ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА»
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Образовательная программа по платной дополнительной образовательной услуге «РАЗМЫШЛЯЛОЧКА» направлена на формирование логического мышления через развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации, сравнения, абстрагирования и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmyshlyalochka.docx | 44.92 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка детский сад №133
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №133
__________ Н.П. Мариновская
«____» ________________ 20_____г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ
«РАЗМЫШЛЯЛОЧКА»
(формирование логического мышления через развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации, сравнения, абстрагирования и др.)
Программу составила
учитель – логопед Е.Ю. Исакова
Рассмотрено и одобрено
педагогическим советом № ____
от «____» ____________ 20___ года
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Тип программы: образовательная.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная.
Возрастная направленность: 5-7 лет
Продолжительность реализации программы: два года.
Временной режим: 1 занятие в неделю, продолжительностью 25-30 минут.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти
дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Цели курса занятий:
- Развивать логическое мышление детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
- Формирование волевой регуляции деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми.
Основные задачи курса занятий по развитию логического мышления:
- развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
- учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
- учить классифицировать предметы по различным основаниям;
- учить сравнивать предметы и образы;
- учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- развивать быстроту мышления;
- побуждать делать самостоятельные выводы;
- учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- привить ребенку умение подчинять свою работу ( деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил;
- привить дошкольникам морально-нравственные представления об организации общения друг с другом.
В основе программы лежат следующие принципы:
- принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не только умения, но и навыка;
- принцип положительного подкрепления;
- принцип динамического изучения;
- принцип последовательности;
- от частного к общему;
- принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными;
- принцип уважительного отношения друг к другу.
Формы работы:
- подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
- игры;
- упражнения;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
- интеллектуальные викторины…
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
- Физминутка.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Целевые ориентиры: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Итоговые формы учёта и контроля:
- итоговые открытые занятия;
- совместные мероприятия с родителями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Тематическое планирование
1 год обучения (старшая группа) | ||||
№ | Тема | Кол-во часов | Цель занятия | Содержание |
1 | Вводное занятие. | 1 | Создание благоприятного психологического климата в группе, знакомство дошкольников с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них. Формирование у детей интереса и положительного отношения к занятиям в группе. Изучение необходимых учебных принадлежностей для занятий. | «Давайте познакомимся», «Назови свое имя ласково», «Назови правило» (карточки) |
2 | Сравнение. | 3 | Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления. | Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось». Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. Занимательные вопросы, загадки – шутки. |
3 | Анализ – синтез. | 3 | Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. | Д/И «Дополни картинку», «Что для чего», «Подскажи Незнайке» «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему» Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами. Решение логических задач. |
4 | Обобщение. | 3 | Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. | Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом». «Логические цепочки». Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. Выкладывание картин из счётных палочек. |
5 | Классификация. | 3 | Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. | Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ» Д/И «Подбери и назови». Игра с палочками Кюизенера. Учимся отгадывать загадки. |
6 | Систематизация. | 3 | Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ. | Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов». Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». Графический диктант. |
7 | Ограничение. | 3 | Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. | Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее». «Найди фрагменты изображений». Игра с блоками Дьенеша «Найди клад». |
8 | Умозаключения. | 3 | Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. | УД/И «Потому, что…», «Логика». Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши». |
9 | Установление причинно-следственных связей. | 3 | Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | . Д/И «Почему это произошло». Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. Логическая мозаика. |
10 | Смысловое соотнесение. | 2 | Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. | Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое», «И хорошо и плохо». Придумывание небылиц. Нарисуй справа такую же фигуру. |
11 | Угадай-ка. | 1 | Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. | Игра с логическими блоками Дьенеша. Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. Решение логических задач. Графический диктант. |
12 | Семь раз отмерь, один раз отрежь. | 1 | Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. | Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка». Задачи – шутки, занимательные вопросы. Д/И «Что делать?» |
13 | Повторение. | 1 | Закрепление пройденного материала. | Игры на выбор детей. |
Итого | 30 | |||
2 год обучения (подготовительная к школе группа) | ||||
№ | Тема | Кол-во часов | Цель занятия | Содержание |
1 | Добро пожаловать в гости к Размышлялочке | 1 | Знакомство с программой занятий, изучение творческих мастерских. Развитие логического мышления, когнитивной сферы, внимания, произвольного поведения. | «Раскрась круги», «Дорисуй узоры по образцу», игра «Зеваки» (М.Чистякова), «Подбери узор» (игра, 27) |
2 | Попробуй, разберись! | 2 | Развитие логического мышления, когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую. | «Лабиринт», «Узнай по контуру», «Слушай хлопки» (М. Чистякова), «На что это похоже» (игра,26) |
3 | Наш первый эксперимент | 2 | Развитие наглядно – образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам. | «Продолжи узор», «Игра с обручами», игровые упражнения с блоками Дьенеша, «Сравни и подбери», (игра, 28), «Четвертый лишний» ( игры, 8) |
4 | Продолжение эксперимента | 1 | Развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания. | «Продолжи узор», «Игра с обручами», игра «Пожалуйста», «Определи на слух», «Подбери по смыслу» (игра, 24, 31) |
5 | Перепутанные буквы | 2 | Развитие наглядно – образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости внимания. | «Узнай по контуру», «Разложи буквы по ящичкам», «Дорисуй узор», игра «Расставь посты», «Логический поезд» (логика, 34), «Чья тень» (презентация) |
6 | Ассоциации | 2 | Развитие логического мышления, когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам. | «Конкретизация абстрактного», активная игра «Кричалки – шепталки – молчанки» (И. Шевцова), «Раскрась по образцу», «На что это похоже» (игра, 26), «Собери свой город» (игра, 32) |
7 | Что спрятано? | 1 | Развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки. | «Что спрятано?», «Волшебный мешочек», игра «Улитка» (Н. Кряжева), «Повтори рисунок», «Где я это видел?» (игра,34) |
8 | Волшебные клеточки | 2 | Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики. | «Заполни пробел», активная игра «Зоопарк», «Сделай копию», «Логика» (логика, 42), работа с игровизором. |
9 | Тренируем память | 1 | Развитие логического мышления и когнитивной сферы. | «Запоминание слов», активная игра «Мы такие разные», «10 картинок», «Развиваем память» (игра,21) |
10 | Что на что похоже? | 1 | Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики руки. | «Что на что похоже?», «Повтори рисунок», активная игра «Ой, ой, ой», «Подбери по смыслу» (игра,24,31), «На что это похоже?» (игра,26), «Загадки – тени» (презентации) |
11 | Поиграем с Размышлялочкой | 1 | Развитие логического мышления, когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков. | «Найди закономерность», «Дорисуй картинку», «Место рядом со мной свободно…», «Разгадай головоломку» (математика,43), «Сравни и подбери» (игра,28) |
12 | В гостях у сказки | 2 | Развитие логического мышления, когнитивной сферы, навыки комбинирования, мелкой моторики. | «Заколдованный сказочный герой», «Сломанные сказки», активная игра «Пары слов», «Что такое хорошо…» (презентация по мотивам стихотворения В.Маяковского) |
13 | Учимся думать | 2 | Развитие словесно-логического мышления, когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмпатии, внимания, мелкой моторики руки | «Назови одним словом», «Логические задачи Размышлялочки», игра «Войди в круг – выйди из круга», «Помоги Размышлялочки», «Решение логических задач» (А.Ф. Ануфриев), игра «Съедобное – несъедобное» (игра, 25), «Логический поезд» (логика, 34) |
14 | Заколдованные слова | 3 | Развитие логического мышления, когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве, формирование умения устанавливать связи между понятиями. | «Анаграммы» (А.Ф. Ануфриев), игра «Угадай животное», «Чья тень» (презентации), «Повтори рисунок», «Найди соотношения» (А.Ф. Ануфриев), игра «Ой, ой, ой», «Волшебные слова» (развитие речи, 16), «Синонимы» (презентация), «Антонимы» (презентация). |
15 | И снова сказки! | 1 | Развитие логического мышления, когнитивной сферы, навыков комбинирования и коммуникации. | «Заколдованный сказочный герой», «Пазлы», «Изобрази предмет», «Три котенка» (презентация по мотивам рассказа В. Сутеева) |
16 | Царство геометрических фигур | 2 | Развитие логического мышления, когнитивной сферы, навыков комбинирования, мелкой моторики руки, внимания, умения ориентироваться в пространстве. | «Наводим порядок», «Собери по образцу», «Разгадай головоломку» (логика,43), «Найди по описанию» (игра,33), игры с блоками Дьенеша, «Повтори рисунок», игра «Геометрические фигуры», «Найди закономерность и заверши чертеж» (О.В. Узорова) |
17 | Волшебный лес | 1 | Развитие логического мышления, когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики руки. | «Логические задачи» (А.Ф, Ануфриев), «Повтори рисунок» (О.В. Узорова), «Что такое лес?» (презентация), игра «Медвежата» (игра, 30) |
18 | Умники и умницы | 2 | Развитие логического мышления, когнитивной сферы и внимания. | «Реши примеры» (О.В. Узорова), раскраска «Лошадка» (презентация), игры «Четвертый лишний», «Как было раньше?», «Что сначала, что потом» (развитие речи, 33) |
19 | Заключительное занятие «О чем говорит линейка роста?» | 1 | Развитие логического, творческого мышления, мелкой моторики руки, подведение итогов. | Рефлексия. Подвекдение итогов. Игры на выбор. Изготовление поздравительной открытки другу, Размышлялочке и ее вручение. |
ИТОГО | 30 |
Литература
- Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
- Альтхауз Д., Дум Э.Цвет- Форма- Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста- М.:Просвещение, 1984.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
- Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).
- Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. - Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.
- Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.
- Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003.
- Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: Московский психолого-социальный ин-т,1998.
- Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
- Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". М., 1967.
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991.
- Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
- Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера –М.:Педагогика,1969.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред.О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой –М.: Изд. «Гном и Д»,2000.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986.
- Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.
- Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.:- АСТ-ПРЕСС, 1999.-240с.
- Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 1999. - 319 с.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Речь, 2003.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М.: Просвещение, 1988.-190с.
- Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003.
- Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности-М.: Гном и Д,2000.
- Копытов, Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.- АСТ- ПРЕСС, 1999.-240с.
- Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.211-212
- Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2003 г.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.-М., 1983 (Мышление: 79-92).
- Лурия А.Р. Язык и мышление.-М., 1979.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург. 1997
- Люблинская А.А. Детская психология. - М.:Просвещение,1985.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94 с.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка.- М: Тип. Госснаба, 1993.-168с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола,1995
- Осипова, Е.А. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет»: Книга для родителей и воспитателей.- М.: АРКТИ, 2004.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды-М.: Межд. пед. академия,1994.
- Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992г.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника-М.: Педагогика,1997. « Подготовка детей к школе в семье», под. Ред. Марковой, Т. А, Сохина, Ф. А.- М.: Педагогика,1976.- 192 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред.Л.А.Венгера-М.:Педагогика,1986.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология –М.: Акцидент,2000.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000.
- Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль:Академия,2000.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
- Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Нар. Асвета, 1981.
- Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца М., 1991
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Педагогика,1989.
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. Москва. РОСТкнига. 2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Содержание.1. Пояснительная записка.2. Требования к уровню образованности обучающихся.3. Учебно-тематический п...
Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «НЕСКУЧАЙКА» (ЛОГОРИТМИКА)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫТип программы: образовательная.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «АБВГДейка+»
Тип программы: образовательная.Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Форма ре...
Дополнительная образовательная программа по речевому развитию – образовательная область «Речевое развитие»- кружок « В мире сказки»
Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это исто...
Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамот...