Часть формируемая участниками образовательных отношений (ЧФУОО) "С чистым сердцем"
учебно-методический материал
Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.
Программа содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_oop_s_chistym_serdtsem.docx | 66.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть образовательных программы, формируемая участниками образовательных отношений (ЧФУОО)
«С чистым сердцем»
Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.
Программа содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания.
Цели и задачи реализации Программы.
Цель программы — духовно-нравственное воспитание до- школьников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и к культурному наследию родного края.
Общие задачи программы
Обучающие:
- формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);
- формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;
- формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравствен- ном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);
- формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;
- формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.).
Развивающие:
- пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;
- развивать любознательность и активность;
- развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);
- развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
- развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.
Воспитательные:
- вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;
- воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
- формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;
- воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;
- прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
- Дифференцированные задачи представлены по нескольким направлениям, которые взаимосвязаны между собой. Для каждого направления определены конкретные задачи и система базовых ценностей.
Воспитание нравственных чувств
Задачи:
- Формировать знания об отечественной истории через знакомство с биографией известных земляков в разные временные эпохи.
- Раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.
- Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
- Учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией.
- Развивать эмоциональную произвольность.
- Учить конструктивным способам управления на примере собственного поведения (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
- Способствовать получению первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях друг с другом, расширять опыт позитивного взаимодействия в семье, почтительного отношения к родителям и взрослым, послушания, уважения.
Ценности:
- нравственный выбор;
- справедливость;
- добродетель;
- эмоциональная отзывчивость;
- милосердие;
- честь;
- достоинство;
- уважение к старшим;
- ответственность и чувство долга;
- забота и помощь, честность, щедрость, забота о старших и младших.
Воспитание гражданственности, патриотизма
Задачи:
- Знакомить детей с жизнью замечательных людей, являющихся примерами служения Отчизне, исполнения патриотического долга, милосердия и сострадания.
- Расширять знания детей о родном городе, районе, области. Знакомить с гербом, историей возникновения своего города и района, особенностями и достопримечательностями, историей и культурой.
Ценности:
- любовь к России, своему народу, своему краю, городу, району;
- служение Отечеству.
Воспитание ценностного отношения
к окружающему миру
Задачи:
- Формировать представления о заботливом и грамотном взаимодействии человека с окружающим миром.
- Формировать опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.
- Вырабатывать навыки позитивного взаимодействия с природой.
Ценности:
- родная земля;
- природа;
- братья наши меньшие.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях
Задачи:
- Учить видеть прекрасное в поступках людей, окружающем мире.
- Формировать первоначальный опыт самореализации в раз-
личных видах творческой деятельности; умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
- Формировать элементарные представления о способах вы- ражения внутреннего душевного состояния человека.
- Ценности:
- красота;
- гармония;
- духовный мир человека.
Воспитание трудолюбия
Задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми.
- Приобретать опыт участия в различных видах общественно
- полезной деятельности.
Ценности:
- уважение к труду;
- творчество и созидание;
- стремление к познанию;
- целеустремлённость и настойчивость;
- бережливость;
- трудолюбие.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных нравственных и культурных ценностей.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа построена по возрастному принципу и разработана для старшей и подготовительной к школе групп (5–7 лет).
Осуществление программы предполагает реализацию следующих психолого-педагогических принципов:
- принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО;
- принцип общественной направленности воспитания и обучения, обеспечивающий готовность ребёнка к принятию активной жизненной позиции в рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых в обществе;
- принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание должно основываться как на ценностях отечественной культуры, так и на приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- принцип научности, требующий изложения содержания программы в соответствии с современными достижениями и требованиями науки;
- принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- принцип деятельностного подхода, ставящий в центр внимания совместную деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего образования;
- принцип народности (К.Д. Ушинский), заключающийся в том, что система воспитания построена соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду1. Ребёнок с детства приобщается к истокам народной культуры своей малой родины, региона, страны. Для маленького ребёнка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с фольклором. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, песенки и потешки, поучительные сказки, былины, музыкальные про- изведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Возрастные особенности детей 5–7 лет
Дети пятого года жизни отличаются повышенной любознательностью. Они начинают активно интересоваться окружающим миром: людьми и их взаимоотношениями, предметами и явлениями природы и т.д. Дети постоянно задают взрослым множество вопросов и нетерпеливо требуют от них ответа. Но такие понятия, как «хорошо» и «плохо», для них ещё представляют трудности в понимании. Дошкольники отождествляют данные понятия лишь с одобрением или осуждением со стороны окружающих их взрослых. В понимании ребёнка «хорошо» — это когда взрослые хвалят и одобряют его поведение, и, наоборот, «плохо» — когда его наказывают.
В старшем дошкольном возрасте дети уже проявляют нравственно-практические интересы и потребности. Воспитание духовно-нравственной личности, соблюдающей общественные нормы и правила, — приоритетная задача педагогов и родителей. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает усваивать этические нормы и правила, принятые в обществе. Он пытается оценивать поступки с точки зрения норм морали, учится подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Изначально ребёнок оценивает только чужие поступки — других детей, литературных героев. Свои же поступки оценить он пока не может. К концу дошкольного детства ребёнок уже способен оценивать и своё поведение. Он пытается действовать в соответствии с моральными нормами и правилами, принятыми в окружающем его мире. Ребёнок совершает хороший поступок и испытывает чувство удовлетворения от того, что данный поступок одобрили взрослые, или, наоборот, чувство неловкости, если его не одобрили. Дошкольник начинает понимать, что он должен поступать в соответствии с принятыми нормами и правилами. Возникает первичное чувство долга. Ребёнок пытается соблюдать элементарные этические нормы в отношениях с детьми и взрослыми, пусть иногда у него и не совсем это получается. Но осознание правильности или неправильности своего поведения у него уже присутствует. Происходит становление ребёнка как личности.
Игра, как известно, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает важное влияние на развитие ребёнка. Дети в игре учатся полноценному общению друг с другом, со взрослыми. Ребёнок играет, и в игре можно увидеть, что же в той или иной игровой ситуации происходит в его душе. Ведь игра ребенка-дошкольника — это его перевоплощение во взрослую жизнь, отражающую те жизненные ситуации, что он наблюдает в окружающем его мире, в семье. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и формированию произвольного поведения ребёнка. В игре он старается управлять своим поведением, подчиняться правилам, берёт на себя роль организатора, лидера. Затем его поведение, действия, поступки проявляются в других видах деятельности. Произвольное поведение предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок. Помимо образца важен и контроль с его стороны над своими действиями в игре, поступками и, конечно же, поведением. В игре образцом служат не моральные нормы и требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому изначально ребёнку нужен внешний контроль со стороны его товарищей по игре. Во время игры дошкольники контролируют сначала друг друга, а потом начинают контролировать себя.
Важный момент развития и воспитания в период старшего дошкольного возраста — это грамотный подбор игр, ситуаций. Ребёнок жадно впитывает всё, что видит вокруг, и увиденное
«укладывает» в своё сознание. Поэтому деятельность ребёнка - дошкольника следует организовывать так, чтобы она ложилась благодатной почвой в его сознание. Именно для духовно-нравственного воспитания, для полноценного становления личности ребёнка дошкольный период является значимым. Именно в этом возрасте ребёнок формируется как личность, как человек со своими нравственными позициями и поведением.
При построении воспитательно -образовательной работы с детьми важно не сломать их внутренний мир, душу. Направить детскую наивность, любознательность, увлечённость играми в правильное русло — обогатить, раскрыть, приумножить и дать им расцвести. Любовь к близким людям, Родине, родной природе, почитание и уважение старших, доброжелательное взаимоотношение детей друг с другом, стремление к добродетели, милосердию, чувство долга, чести, порядочность, послушание, терпение, сострадание, справедливость — те качества личности, которые мы должны воспитывать в наших детях для того, чтобы наш мир стал лучше, духовно богаче, чтобы в будущем нам, взрослым, не было стыдно и горько за подрастающее поколение.
Основные особенности программы «С чистым сердцем»
Особенность программы «С чистым сердцем» в том, что она содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с выдающимися земляками (историческими личностями и героями современности), и на их примере педагоги содействуют формированию представлений о добродетелях и потребности у детей в следовании хорошим нравственным примерам. Реализация данной программы в полной мере отвечает требованиям современных социокультурных условий воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы, ЧФУОО
- Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
- Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.
- Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.
- Проявление у детей основных добродетелей: сострадания,
послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.
- Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.)
- Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.
- Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
- Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
- Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д.
Диагностика динамики формирования знаний и навыков по духовно-нравственному воспитанию
Цель и задачи диагностики
Цель: определение степени реализации парциальной программы духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем».
Задачи:
- определить степень реализации программных задач по формированию у детей эмоциональной отзывчивости на переживания окружающих, поступки людей разных времён и поколений;
- выявить динамику духовно-нравственного воспитания
ребёнка для выстраивания дальнейшей работы с детьми.
Организация проведения педагогической диагностики (мониторинга)
- Диагностика носит индивидуальный характер и проводится в группах старшего дошкольного возраста детей 5–7 лет.
- Диагностика проводится педагогами групп ДОО. В случае необходимости к диагностике могут быть привлечены педагог дополнительного образования, педагог-психолог, старший воспитатель и другие специалисты детского сада.
- Рекомендуемое время проведения — 2 раза в год (октябрь, май).
- Октябрь — промежуточная диагностика сформированности основ духовно-нравственного воспитания.
- Май — итоговая диагностика развития ребёнка. Мониторинг проводится в два этапа.
Первый этап — диагностический.
- На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. Педагогическая диагностика формирования основ духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:
- беседы с детьми на темы нравственного содержания;
- решение проблемных ситуаций;
- наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.
- На основе диагностических методик и других методов диагностики педагогами заполняется аналитическая справка о сформированности первичных основ духовно-нравственного воспитания детей на начало и конец учебного года.
Второй этап — аналитико-обобщающий.
- Этот этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей в духовно-нравственном воспитании и эффективность реализации программы «С чистым сердцем».
Полученная информация обрабатывается, проводится качественный анализ результатов формирования основ духовно-нравственного развития каждого ребёнка и определяются пути его дальнейшего развития.
Методический инструментарий педагогической диагностики (мониторинга)
Определение результативности реализации программы
«С чистым сердцем» осуществляется по следующим критериям.
Программа реализована в полном объёме
Поведение ребёнка определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; стремится выполнять нормы и правила, понимает важность нравственного поведения.
Ребёнок:
- проявляет потребность в общении со взрослыми, ищет компромиссы, интересуется проблемами социального характера и обсуждает их, задаёт вопросы; проявляет потребность в сотрудничестве с другими детьми, умение договариваться, понимает и учитывает интересы и особенности других детей;
- самостоятельно разрешает конфликтные ситуации; выбирает и использует способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учётом их эмоционального и физического состояния; сопереживает сверстникам и оказывает помощь; имеет чёткие представления об эмоциях и чувствах, замечает и называет эмоциональное состояние людей; стремится радовать других и быть полезным;
- проявляет ответственность, анализирует и оценивает свои поступки и поступки других людей, замечает и исправляет ошибки; проявляет устойчивую привязанность к членам своей семьи, считается с их интересами, состояниями, желаниями;
- имеет позитивную установку к различным видам труда
и творчества;
- проявляет разнообразные познавательные интересы, в том числе к событиям исторического характера;
- имеет чёткие представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа;
- сочиняет сказки, рассказы на темы духовно-нравственного содержания;
- адекватно реагирует на произведения искусства (художественная литература, музыка и т.д.);
- адекватно реагирует на события, описанные в тексте; испытывает яркие переживания, разнообразные по содержанию; развёрнуто выражает в речи сочувствие героям произведений; даёт эмоциональную оценку персонажам и мотивирует её, исходя из логики их поступков.
2 РАЗДЕЛ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1.7 Содержание образовательной деятельности при планировании совместной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возраст | Методические пособия |
Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»). | |
5-7 лет | 1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — С. 18. 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. т. 1 / сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — С. 252–255. Детская литература: Для организации бесед используется литература духовно- нравственного содержания: произведения В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, М. Горького, А.Л. Барто и др.; русские народные сказки; авторские сказки; былины; легенды и т.д. «Я злюсь» (Э. Крейрли — серия книг «Учимся владеть чувствами»), «Рассказы о птицах» (К.Д. Ушинский), «Старик сажал яблони...» (Л.Н. толстой), «Упрямые козы» (узбекская народная сказка), «Самое страшное» (Е.А. Пермяк), «Лучший друг» (Ю.И. Ермолаев), «Отомстила» (В.А. Осеева), «Кто наказал его?» (В.А. Осеева), «Лиса и заяц» (русская народная сказка), «Заяц, лиса и петух» (русская народная сказка). |
Тематическое планирование образовательной деятельности
Первый год обучения (Старший возраст)
№ п/п | Тема | Количество занятий в неделю | Максимально допустимый объём образовательной нагрузки (мин) |
Р а з д е л 1. Семья (6 ч) | |||
1 | Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди | 1 | 25 |
2 | Мать и дитя | 1 | 25 |
3 | Образ отца | 1 | 25 |
4 | Братья и сёстры | 1 | 25 |
5 | Бабушки и дедушки | 1 | 25 |
6 | Моя родословная | 1 | 25 |
Р а з д е л 2. Добро и зло (22 ч) | |||
7 | Добро и зло | 1 | 25 |
8 | Хорошо ли быть злым? | 1 | 25 |
9 | Наше настроение | 1 | 25 |
10 | Учимся справляться с гневом | 1 | 25 |
11 | Какие бывают поступки | 1 | 25 |
12 | Добрые дела и поступки. Добрые слова | 1 | 25 |
13 | Милосердие и сочувствие | 1 | 25 |
14 | Совесть | 1 | 25 |
15 | Жадность и щедрость | 1 | 25 |
16 | Прощение | 1 | 25 |
17 | Упрямство | 1 | 25 |
18 | Скромность | 1 | 25 |
19 | Благодарность | 1 | 25 |
20 | Храбрость и трусость | 1 | 25 |
21 | Зависть | 1 | 25 |
22 | Доброжелательность | 1 | 25 |
23 | Справедливость | 1 | 25 |
24 | Хвастовство | 1 | 25 |
25 | Гордость | 1 | 25 |
26 | Послушание | 1 | 25 |
27 | чувства других людей | 1 | 25 |
28 | Вера и верность | 1 | 25 |
Р а з д е л 3. Малая Родина (4 ч) | |||
29 | Мой родной край | 1 | 25 |
30 | Место, в котором я живу | 1 | 25 |
31 | Достопримечательности родно- го края (города, района, села) | 1 | 25 |
32 | Мой любимый детский сад. От истоков к современности | 1 | 25 |
Количество занятий в год / объём нагрузки в год (мин) | 32 | 800 |
Тематическое планирование образовательной деятельности
Второй год обучения (Подготовительный к школе возраст)
№ п/п | Тема | Количество занятий в неделю | Максимально допустимый объём образовательной нагрузки (мин) | |
1 | Вводное занятие «Кто такой герой?» | 1 | 30 | |
Р а з д е л 1. Русь – Великая Многоликая (10 ч) | ||||
2 | Становление многонациональной Руси (часть 1) | 1 | 30 | |
3 | Становление многонациональной Руси (часть 2) | 1 | 30 | |
4 | У истоков родного города, района, села | 1 | 30 | |
5 | Герои древних времён (Александр Невский) | 1 | 30 | |
6 | Герои древних времён (Юрий Долгорукий) | 1 | 30 | |
7 | Герои древних времён (Дмитрий Пожарский) | 1 | 30 | |
8 | Герои древних времён (Кузьма Минин) | 1 | 30 | |
9 | Николай Александрович Добролюбов | 1 | 30 | |
10 | Максим Горький | 1 | 30 | |
11 | Люди, оставившие след в истории родного края | 1 | 30 | |
Р а з д е л 2. Никто не забыт - ничто не забыто (9 ч) | ||||
12 | На фронтах Великой Отечественной | 1 | 30 | |
13 | Валерий Павлович Чкалов | 1 | 30 | |
14 | Аркадий Петрович Гайдар | 1 | 30 | |
15 | Подвиг земляков (часть 1) | 1 | 30 | |
16 | Подвиг земляков (часть 2) | 1 | 30 | |
17 | Подвиг земляков (часть 3) | 1 | 30 | |
18 | Подвиг земляков (часть 4) | 1 | 30 | |
19 | Подвиг тыла | 1 | 30 | |
20 | Герои моей семьи в Великой Отечественной войне | 1 | 30 | |
Р а з д е л 3. Герои современности (4 ч) | ||||
21 | Какие бывают поступки | 1 | 30 | |
22 | Гордимся нашими олимпийцами | 1 | 30 |
23 | Преодолей себя! | 1 | 30 |
24 | «Подвиг возраст не выбирает» | 1 | 30 |
Р а з д е л 4. Улицы родного района (7 ч) | |||
25 | Улицы-герои моего края (города, района, села) | 1 | 30 |
26 | Улица Дежнёва | 1 | 30 |
27 | Улица Николая Гастелло | 1 | 30 |
28 | Улица имени Кошелева П.Л. | 1 | 30 |
29 | Улица Александра Люкина | 1 | 30 |
30 | Проспект Героев | 1 | 30 |
31 | Могу ли я совершить поступок? | 1 | 30 |
32 | Итоговое занятие. Интеллектуальная игра «что? Где? Когда?» | 1 | 30 |
Количество занятий в год / объём нагрузки в год (мин) | 32 | 960 |
2.2.1 ЧФУОО Образовательная область «Познавательное развитие»
Возраст | Форма | Способы | Методы / Формы | Средства |
5-7 лет | Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | Методы: Словесный метод Наглядный метод Практический метод Проектный метод// Формы: Чтение художественных произведений духовно-нравственного и исторического содержания. Этическая беседа. Игры различных видов (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические). Инсценировки произведений духовно-нравственного и исторического содержания. Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов. Экскурсии в музеи, по улицам района. Посещение библиотеки. Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность). Организация тематических выставок. Праздники и тематические вечера. | Дидактические игры «Баю-бай…» «Дай правильный совет». «Дерево доброты». «Закончи сказку». «Зимние и летние виды спорта». «Знаешь ли ты свой город?» «Как я могу помочь маме» «Как я помогаю дома?», папе?» «Ласковое слово». «Настроение». «Наши эмоции». «Одень девицу (молодца)» «От кольчуги до мундира». «Подарки для бабушки, мамы, дочки». «Подарки для дедушки, папы, сына». «Правильно-неправильно». «Раньше и теперь». «Семейные обязанности». «Солдат и техника». «Сопоставь событие и человека». «Узнай по фотографии место в детском саду». «Уроки вежливости». «Уроки этикета» «Хорошо или плохо» «Что лишнее нарисовал художник?» «Этикет для малышей». «Вспомни пословицы о маме». «Добрые слова». «Историческое лото». «Кто больше назовёт добрых дел». «Объясни пословицу». «Помоги богатырю отыскать дорогу». «Угадай профессию». «Угадай, о ком я говорю». «Узнай и назови орден». Игра-лото «Семья». Лото «Весело-грустно». Альбомы для раскрашивания«Красивая салфетка для мамы». «Угощение для семьи». «Мужские и женские профессии». «Разные лица». «Пирамидки малышам». «Дети на празднике в детском саду». «Красивый участок». «Герб и флаг родного города». «Любимые места в городе». «Былинные герои». «Древнерусские суда». «Сказки М. Горького». «Великие битвы». «Одень воина». «Военная техника». «Олимпийская символика». Альбомы для рассматривания«Мамина работа».«Моя родословная». «традиции нашей семьи». «Оцени поступок» «Наши чувства и эмоции». «Добро и зло в русских народных сказках». «Достопримечательности Нашего города». Комплект наглядных пособий «Россия — Родина моя»: Негосударственные символы России» «Державные символы России». «Природа России». «История России». «Места отдыха для детей». «Любимый район». «Наш детский сад». «труд взрослых в детском саду». «Летопись детского сада». «Богатыри земли Русской». «История русской одежды». «Знаменитые битвы». «Город вчера и сегодня». «Обычаи и традиции русского народа». «Защитники земли Русской». «Александр Невский». «Великие битвы Александра Невского». «Основатель столицы Российской». «День единства». «Детство, юность и зрелые годы М. Горького». «Герои Великой Отечественной войны». «Дети — герои войны». «Полководцы». «Подвиг в тылу». «Животные-санитары». «Города-герои». «Расскажите детям об Олимпийских играх» «Паралимпийцы — победа над собой». «Наши знаменитые земляки». «Путешествие по району». Аудио- видеоматериалов и мультимедийных презентаций: «Моё семейное древо». «Мир эмоций». «Во времена Древней Руси». «Минин и Пожарский». «Сила России в единстве народа». «Александр Невский». «По страницам Великой войны». «Блокада Ленинграда». «Битва за Москву». «Дети — герои войны». «Битва за Берлин». «Преодолей себя!» «Улицы моего района». Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку». «Мама для мамонтёнка». «Моя семья». «День рождения бабушки». «Моя мама — волшебница». «И мама меня простит». «Если бы я был моим папой». Цикл мультфильмов «Простоквашино». «Просто так». «Крепыш». «Мишка-задира». «Подарок для самого слабого». «Алёша Попович и тугарин Змей». «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Александр Невский. Победа над смертью». «Садко». «тебе, Москва». «Воробьишко». «Мальчиш-Кибальчиш». «Солдатская сказка». «Солдатская лампа». «Воспоминание». «Скрипка пионера». «Легенда о старом маяке». «Василёк». «Великая Отечественная». Отрывки из художественных фильмов«Мальчик-звезда». «Викинг». «Александр Невский». «Александр. Невская битва». «Юрий Долгорукий». Учебный фильм «Минин и Пожарский». Художественный фильм «Минин и Пожарский». «Звезда пленительного счастья». Документальный фильм «Страсти по Максиму». «Детство Горького». «Юность Максима». «Хоккеисты». «Голубой лёд». «Вратарь». «Легенда № 17». «Матч». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений "Родной свой край люби и знай"
Цель программы: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников (5-7 лет) в процессе ознакомления с историей родного края.Задачи программы: -формировать представления ...
Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...
Организация кружковой деятельности в ДОУ как реализация части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы ДО
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересова...
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....
Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...
План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...