Статья для старших воспитателей (методистов) "Проектирование - как одно из направлений методической работы в дошкольном образовательном учреждении"
статья
Из опыта работы. Реализация методических проектов в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование - как одно из направлений методической работы
в дошкольном образовательном учреждении
Непрерывное образование – основа жизни человека
«в мире изменений», условие его профессиональной
мобильности, развитие творческого потенциала человека...
А.И.Суббето
Современное дошкольное образовательное учреждение – сложная динамически развивающая система, которая требует грамотного управления. Следует отметить, что ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенденцией последнего десятилетия. А в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги-практики с более чем двадцатилетним стажем работы, чья профессиональная подготовка не вполне отвечает установкам «компетентносного подхода», да и молодые специалисты во многом далеки от реальностей дошкольного образования и не всегда отвечают современным требованиям. Если мы говорим о возрастающих требованиях к педагогам ДОУ, то не следует забывать о руководителях, которые должны опережать педагогов своего коллектива «на шаг вперед».
Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен ряд исследований – Л.Н.Буйловой и С.В.Кочневой, К.Ю.Белой, Л.М.Волобуевой, Е.В.Коротаевой, П.Н.Лосева, Н.Ю.Честновой и других. Результаты этих исследований используются в разработке различных технологий повышения квалификации педагогических кадров в дошкольном учреждении.
Одним из эффективных направлений совершенствования педагогической компетентности рассматривают проектирование.
В словаре иностранных слов «проектировать» значит составлять проект, делать предложения или намечать план.
Таким образом, любой вид планирования можно назвать проектированием. Проектирование сегодня превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности руководителей ДОУ.
По мнению В.С.Безруковой, проектирование – это предварительная разработка основных деталей любой предстоящей деятельности педагогических работников. Благодаря проектированию методическая работа становится более технологичной, а значит, и более управляемой. Проектирование это особый подход к организации деятельности – ведется сбор информации, анализируется состояние образовательного процесса, выявляется «проблемное поле», определяются пути их решения, разрабатывается проектная документация.
Проектирование позволяет свести все компоненты педагогической системы, а именно, цели, задачи, содержание, методы, средства, формы деятельности педагогов, в единую, непротиворечивую систему. Проектирование обеспечивает точное представление о конечном результате, может быть представлено в виде проектов на краткосрочный или долгосрочный период времени, планов и способов их реализации.
Целью проектирования методической работы в ДОУ с учетом современных тенденций, является эффективное совершенствование всех аспектов профессиональной компетентности педагогов. Деятельность старшего воспитателя подчиняется обозначенным целям и задачам. От его умения видеть методическую работу в целом, прогнозировать ее развитие, поддерживать особо значимые для педагогического сообщества инициативы, зависит уровень совершенствования компетентности не только одного отдельно взятого педагога, но и всего коллектива.
Как было уже сказано выше, проектирование может быть представлено в виде проектов, планов и способов их реализации, и далее мне бы хотелось познакомить вас с 3х-летним опытом реализации методических проектов.
Содержание методической работы в нашем учреждении, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, а именно методических проектов, направленных на совершенствование компетентности педагогических работников. Основными составляющими компетентности мы рассматриваем: профессиональную, коммуникативную, информационную и правовую. Тематика и содержание всех реализуемых проектов отражает одну или несколько составляющих компетентности.
Так, например, проекты «Самообразование – основа успешной работы педагога», «Развитие аналитических способностей педагога» и «Творческий педагог – творческие дети» направлен на совершенствование профессиональной компетентности, и ставят своей целью развитие у педагогов умения владеть современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, умения использовать новые методические идеи и методическую литературу, умения осуществлять оценочно-ценностную рефлексию, умению заниматься регулярной самостоятельной познавательной деятельностью. Проекты «Портфолио педагога ДОУ» и «Инновация в ДОУ» - направлены на совершенствование информационной компетентности, они способствуют развитию умения педагога осуществлять эффективный поиск и структурирование информации, умение использовать информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе; а проект «Имидж ДОУ» - на коммуникативную компетентность, и ставит соей целью развитие у педагогов умения вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, умения устанавливать контакт с воспитанниками разного возраста, родителями, коллегами по работе.
Оценивая процесс реализации и достигнутые результаты всех выше названных проектов, отмечаются такие положительные характеристики, как универсальность и воспроизводимость данных проектов. Оптимально подобранные формы, методы позволяют легко реализовать их в различных педагогических коллективах лишь с незначительной корректировкой с учетом особенностей условий конкретного учреждения.
Динамичный и кольцевой характер, разумные временные рамки – на реализацию этапов проекта отводятся разумные временные рамки, результаты каждого предыдущего этапа становятся отправной точкой следующего.
Проекты могут быть реализованы как последовательно, так и одновременно.
Тематика и содержание проектов актуальны ведущим направлениям методической работы с учетом современного заказа общества на кадры. Так например, в ходе реализации проекта «Инновации в ДОУ», с педагогами изучили последние нормативные документы, определили направление инновационной деятельности ДОУ, сформировалась творческая группа педагогов.
В качестве еще одной положительной характеристики можно назвать - эффективность проектов, которая нашла свое подтверждение уже в промежуточных результатах реализации – в виде прохождения педагогами аттестации, самоанализа педагогами собственной деятельности в виде портфолио.
В проектах используются разнообразные формы методической работы с педагогами: обучающее методическое занятие, мастер-класс, педагогическая мастерская, профессионально-педагогические конкурсы, конференции и другие.
Использование метода проектов в методической работе позволило наметить прогрессивные изменения методической службы учреждения. На сегодняшний день методическая работа планируется и реализуется на основе методических циклов, посвященных составляющим компетентности педагогических работников и основанных на степени их проявления у разных категорий педагогических работников.
Таким образом, использование метода проектов при проектировании методической работы позволяют успешно совершенствовать все составляющие компетентности педагогов, способствует подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Система музыкально-воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи"
Описание специфики музыкальной деятельности в коррекционном детском саду...
Методические рекомендации для воспитателей доу на тему: «Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении»
В статье показа роль проектного метода в воспитании и развитии современного дошкольника, определены особенности использования данного метода в работе воспитателя ДОУ, раскрыта сущность понятия проект....
Эссе "Диалог с дочерью, или Организация учебно-методической работы в дошкольном образовательном учреждении"
В эссе раскрыты реальные события, специфика работы методиста или старшего воспитателя в ДОУ и личное отношение к профессии....
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, как способ управления воспитательно-образовательным процессом.
Презентация к защите выпускной квалификационной работы...
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.
В презентации раскрыты формы методической работы....
План самообразования и повышения профессионального уровня старшего воспитателя на 2021-2024 учебный год Тема: «Методическая работа в современном образовательном пространстве»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №5 комбинированного вида «Березка» План самообразования и повышенияп...
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Организация методической работы с педагогами образовательных учреждений и родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Интегрированный подход по изготовлению светоотражающих элементов»...