Статья для старших воспитателей (методистов) "Формируем научный стиль речи у педагогов"
статья

Яковлева Светлана Николаевна

Рекомендации по формированию научного стиля речи педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Формируем  научный стиль речи педагогов

    Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности, это стиль научных сообщений.

    Коллеги, сначала немного теории. Адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются специалисты в своей области.

    Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

    Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности.

    Основными чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость, некоторая сухость речи, предварительное обдумывание высказывания.

   Для этого стиля характерно:

  • насыщенность терминами, которые составляют 15-20 % всей лексики;
  • научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т.п.) и общенаучные слова;
  • преобладание абстрактной лексики (развитие, время, движение, фактор, деятельность и т.п.);
  • употребление формы единственного числа в значении множественного (волк – хищное животное из рода собак);
  • преимущественное употребление существительных вместо глаголов (имеет место повышение температуры / повышается температура);
  • употребление отвлеченных и вещественных существительных;
  • употребление сложных предложений;
  • использование цитат, сносок;
  • отсутствие восклицательных предложений;
  • преобладание местоимений третьего лица;
  • отсутствие образных средств – эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
  • для усиления выразительности в научном стиле речи, а в особенности в научно - популярной литературе, используются усилительные частицы, местоимения наречия: «лишь, абсолютно только»;
  • нормированность речи.

    Хочется отметить, что научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи.

  Научный стиль речи реализуется в следующих жанрах:

  • сообщение;
  • ответ (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка);
  • рассуждение;
  • языковой пример;
  • объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

    Каждый педагог современного учреждения в разное время своей профессиональной деятельности и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего как в письменной так и в устной  форме, поэтому овладение нормами научного и учебно-научного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

    Педагог должен быть олицетворением научного стиля, но известно, что большинство педагогов испытывают затруднения именно в устной и письменной речи.

    Однако практика показывает, что при создании определенных условий можно добиться положительных результатов в освоении педагогами научного стиля речи.

    Так, в учреждении необходимо поддерживать речевой режим при общении педагогов и администрации, «держать марку». Мы привыкли упрощать свою речь, чтобы облегчить ее восприятие, иногда исключаем термины. Это приводит к привыканию педагогов к использованию разговорного стиля речи.

    Содействовать оптимизации речевого режима помогает организация встреч с людьми – представителями науки.

    Также приобщать педагога к научному стилю можно при помощи социальных условий как внутри ДОУ, так и за его пределами (например посещение научно-практических конференций).

    Для решения данной проблемы, можно определить комплекс мероприятий:

  • Так, например, научный стиль в сознании обычного человека, безусловно, прежде всего ассоциируется с терминами. Заметим, что термины существуют не поодиночке: устанавливая друг с другом связи - по типу общее/частное, род/вид, вид/разновидности, целое/часть, сходство, противоположности и др. - они образуют терминологические системы. На этот факт необходимо обратить внимание, поскольку введение терминологической единицы без выявления её связей затрудняет восприятие. Понятия должны согласовываться друг с другом, вписываться в общую картину, а не быть отдельными разрозненными фактами. Информация должна в конечном счёте представлять собой научное знание.

Работая с терминами педагогам можно предложить оформить словарики,  различные памятки, а на различных методических мероприятиях активно использовать упражнения такие как – заполнение перфокарт,  тексты с пропусками, кроссворды и др.)

  • Научный стиль, как и официальный, очень последователен в выборе и употреблении слова: он резко сужает состав лексики общего языка, налагает запрет на нелитературную лексику (жаргонизмы, диалектизмы, просторечные слова), не допускает литературные слова, если они имеют эмоциональную окраску.

Чтобы  обратить на это внимание педагогов можно использовать следующие методические приемы – постановочные видеозаписи различных ситуаций, элементы деловой игры (имитационные игры, инсценировки), решение проблемных ситуаций, публичные выступления и др.

  • Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения, где преследуется цель наиболее точного, однозначного выражения мысли.

Педагоги при написании проектов, различных тематических планов, программ, обобщении своего опыта работы, самоанализа своей деятельности отрабатывают умение делать  умозаключения и суждения, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности, что соответствует научному стилю речи.

  • Что касается такой особенности научного стиля речи как насыщенность фактической информацией, необходимого для доказательности и объективности изложения.

Здесь педагог может констатировать результаты своей диагностики, не забывая при этом характерные лексические особенности стиля изложения информации.

  • Чтобы педагогу облегчить процесс усвоения главных языковых средств данного стиля речи следует предложить использовать клише для формулировки высказываний, целей и задач, а также  различные памятки, шпаргалки и схемы.

   Следует отметить, что необходимо обеспечить дифференцированный подход к выбору содержания и формы оказания помощи педагогам, учитывать индивидуальные особенности педагога: стаж, уровень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическую эрудицию.

    Итак, наука - своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире.  Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Хочется надеяться, что большинство таких профессионалов это педагоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«CИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

В докладе представлена система методической работы старшего воспитателя по формированию мотивации к самообразованию педагогов ДОУ...

Статья "Роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников"

В статье раскрыта роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положите...

Статья «Роль старшего воспитателя в формировании имиджа ДОУ в условиях современного образования»»

В статье говориться о  значении повышения  имиджа дошкольного учреждения в целом и роли старшего воспитателя в проводимой работе...

Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"

Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...

Статья "Деятельность старшего воспитателя по научно-методическому сопровождению педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для по...