Организация кружковой деятельности в ДОУ как реализация части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы ДО
статья (средняя группа) на тему
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_vostrikova.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 188»
воспитатель
Вострикова Елена Викторовна
Организация кружковой деятельности в ДОУ
как реализация части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы ДО
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Необходимо обратить внимание на два момента, зафиксированных в этом определении.
Во-первых, кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Во-вторых, работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
- углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии);
- ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми);
- ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
- Уставом ДОУ,
- образовательной программой ДОУ,
- положением о кружке,
- программой кружка (которая включает: цель и задачи, предполагаемый конечный результат, план работы кружка на год, список детей, расписание занятий, материалы контроля качества (результативностью) работы кружка -диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
- изучение нормативно-правовой базы,
- выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах,
- анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования,
- разработка (подбор) программы кружка,
- разработка плана кружка на учебный год,
- утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ,
- реализация плана работы кружка на практике,
- анализ результативности работы кружка,
- защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу учреждения.
Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5 до 7 лет.
Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале в зависимости от темы и образовательных задач.
Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во 2 половине дня.
Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
- организация рабочего пространства;
- возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
- игровой характер подачи любого материала.
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
- с детьми: фронтальные занятия (групповые), экскурсии, тематические прогулки, развлечения, досуги, участие в различного уровня конкурсах,
- с педагогами: консультации, мастер-классы, семинары для педагогов ДОУ,
- с родителями: консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.
Кружки могут быть различной направленности:
- физическое развитие,
- социально-личностное развитие,
- познавательно-речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Тематика кружков может быть разнообразна.
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.
Структура программы кружковой работы:
- титульный лист,
- пояснительная записка (актуальность, цели и задачи),
- ожидаемые результаты (предполагаемый результат),
- учебно-тематическое планирование,
- диагностические карты, методы проведения диагностики,
- список литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...
Рабочая программа, в части формируемой участниками образовательных отношений «Формирование культуры безопасности»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....
Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...
РМО. Март 2021г. Семинар - практикум «Поликультурное воспитание и образование дошкольников с нарушениями речи в рамках реализации АООП в части формируемой участниками образовательных отношений»
Вашему вниманию представлены следующие материалы, представляющие опыт воспитания уважения к прошлому своего народа, понимания самобытности, бережного отношения к национальным ценностям:1. Презентация ...
План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...