Разделы ООП ДО - Модуль "Азбука общения"
рабочая программа

Юлия Витольдовна Елисова

Содержание модуля " Азбука общения" отражает приоритетное направление социализация по образовательной области социально - коммуникативное развитие в ООП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_azbuka_obshcheniya.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

1.3.1. Модуль «Азбука общения»:

1. Цели и задачи реализации модуля.

Цель: Развитие социального и эмоционального интеллекта воспитанников.

Образовательные задачи:

- формирование представлений детей о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе;

- обучение элементарным навыкам конструктивного взаимодействия и речевым средствам общения;

 - формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);

- обучение навыкам снятия физического и психического напряжения.

Развивающие задачи:

- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

- развитие навыков социального поведения;

-развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Воспитательные задачи:

-воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

-формирование ценностного отношение детей к нормам и правилам нравственного поведения;

- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

2. Планируемые результаты освоения модуля «Азбука общения»:

Первая младшая группа (2 - 3 года): 

- эмоционально откликается на эмоции близких взрослых, детей;

- проявляет эмоциональную реакцию на художественное произведение (музыкальное, вербальное);

- охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции.

- различает похвалу и порицание;

- имеет представления об элементарных нормах и правилах поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова).

Вторая младшая группа (3 - 4 года):

- испытывает эмоциональное удовольствие, если смог что-то выполнить  сам;

- эмоционально откликается (в речи) на содержание произведений художественной литературы, мультфильмов, сказок, на переживания близких взрослых, детей;

- адекватно реагирует на запрет, может выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний; 

- подчиняет свое поведение заданным взрослым правилам, умеет перестраивать своё поведение со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации (от оценки взрослого);  

- умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;

- проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, делится игрушками, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий;

- может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого.

Средняя группа (4 - 5 лет):

- при взаимодействии со сверстниками речь носит ситуативный характер, отмечаются попытки решать конфликтные ситуации с помощью речи;

- проявляет умение договариваться о совместной деятельности с другими детьми (согласовывать цель деятельности, распределять обязанности, подбирать необходимое оборудование);

- проявляет адекватное отношение к соблюдению или несоблюдению моральных норм, правил поведения;

- адекватно реагирует на успех или неуспех собственной деятельности;

- ребенок имеет представление о базовых эмоциях:  радость, удивление, грусть, злость, страх и их названиях;

Старшая группа (5 – 6 лет):

- способен договариваться: учитывать интересы и чувства других людей, старается решать спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;

- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице;

- способен понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- умеет выразить мимикой, жестом, движением эмоциональное состояние героя, при исполнении роли;

- выражает свое отношение в речи к конкретному поступку литературного персонажа;

- имеет представление об адекватных способах выражения негативных эмоций.

Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет):

  • проявляет интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений; замечает эмоции близких людей и друзей и сопереживает им;
  • умеет выразить мимикой, жестом, движением эмоциональное состояние героя при пересказе литературного произведения, исполнении роли;
  • имеет близкого друга (друзей), с которым с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями, мечтами;
  • применяет адекватные способы и приемы выражения негативных эмоций (злости, гнева и т.д.) в повседневных ситуациях;
  • владеет морально-нравственными навыками: самостоятельно находит выход из конфликтной ситуации, проявляет отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, умение договаривается и др., проявляет уважение к старшим;
  • наблюдаются волевые проявления: может сдержаться, проявить терпение, настойчивость; может контролировать свои действия и действия партнёра, исправлять свои и его ошибки.

2.6.1. Модуль «Азбука общения»

1. Учебно – методический комплекс:

  1. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, Ты, Мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Учебно-методическое пособие;
  2. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого, раннего, дошкольного возраста  «Познаю себя»;
  3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В.: Познаю себя. Методические рекомендации по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Издательство: Баласс, 2016;
  4. Корепанова М.В., Харлампова Е.В.: Это – я. Пособие для старших дошкольников по курсу «Познаю себя». Издательство: Баласс, 2019.
  5. Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  1. Модуль «Азбука общения»
  1. Материально - техническое обеспечение модуля:

Мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), цифровой фотоаппарат (телефон), магнитофон, музыкальный центр, экран.

  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения модуля:
  1. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». – М. : Баласс.
  2. Корепанова        М.В.,        Харлампова        Е.В.        Тестовые        задания        для диагностики      дошкольников (карточки). – М. : Баласс.
  3. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 2011;
  4. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие. - Ярославль: Акад. Развития, 2011;
  5. Шипицина, Л.М.. Защиринская О.В.. Воронова А.П.. Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). - СПб. «Детство - Пресс», 1998;
  6. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2006;
  7. Богуславская, Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: «АРГО», 1997. - 192 с.
  8. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006;
  9. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». - М.: Академия, 2004;
  10. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 2011;
  11. Кряжева  Л.Н. Развитие  эмоционального  мира  детей: попул. пособие для  родителей  и  педагогов /Н.Л. – Ярославль: Акад. Развития, 2011;
  12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001;
  13. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. М., Айрис дидактика, 2004.
  14. Шорыгина Т.А Беседы о хорошем и плохом поведении М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  15. Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  16. Шорыгина Т.А. Беседы о человеке с детьми 5 – 8 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  17. Шорыгина Т.А. Беседы о мальчиках и девочках. М.: ТЦ «Сфера», 2019.
  18. Шорыгина Т.А. Беседы с детьми о труде и профессиях.- М.: ТЦ Сфера, 2016.
  19. Шорыгина Т. А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  20. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? М.: ЗАО «МЦФЭР», 2010.
  21. Кингстон Д., Мелхиш Э., Сирадж И. Обеспечение устойчивого совместного мышления и эмоционального благополучия детей от 2 до 5 лет.
  22. О. И. Давыдова, С.М. Вялкова Беседы об ответственности и правах ребенка. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  1. Организация занятий:

Параметры

           Возрастная категория

2 – 3 лет

3 – 4 лет

4 - 5 лет

5 - 6 лет

6 - 7 лет

Возрастная группа

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

Продолжительность занятия

10 минут

15 минут

20 минут

25 мин

30 мин

Количество занятий

в течение недели/месяца/

учебного года

1/4/36

1/4/36

1/4/36

2/8/72

2/8/72

«Я, ты, мы»

16

16

19

24

«Познаю себя»

24

24

23

24

33

Модуль «Азбука общения»

40

40

42

48

57

4. Специальные материалы по реализации модуля: 

- набор фотографий «Эмоции»;

- серия «Беседы по картинкам», автор Фесюкова Л.Б.:

«Воспитываем сказкой», «Я и мое поведение», «Чувства. Эмоции»;

- мультимедийные презентации «Знакомимся с эмоциями».

5. Обогащение предметно – пространственной среды:

Главные требования в реализации данной программы предъявляются к предметно-развивающей среде. Среда должна быть интегративна и способствовать построению педагогического процесса и целенаправленного формирования опыта самопознания и социально-коммуникативного развития детей в специально организованной совместной со взрослым деятельности.

  1. Среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка.
  2. Среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.
  3. Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого.
  4. Среда должна соответствовать эмоциональному благополучию ребенка, среда как часть «я» ребёнка («То, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются носителями эмоционального благополучия т.к. напоминают ребенку о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.

Условно среда нами разделена на три составляющие части:

Среда, созданная для детей взрослыми.

В        группах        должны        быть        созданы        уголки        для        самопознания:

- зеркала (индивидуальные и в рост человека);

- тематические костюмы, маски, сказочная атрибутика;

- дидактические игры, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы, отработку коммуникативных навыков, формирования нравственных категорий и ценностей; пособия для развития мелкой и крупной моторики, отработки графомоторных навыков, тексты упражнений пальчиковой гимнастики, психогимнастических этюдов, релаксационной гимнастики; литературные произведения, знакомящие детей с эмоциональным миром и нравственными поступками.

- музыкальные записи (песенки, классическая музыка) отражающие эмоциональную сторону жизни детей, релаксационные мелодии;

- игровые пособия, позволяющие детям познакомиться с сенсорными возможностями своего организма (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое восприятие, осязательные способности);

- куклы перчаточные, ростовые, пальчиковые, марионетки;

- музыкальный центр, к ноутбук;

- ковровое покрытие, столы и стулья по количеству детей.

Среда как часть детской субкультуры. Позволяет использовать накопленный в детской субкультуре опыт решения проблем, связанных с самопознанием:

- следуя традициям детской субкультуры, на территории участка группы дети устраивают «клады»;

- у детей есть возможность составлять коллекции домашних «секретиков»;

- среди пособий представлены сделанные детьми игрушки.

Среда как часть «Я». Позволяет учесть в работе с детьми тот факт, что границы детского «Я» включают окружающий их предметный мир и близких взрослых. Дает детям возможность отметить место своего пребывания и таким образом «присвоить» его социально приемлемым способом.

- выставки фотографий детей и их семей;

- выставка генеалогического дерева семьи и т.д.

- дети приносят из дома игрушки, книжки и т.д.

- в групповом помещении у детей есть «сокровищницы» с детскими находками.

Структура занятий

Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
1. Приветствие
2. Основная часть
3. Рефлексия занятия

  1. Вводная часть. Приветствие. Цель: настрой на совместную деятельность, создание положительного эмоционального настроя в группе. Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.
  2. Основная часть. Цель: формирование чувства принадлежности к группе, сплоченности, общности, обучение навыкам общения. Основная часть - представляет собой совокупность игровых упражнений и приемов. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения).
  3. Заключительная часть. Ритуал прощания. Цель: рефлексия занятия, подведение итогов, повышение уверенности в себе. Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.

Методы и приемы обучения детей

методы

приемы

Информационно-рецептивный

- рассматривание рисунков,  фотографий,  пиктограмм;

- просмотр видео-презентаций;

- образец воспитателя с последующим воспроизведением детьми образца;

Словесный

-рассказ педагога и рассказы детей;

- чтение художественных произведений;

- беседа;

-дискуссии;

-сочинение историй;

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний

Игровой

-упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

- этюды;

-импровизации;

- сюжетно-ролевые, игры-драматизации;

Проблемный

- постановка проблемы и поиск ее решения;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

Эвристический

- выполнение части работы самостоятельно.

vebinardo@scyool12100.com.

https://www.youtube.com/watch?v=yRt-gMbp_90 Гнайкова Г.В. | Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста. Программа “Познаю себя”

https://www.youtube.com/watch?v=lpJ2BPFJzu8 Дубовкина Е.В. Социально-личностное развитие дошкольников средствами пособия «Познаю себя»

https://www.youtube.com/watch?v=iZiZ_lgn6dE Дубовкина Е.В. | «Познаю себя» и «Это – Я»: эти сказки обо мне, моих друзьях, моей семье

https://youtu.be/W-3K0h0Etw4 Комиссарова И.А., Волкова И.Г. Социоигровая технология в помощь педагогам и родителям

https://www.youtube.com/watch?v=En34sqDda6s Паршина С.В. Социоигровая технология в различных видах деятельности

https://www.youtube.com/watch?v=VdG7wgNs8JA Комиссарова И.А. Социоигровая технология (Практика)

https://www.youtube.com/watch?v=sc-b-HxEuo0 Смирнова И.А. | Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ с применением пособия «Моя семья»

https://www.youtube.com/watch?v=kVU_cIZoa_I Ткаченко Е.С. | Распознавание эмоциональных состояний и особенностей личности ребенка по голосу

https://www.youtube.com/watch?v=JowBOdJSfx4 Ткаченко Е.С. | Роль голоса в межличностной коммуникации

https://www.youtube.com/watch?v=oqVLRzpMnHg Курцева З.И. | Развитие у старших дошкольников чувства ответственности за свои речевые поступки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как написать ООП - РАЗДЕЛ 2, И РАЗДЕЛ 3 В ЧАСТИ РППС

2.  Содержательный раздел образовательной программы Речевое развитие расписать что внутри направления в соответствии нашей программы,2.1. описание образовательной деятельности в соответствии...

Конспект НОД по разделу «Социальный мир (Этикет и ситуация общения)» (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

Цель: формирование у детей понимания того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.Задачи:1. Образовательные: совершенствовать культуру речевого поведения (речевого...