Конспект НОД по разделу «Социальный мир (Этикет и ситуация общения)» (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: формирование у детей понимания того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.
Задачи:
1. Образовательные: совершенствовать культуру речевого поведения (речевого этикета): умение выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами; учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов.
2. Развивающие: развивать коммуникативно-речевые навыки, способствовать активной мыслительной деятельности детей.
3. Воспитательные: формировать у дошкольников навыки доброжелательного поведения, внимание к людям, сопереживания, сочувствия, отзывчивости к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_1.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по разделу «Социальный мир (Этикет и ситуация общения)» (ОО «Социально-коммуникативное развитие») по теме: «Волшебные слова» в старшей группе
Цель: формирование у детей понимания того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.
Задачи:
1. Образовательные: совершенствовать культуру речевого поведения (речевого этикета): умение выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами; учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов.
2. Развивающие: развивать коммуникативно-речевые навыки, способствовать активной мыслительной деятельности детей.
3. Воспитательные: формировать у дошкольников навыки доброжелательного поведения, внимание к людям, сопереживания, сочувствия, отзывчивости к окружающим.
Материал и оборудование:
- фломастеры, смайлики по количеству детей, книга В.Осеевой «Волшебное слово»;
- мольберты, конверты с иллюстративным материалом для анализа конфликтных ситуаций (для индивидуальной и подгрупповой работы).
- игровые атрибуты: шапочки ежика и мишки, игрушечные качели.
Образовательные технологии:
-игрового обучения (игровая ситуация "Вежливый разговор»)
-развивающего обучения ( д\и "Хорошо ли, плохо ли?" ),
-проблемного обучения (тренинговое упражнение. Анализ конфликтной ситуации (проблемы),
-здоровьесберегающие технологии (игровой массаж «Добрые друзья», физкультминутка «Ходит по лесу медведь»),
-ИКТ (ЦОР: аудиозаписи детских песен: «Звезда» А.Рыбникова, «Дорогою добра» сл.Ю.Энтина, муз. М.Минкова; релаксационная музыка: звуки природы, мультимедийная презентация «Уроки Вежливости»);
Ход образовательной деятельности.
- Организационный момент:
Дети занимаются самостоятельной игровой деятельностью в развивающих игровых центрах группового помещения. В группу входит воспитатель.
В.: - Здравствуйте, дети! Я сегодня пришла к вам в гости и принесла подарок… Как вы думаете, что здесь может быть?
Ответы детей:
В.: - А принесла красивую интересную книгу. Любите ли вы книги? Тогда присаживайтесь поудобнее на стульчики, я вам прочитаю интересный отрывок из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово» (воспитатель читает отрывок до слов: «…А какое слово?»)
В.: - Как вы думаете, какое слово сказал старик Павлику? Почему мальчик был расстроен? На кого он был сердит? Чем хотел помочь старик Павлику?
Ответы детей:
В.: - А бывают ли у вас такие случаи, когда вы на кого-то обижаетесь, сердитесь?
Ответы детей:
В.: - Каким становится тогда ваше настроение?
2. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.
Слайд 1.Изображение улыбающегося солнышка.
В.: - А чтобы настроение ваше сегодня стало хорошим, предлагаю всем встать в круг, взять друг друга за руки, закрыть глаза, и передать друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце.
1. Игровой массаж «Добрые друзья». (Звучит аудиозапись «Звезда» А.Рыбникова).
Цель: улучшение психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга, тонуса всего организма.
В.: У друга мягкая и теплая ладошка.
Погладим друга по руке немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Ни ссориться, ни драться нам не надо!
В.: -Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Если вы будете добрыми, вас будут любить и уважать, и у вас будет много друзей. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Молодцы, открывайте глазки, присаживайтесь!
3. Ознакомление с новым материалом.
В.: -Скажите, ребята, а бывает ли так, что вы ссоритесь?
Ответы детей:
В.: -По каким причинам происходят ваши ссоры?(Возможные ответы детей:«Когда мы не можем поделить что-то!» и др.)
2. Тренинговое упражнение. Анализ конфликтной ситуации (проблемы).
Цель: учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов.
(Звучит аудиозапись звуков природы, воспитатель выбирает, с помощью считалки, двух детей для участия в игре, выдает им соответствующие шапочки-маски зверей, предлагается детям экспромт-инсценировка стихотворения).
В.: -Ребята, представьте себе двух друзей Ёжика и нашего Мишку (читает стихотворение).
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Мишка и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу к качелям шагнул,
Мишка качели к себе потянул.
Мишка: Я первый! А Ёжик: Нет. Я!
Мишка обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне, как товарищ, совсем не хорош».
Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.
В.: -Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
Ответы детей:
В.: - Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям?
Ответы детей:
В.: - Как можно помирить друзей? Как сделать так, чтобы ссоры не было?
Ответы детей:
В.: -Ребята, помогите мне прочитать это стихотворение, но уже с другим, веселым концом.
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Мишка и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Мишка качели к себе потянул.
Мишка сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Подведение итогов.
В.: -Ребята, так что же нужно делать, чтобы не ссориться?
Возможные ответы детей: уметь договариваться, уступить товарищу.
3.Физкультминутка «Ходит по лесу медведь».
Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного напряжения, профилактика утомления.
Ходит по лесу медведь. (Дети идут, покачиваясь из стороны в сторону,
Хочет сесть и посидеть. имитируя походку медведя)
Где ж такое место есть, (Приседания – 2-3 раза)
Чтобы мог медведь присесть?
То высок пенёк, (Поднимают руки вверх, встают на носочки)
То торчит сучок, (Разводят руки в сторону)
То мокрый мох, (Наклоняются вперед, касаясь пола)
То мох пересох. Ох! (Выпрямляются.)
То кустарники, то речка, (Наклоны вправо-влево)
Нет хорошего местечка.
Это сказка о медведе, (Дети идут, покачиваясь из стороны в сторону,
О медведе-привереде. имитируя походку медведя).
Слайд 2. Изображение Мишки.
4. Игровая ситуация «Вежливый разговор».
Цель: развивать коммуникативно-речевые навыки, способствовать активной мыслительной деятельности детей.
С этого момента демонстрируются видеофрагменты + звук диалогической речи Мишки, Зайца.
В.: -Дети, посмотрите, а вот и наш Мишка! (Предлагает детям поздороваться с Мишкой). А почему же Мишка молчит, ничего не говорит? Ребята, подскажите, пожалуйста, Мишке, что нужно говорить при встрече?
Ответы детей.
Мишка: -Здравствуйте, ребята!
В.: -Мишка, а куда ты идёшь?
Мишка: -Я заблудился и не могу найти дорогу домой. Помогите мне!
В.: -Мишка, мы с радостью тебе поможем, если ты попросишь правильно. Дети, какое волшебное слово мы произносим, когда просим о чём-то? (Пожалуйста)
Мишка: -Я понял! Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой!
В.: -Поможем Мишке, ребята? Иди, Мишка, по дорожке прямо и никуда не сворачивай.(Мишка, ничего не сказав, уходит). Пошёл Мишка по дорожке и встретил Зайца.
Слайд 3. Встреча Мишки с Зайцем.
Мишка: -Уходи, Заяц, с моей дороги, дай мне пройти!
В.: -А Заяц стоит и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?
Возможные ответы детей: Потому, что надо попросить вежливо, сказать «пожалуйста».
В.: -Правильно, но в первую очередь, что надо сделать? ( Поздороваться.)
Ответы детей:
В.: -Ты понял, Мишка?
Мишка: -Понял! Здравствуй, зайка! Разреши мне, пожалуйста, пройти.
Зайка: -Здравствуй, Миша! Проходи, пожалуйста.
В.: -А вы, ребята, не подскажете Мишке, что ему надо сказать уходя? (Сказать Зайке «Спасибо» и «До свидания»).
Мишка: -Спасибо, Зайка! До свидания!
Зайка: -Пожалуйста, Мишенька! До встречи!
В.: -А наш Мишка тем временем продолжил свой путь. Пошёл Мишка дальше, а навстречу ему Лиса.
Слайд 4. Мишка встречает лису. (Диалог Мишки и Лисы воспитатель строит по ответам детей)
В.: -Что по вашему сказал Мишка Лисе при встрече?
Как ответила Лиса?
О чём попросил Мишка Лису?
Как на просьбу ответила Лиса?
Уходя, что звери сказали нам?
Как мы ответили?
4.Первичное осмысление и закрепление материала.
5. Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли?» Цель: уточнение представления детей о хороших и плохих поступках, поведении; совершенствование умения правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей.
Воспитатель предлагает мальчику выбрать себе девочку для игры, паре взять конверт рассмотреть, обсудить картинки с изображением различных ситуаций и распределить их на две группы, оценив поступки героев с двух позиций: хорошо это или плохо? Мальчикам предлагается прикрепить картинку с хорошим поступком, а девочкам с плохим. И дать оценку поступку героев.
Примерный перечень изображений детских поступков для игры:
Плохие | Хорошие |
1.Саша не уступил место старушке. 2.Петя не поздоровался с соседками. 3Антон перебивает разговор взрослых 4.Мальчики дразнят Таню. 5.Матвей и Коля обидели Сашу. | 1.Артём здоровается с товарищем. 2.Настя хочет поднять старушке трость. 3.Вадим угощает друга конфетой. 4.Аня, прощаясь, говорит: "До свидания!" 5.Дима благодарит за угощение. |
5.Подведение итогов организованного вида деятельности.
6.Рефлексия.
Цель – развитие самоанализа и навыков обобщения полученной информации
В.: -Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями! Научили его вежливым словам и хорошим поступкам. А теперь я предлагаю вам впечатления от нашей встречи отобразить на смайликах и подарить их гостям.
(Звучит фрагмент аудиозаписи «Дорогою добра» сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова, дети, по желанию, подходят к столам и дорисовывают на смайликах улыбки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственной организованной деятельности в старших группах в образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое
Программное содержание Обобщать, уточнять и расширять представления знания детей об Армии;Активизировать словарь по теме;Совершенствовать грамматический строй;Развивать...
конспект игровой образовательной ситуации с элементами социально- коммуникативного развития "Россия - наша Родина" в старшей группе
Конспектигровой образовательной ситуации с элементами социально-коммуникативного развития «Россия - наша Родина»в старшей группе Воспитатель: Шкилёва Е. П.г. Хадыженск 2015г.Цель: Воспитание...
Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)
Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...
Конспект образовательной деятельности по разделу: «Ребёнок входит в мир социальных отношений (Этикет и ситуации общения)» (ОО «Социально-коммуникативное развитие») по теме: «Украшаем ёлку» в средней группе
Цель: формирование у детей представления о празднике Нового года, назначении елочных игрушек....
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
Социально-коммуникативный проект «Удивительный мир общения»
Цель данного вроекта - создание условий, направленных на формирование положительных качеств характера, способствовать развитию полноценной, социально-коммуникативной личности....
«Использование проблемных ситуаций в формировании социально-коммуникативных навыков»
Работу по социально-коммуникативному развитию следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейш...