Разделы ООП ДО - Модуль "Азбука общения"
рабочая программа
Содержание модуля " Азбука общения" отражает приоритетное направление социализация по образовательной области социально - коммуникативное развитие в ООП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_azbuka_obshcheniya.docx | 62.43 КБ |
Предварительный просмотр:
1.3.1. Модуль «Азбука общения»:
1. Цели и задачи реализации модуля.
Цель: Развитие социального и эмоционального интеллекта воспитанников.
Образовательные задачи:
- формирование представлений детей о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе;
- обучение элементарным навыкам конструктивного взаимодействия и речевым средствам общения;
- формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);
- обучение навыкам снятия физического и психического напряжения.
Развивающие задачи:
- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- развитие навыков социального поведения;
-развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Воспитательные задачи:
-воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
-формирование ценностного отношение детей к нормам и правилам нравственного поведения;
- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
2. Планируемые результаты освоения модуля «Азбука общения»:
Первая младшая группа (2 - 3 года):
- эмоционально откликается на эмоции близких взрослых, детей;
- проявляет эмоциональную реакцию на художественное произведение (музыкальное, вербальное);
- охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции.
- различает похвалу и порицание;
- имеет представления об элементарных нормах и правилах поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова).
Вторая младшая группа (3 - 4 года):
- испытывает эмоциональное удовольствие, если смог что-то выполнить сам;
- эмоционально откликается (в речи) на содержание произведений художественной литературы, мультфильмов, сказок, на переживания близких взрослых, детей;
- адекватно реагирует на запрет, может выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний;
- подчиняет свое поведение заданным взрослым правилам, умеет перестраивать своё поведение со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации (от оценки взрослого);
- умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;
- проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, делится игрушками, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий;
- может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого.
Средняя группа (4 - 5 лет):
- при взаимодействии со сверстниками речь носит ситуативный характер, отмечаются попытки решать конфликтные ситуации с помощью речи;
- проявляет умение договариваться о совместной деятельности с другими детьми (согласовывать цель деятельности, распределять обязанности, подбирать необходимое оборудование);
- проявляет адекватное отношение к соблюдению или несоблюдению моральных норм, правил поведения;
- адекватно реагирует на успех или неуспех собственной деятельности;
- ребенок имеет представление о базовых эмоциях: радость, удивление, грусть, злость, страх и их названиях;
Старшая группа (5 – 6 лет):
- способен договариваться: учитывать интересы и чувства других людей, старается решать спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице;
- способен понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- умеет выразить мимикой, жестом, движением эмоциональное состояние героя, при исполнении роли;
- выражает свое отношение в речи к конкретному поступку литературного персонажа;
- имеет представление об адекватных способах выражения негативных эмоций.
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет):
- проявляет интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений; замечает эмоции близких людей и друзей и сопереживает им;
- умеет выразить мимикой, жестом, движением эмоциональное состояние героя при пересказе литературного произведения, исполнении роли;
- имеет близкого друга (друзей), с которым с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями, мечтами;
- применяет адекватные способы и приемы выражения негативных эмоций (злости, гнева и т.д.) в повседневных ситуациях;
- владеет морально-нравственными навыками: самостоятельно находит выход из конфликтной ситуации, проявляет отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, умение договаривается и др., проявляет уважение к старшим;
- наблюдаются волевые проявления: может сдержаться, проявить терпение, настойчивость; может контролировать свои действия и действия партнёра, исправлять свои и его ошибки.
2.6.1. Модуль «Азбука общения»
1. Учебно – методический комплекс:
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, Ты, Мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Учебно-методическое пособие;
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого, раннего, дошкольного возраста «Познаю себя»;
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В.: Познаю себя. Методические рекомендации по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Издательство: Баласс, 2016;
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В.: Это – я. Пособие для старших дошкольников по курсу «Познаю себя». Издательство: Баласс, 2019.
- Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Модуль «Азбука общения»
- Материально - техническое обеспечение модуля:
Мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), цифровой фотоаппарат (телефон), магнитофон, музыкальный центр, экран.
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения модуля:
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». – М. : Баласс.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Тестовые задания для диагностики дошкольников (карточки). – М. : Баласс.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 2011;
- Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие. - Ярославль: Акад. Развития, 2011;
- Шипицина, Л.М.. Защиринская О.В.. Воронова А.П.. Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). - СПб. «Детство - Пресс», 1998;
- Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2006;
- Богуславская, Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: «АРГО», 1997. - 192 с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006;
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». - М.: Академия, 2004;
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 2011;
- Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей: попул. пособие для родителей и педагогов /Н.Л. – Ярославль: Акад. Развития, 2011;
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001;
- Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. М., Айрис дидактика, 2004.
- Шорыгина Т.А Беседы о хорошем и плохом поведении М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. М.: ТЦ «Сфера», 2010.
- Шорыгина Т.А. Беседы о человеке с детьми 5 – 8 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2015.
- Шорыгина Т.А. Беседы о мальчиках и девочках. М.: ТЦ «Сфера», 2019.
- Шорыгина Т.А. Беседы с детьми о труде и профессиях.- М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Шорыгина Т. А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2013.
- Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? М.: ЗАО «МЦФЭР», 2010.
- Кингстон Д., Мелхиш Э., Сирадж И. Обеспечение устойчивого совместного мышления и эмоционального благополучия детей от 2 до 5 лет.
- О. И. Давыдова, С.М. Вялкова Беседы об ответственности и правах ребенка. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Организация занятий:
Параметры | Возрастная категория | ||||
2 – 3 лет | 3 – 4 лет | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 - 7 лет | |
Возрастная группа | 1 младшая | 2 младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная к школе |
Продолжительность занятия | 10 минут | 15 минут | 20 минут | 25 мин | 30 мин |
Количество занятий в течение недели/месяца/ учебного года | 1/4/36 | 1/4/36 | 1/4/36 | 2/8/72 | 2/8/72 |
«Я, ты, мы» | 16 | 16 | 19 | 24 | |
«Познаю себя» | 24 | 24 | 23 | 24 | 33 |
Модуль «Азбука общения» | 40 | 40 | 42 | 48 | 57 |
4. Специальные материалы по реализации модуля:
- набор фотографий «Эмоции»;
- серия «Беседы по картинкам», автор Фесюкова Л.Б.:
«Воспитываем сказкой», «Я и мое поведение», «Чувства. Эмоции»;
- мультимедийные презентации «Знакомимся с эмоциями».
5. Обогащение предметно – пространственной среды:
Главные требования в реализации данной программы предъявляются к предметно-развивающей среде. Среда должна быть интегративна и способствовать построению педагогического процесса и целенаправленного формирования опыта самопознания и социально-коммуникативного развития детей в специально организованной совместной со взрослым деятельности.
- Среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка.
- Среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.
- Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого.
- Среда должна соответствовать эмоциональному благополучию ребенка, среда как часть «я» ребёнка («То, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются носителями эмоционального благополучия т.к. напоминают ребенку о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.
Условно среда нами разделена на три составляющие части:
Среда, созданная для детей взрослыми.
В группах должны быть созданы уголки для самопознания:
- зеркала (индивидуальные и в рост человека);
- тематические костюмы, маски, сказочная атрибутика;
- дидактические игры, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы, отработку коммуникативных навыков, формирования нравственных категорий и ценностей; пособия для развития мелкой и крупной моторики, отработки графомоторных навыков, тексты упражнений пальчиковой гимнастики, психогимнастических этюдов, релаксационной гимнастики; литературные произведения, знакомящие детей с эмоциональным миром и нравственными поступками.
- музыкальные записи (песенки, классическая музыка) отражающие эмоциональную сторону жизни детей, релаксационные мелодии;
- игровые пособия, позволяющие детям познакомиться с сенсорными возможностями своего организма (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое восприятие, осязательные способности);
- куклы перчаточные, ростовые, пальчиковые, марионетки;
- музыкальный центр, к ноутбук;
- ковровое покрытие, столы и стулья по количеству детей.
Среда как часть детской субкультуры. Позволяет использовать накопленный в детской субкультуре опыт решения проблем, связанных с самопознанием:
- следуя традициям детской субкультуры, на территории участка группы дети устраивают «клады»;
- у детей есть возможность составлять коллекции домашних «секретиков»;
- среди пособий представлены сделанные детьми игрушки.
Среда как часть «Я». Позволяет учесть в работе с детьми тот факт, что границы детского «Я» включают окружающий их предметный мир и близких взрослых. Дает детям возможность отметить место своего пребывания и таким образом «присвоить» его социально приемлемым способом.
- выставки фотографий детей и их семей;
- выставка генеалогического дерева семьи и т.д.
- дети приносят из дома игрушки, книжки и т.д.
- в групповом помещении у детей есть «сокровищницы» с детскими находками.
Структура занятий
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
1. Приветствие
2. Основная часть
3. Рефлексия занятия
- Вводная часть. Приветствие. Цель: настрой на совместную деятельность, создание положительного эмоционального настроя в группе. Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.
- Основная часть. Цель: формирование чувства принадлежности к группе, сплоченности, общности, обучение навыкам общения. Основная часть - представляет собой совокупность игровых упражнений и приемов. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения).
- Заключительная часть. Ритуал прощания. Цель: рефлексия занятия, подведение итогов, повышение уверенности в себе. Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.
Методы и приемы обучения детей
методы | приемы |
Информационно-рецептивный | - рассматривание рисунков, фотографий, пиктограмм; - просмотр видео-презентаций; - образец воспитателя с последующим воспроизведением детьми образца; |
Словесный | -рассказ педагога и рассказы детей; - чтение художественных произведений; - беседа; -дискуссии; -сочинение историй; |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний |
Игровой | -упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); - этюды; -импровизации; - сюжетно-ролевые, игры-драматизации; |
Проблемный | - постановка проблемы и поиск ее решения; - моделирование и анализ заданных ситуаций; |
Эвристический | - выполнение части работы самостоятельно. |
https://www.youtube.com/watch?v=yRt-gMbp_90 Гнайкова Г.В. | Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста. Программа “Познаю себя”
https://www.youtube.com/watch?v=lpJ2BPFJzu8 Дубовкина Е.В. Социально-личностное развитие дошкольников средствами пособия «Познаю себя»
https://www.youtube.com/watch?v=iZiZ_lgn6dE Дубовкина Е.В. | «Познаю себя» и «Это – Я»: эти сказки обо мне, моих друзьях, моей семье
https://youtu.be/W-3K0h0Etw4 Комиссарова И.А., Волкова И.Г. Социоигровая технология в помощь педагогам и родителям
https://www.youtube.com/watch?v=En34sqDda6s Паршина С.В. Социоигровая технология в различных видах деятельности
https://www.youtube.com/watch?v=VdG7wgNs8JA Комиссарова И.А. Социоигровая технология (Практика)
https://www.youtube.com/watch?v=sc-b-HxEuo0 Смирнова И.А. | Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ с применением пособия «Моя семья»
https://www.youtube.com/watch?v=kVU_cIZoa_I Ткаченко Е.С. | Распознавание эмоциональных состояний и особенностей личности ребенка по голосу
https://www.youtube.com/watch?v=JowBOdJSfx4 Ткаченко Е.С. | Роль голоса в межличностной коммуникации
https://www.youtube.com/watch?v=oqVLRzpMnHg Курцева З.И. | Развитие у старших дошкольников чувства ответственности за свои речевые поступки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
как написать ООП - РАЗДЕЛ 2, И РАЗДЕЛ 3 В ЧАСТИ РППС
2. Содержательный раздел образовательной программы Речевое развитие расписать что внутри направления в соответствии нашей программы,2.1. описание образовательной деятельности в соответствии...
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...
Конспект образовательной деятельности по разделу: «Ребёнок входит в мир социальных отношений (Этикет и ситуации общения)» (ОО «Социально-коммуникативное развитие») по теме: «Украшаем ёлку» в средней группе
Цель: формирование у детей представления о празднике Нового года, назначении елочных игрушек....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» (Истоки)
план-конспект занятия...
Перспективное планирование педагогической работы по разделу «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет
План составлен в соответсвии пяти направлениям ФГОС и включает в себя различные мероприятия....
Конспект НОД по разделу «Социальный мир (Этикет и ситуация общения)» (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
Цель: формирование у детей понимания того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.Задачи:1. Образовательные: совершенствовать культуру речевого поведения (речевого...