учебного (образовательного) процесса; кадровое обеспечение; учебно-методическое обеспечение; библиотечно-информационное обеспечение; материально-техническая база; функционирование внутренней системы оценки качества образования; анализ показателей деятельности организации.

Объект исследования: дополнительные образовательные услуги.

Предмет исследования: влияние дополнительных образовательных услуг на оценку качества дошкольного образования.

Гипотеза исследования: если расширить сеть дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ, то повысится удовлетворенность населения в всестороннем развитии детей, а также появится привлечение средств из дополнительных источников финансирования на развитие материальной базы и повышение заработной платы сотрудников, что повлияет на повышение качества дошкольного образования в целом.

Дополнительные платные образовательные услуги в дошкольном образовательном учреждении

«Дополнительное» не означает «второстепенное образование». В современном мире именно дополнительное, неформальное, открытое, персональное образование… играет всё более и более значимую роль. Именно дополнительное образование призвано дать ребёнку навык адаптации к стремительно меняющимся условиям окружающего мира…

Д.В.Ливанов

Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Возможны два уровня интеграции дошкольного и дополнительного образования: внешний и внутренний. Внешняя интеграция – когда ДОО сотрудничает с учреждениями спорта, культуры, науки и образования, чтобы создать условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

Внутренняя интеграция реализуется в ДОО в формате различных видов творческих объединений воспитанников в системе дополнительного образования. Это позволяет воспитателям и педагогам дополнительного образования        совместно        решать        задачи индивидуально- дифференцированного подхода.

Дошкольные образовательные организации осуществляют свою деятельность     в соответствии     с ФГОС      ДО (Приказ      Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).    

   Главный принцип Стандарта – вариативность образования, которая предполагает создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках детского сада.

Дополнительное образование создает условия для поддержки индивидуализации         и самореализации         детей,         удовлетворения их потребностей. Кроме того, система дополнительного образования способна обеспечить плавный переход от проявления у дошкольника интереса к развитию его способностей и активности, что имеет большое значение для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Таким образом, цели дошкольного основного и дополнительного образования   совпадают –    развивать    гармоничную    личность    ребенка и повышать качество целостного образовательного процесса. Следовательно, их можно объединить в условиях одного детского сада.

При этом реализация программ дополнительных общеразвивающих программ (кружково-студийные формы организации образования дошкольников) не входит в ООП ДО, а значит, не может осуществляться за счет бюджетных средств.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ, «направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту…». В Концепции важное место отводится персонализации дополнительного образования, что является особенно сложной задачей в условиях дефицита бюджета. Дошкольные образовательные учреждения получают установленный размер государственного финансирования, но этого недостаточно, чтобы заниматься постоянным развитием детей и быть конкурентоспособными на рынке дополнительных образовательных услуг.

Поэтом наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное. Его ценность - в практическом приложении знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, что стимулирует познавательную мотивацию. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современной жизни и полноценной организации свободного времени. В этих условиях все большую актуальность приобретает проблема привлечения внебюджетных средств.

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер. Организация платных образовательных услуг должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом, законом «О защите прав потребителей» и другими.

Заключению договора оказания платных образовательных услуг предшествует обязанность по информированию потребителя таких услуг об их существенных свойствах, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

В статье 101 федерального закона указывается, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Дополнительное образование дает ребенку-дошкольнику право на ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций в рамках одного образовательного учреждения.

Такое включение дает значительные преимущества по сравнению с другими институтами обучения и воспитания, поскольку реализация способностей детей в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей и их семей в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями, возможность

выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Постановление Правительства РФ юридически закрепляет порядок оказания платных образовательных услуг. Отмечается, что Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. Четко представлен порядок предоставления информации о платных образовательных услугах, заключения договоров, обязанность исполнителя до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора и т.д. Статья 101 федерального закона содержит важную гарантию для обучающихся: услуги, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и оказываемые в рамках выполнения задания, не должны быть платными для обучающихся.

Теоретические аспекты оценки качества дошкольного образования.

Одним из основных приоритетов современного этапа развития российского образования является повышение качества образования, приведение его в соответствии с мировыми стандартами. В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается объективная потребность усиления внимания государства и общества к дошкольному образованию. Проблема качества дошкольного образования существовала в педагогической практике всегда. На разных этапах развития нашего государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого, определялась государственная политика в области дошкольного образования. Все эти попытки, в целом, носили        эпизодический,        не        системный        характер: в большинстве        своем «качество» определялось интуитивно, на личностном, житейской уровне.

Качество дошкольного образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте.

Впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), обозначившей четыре основных принципа:

  • гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
  • развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;
  • дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
  • деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания общеобразовательных программ детского сада.

Согласно нормативным документам 1990-2000-х годов качество дошкольного образования определялось только условиями, которые были созданы в детском саду. Система государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений, которая существовала до 2007

года, предусматривала оценку качества образования в конкретном дошкольном учреждении через знания, умения и навыки детей подготовительной к школе группы. Для этого использовали оценочные методики тестового типа, а также анализировали результаты продуктивной деятельности дошкольников. Сегодня для оценки качества дошкольного образования невозможно ограничиться только оценкой достижений ребенка или созданных условий.

Федеральный   закон    от 29.12.2012    № 273-ФЗ    «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) вводит нормативное определение качества образования – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». При этом ФГОС ДО определяет результаты дошкольного образования в виде целевых ориентиров, но запрещает их оценивать.

На основании положений Закона № 273-ФЗ и ФГОС ДО качество дошкольного образования можно определить как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (выраженных, прежде всего, во ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОО, учителей начальной школы.

В настоящее время педагогические исследования проблемы качества разрабатываются в следующих направлениях:

  • понятие качества образования;
  • способы оценивания качества образования;
  • механизм управления качеством образованием;
  • информационные технологии, мониторинг и качество образования.

Разработанная основная образовательная программа дошкольного образования, еще не является гарантией качества дошкольного образования в той или иной образовательной организации. Необходимы соответствующие условия для того, чтобы она была эффективно реализована, а окончательные выводы о ее эффективности можно сделать только после достижения детьми планируемых в данной программе результатов. Аналогично: прекрасные условия для осуществления образовательного процесса – тоже не гарантия качества дошкольного образования, если, например, образовательная программа разработана с нарушениями нормативных требований, предъявляемых к ней.

Анализ нормативных документов в сфере дошкольного образования, научно-педагогический и практический опыт работы в разных образовательных системах позволяет сделать вывод о том, что качество дошкольного образования определяется созданными в дошкольной образовательной организации условиями, эффективностью реализуемых образовательных программ, а также образовательными результатами воспитанников.

Дополнительные платные образовательные услуги как одно из условий повышения качества дошкольного образования.

Для рынка образовательных услуг характерна своя специфика. Она состоит в том, что качество услуги нельзя адекватно оценить в процессе потребления, качество образовательных услуг зависит напрямую не только от использования современных образовательных и воспитательных технологий, наличия высококвалифицированных педагогов, но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение. Однако образовательные услуги - это высоколиквидный и социально значимый товар. Большинство родителей заинтересованы в получении дополнительного образования их детьми.

Образовательная программа становится тем документом, который позволяет разграничить платные и бесплатные услуги образовательных учреждений, и сделать это, следовательно, можно лишь применительно к каждому конкретному образовательному учреждению, что, в свою очередь, позволяет разнообразить и индивидуализировать образовательный маршрут дошкольника. Все это и способствует повышению качества дошкольного образования.

Работая в сфере дополнительного образования мы ежегодно проводим мониторинг на выявление спроса на образовательные услуги и на оценку качества дополнительного образования. Далее хотелось бы более подробно рассказать о работе над повышением качества дополнительных образовательных услуг.

Оказание платных дополнительных образовательных услуг регулируется законами РФ и инструктивно - директивными материалами вышестоящих организации. Мы внимательно изучили законодательную базу. Знание законодательной базы позволило избежать ошибок связанных с нарушением финансовой дисциплины.

Заключение

«Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р. Киплинг.

Потенциал дополнительного образования используется для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечивает повышение качества образовательных услуг. Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных педагогов. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Одним из условий управления качеством образования является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования...

"Необходимость введения платных дополнительных образовательных услуг в детские дошкольные образовательные учреждения"

В статье отражены основные аспекты введения дополнительных образовательных услуг в дошкольные образовательные учреждения в соответствии с запросами ребенка и самих родителей, с целью улучшения материа...

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА»

Образовательная программа по платной дополнительной образовательной услуге «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА» направлена на формирование логического мышления через развитие мыслительных операций: анализа, синт...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «НЕСКУЧАЙКА» (ЛОГОРИТМИКА)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫТип программы: образовательная.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...