Статья для старших воспитателей (методистов) "Проектирование - как одно из направлений методической работы в дошкольном образовательном учреждении"
статья

Яковлева Светлана Николаевна

Из опыта работы. Реализация методических проектов в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектирование - как одно из направлений методической работы

 в  дошкольном образовательном учреждении

Непрерывное образование – основа жизни человека

«в мире изменений», условие его профессиональной

мобильности, развитие творческого потенциала человека...

А.И.Суббето

Современное дошкольное образовательное учреждение – сложная динамически развивающая система, которая требует грамотного управления.      Следует отметить, что ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенденцией последнего десятилетия. А в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги-практики с более чем двадцатилетним стажем работы, чья профессиональная подготовка не вполне отвечает установкам «компетентносного подхода», да и молодые специалисты во многом далеки от реальностей дошкольного образования и не всегда отвечают современным требованиям. Если мы говорим о возрастающих требованиях к педагогам ДОУ, то не  следует забывать о руководителях, которые должны опережать  педагогов своего коллектива «на шаг вперед».

Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен ряд исследований – Л.Н.Буйловой и С.В.Кочневой, К.Ю.Белой, Л.М.Волобуевой, Е.В.Коротаевой, П.Н.Лосева, Н.Ю.Честновой и других. Результаты этих исследований используются в разработке различных технологий повышения квалификации педагогических кадров в дошкольном учреждении.

Одним из эффективных направлений совершенствования педагогической компетентности рассматривают проектирование.

В словаре иностранных слов «проектировать» значит составлять проект, делать предложения или намечать план.  

Таким образом, любой вид планирования можно назвать проектированием. Проектирование сегодня превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности руководителей ДОУ.

По мнению В.С.Безруковой, проектирование – это предварительная разработка основных деталей любой предстоящей деятельности педагогических работников. Благодаря проектированию методическая работа становится более технологичной, а значит, и более управляемой. Проектирование это особый подход к организации деятельности – ведется сбор информации, анализируется состояние образовательного процесса, выявляется «проблемное поле», определяются пути их решения, разрабатывается проектная документация.

        Проектирование позволяет свести все компоненты педагогической системы, а именно, цели, задачи, содержание, методы, средства, формы деятельности педагогов, в единую, непротиворечивую систему. Проектирование обеспечивает точное представление о конечном результате, может быть представлено в виде проектов на краткосрочный или долгосрочный период времени, планов и способов их реализации.

Целью проектирования методической работы в ДОУ с учетом современных тенденций, является эффективное совершенствование всех аспектов профессиональной компетентности педагогов. Деятельность старшего воспитателя подчиняется обозначенным целям и задачам. От его умения видеть методическую работу в целом, прогнозировать ее развитие, поддерживать особо значимые для педагогического сообщества инициативы, зависит уровень совершенствования компетентности не только одного отдельно взятого педагога, но и всего коллектива.

       Как было уже сказано выше, проектирование  может быть представлено в виде проектов, планов и способов их реализации, и далее мне бы хотелось познакомить вас с  3х-летним опытом реализации методических проектов.

Содержание методической работы в нашем учреждении, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, а именно методических проектов,  направленных на совершенствование компетентности педагогических работников. Основными  составляющими компетентности мы рассматриваем: профессиональную, коммуникативную, информационную и правовую. Тематика и содержание всех реализуемых проектов отражает одну или несколько составляющих компетентности.

Так, например, проекты «Самообразование – основа успешной работы педагога», «Развитие аналитических способностей педагога» и «Творческий педагог – творческие дети» направлен на совершенствование  профессиональной компетентности, и ставят своей целью развитие у педагогов  умения владеть современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, умения использовать новые методические идеи и методическую литературу, умения осуществлять оценочно-ценностную рефлексию, умению заниматься регулярной самостоятельной познавательной деятельностью. Проекты «Портфолио педагога ДОУ» и  «Инновация в ДОУ» - направлены на совершенствование информационной компетентности, они способствуют развитию умения педагога осуществлять эффективный поиск и структурирование информации, умение использовать информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе; а проект «Имидж ДОУ» - на коммуникативную  компетентность, и ставит соей целью развитие у педагогов умения вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, умения устанавливать контакт с воспитанниками разного возраста, родителями, коллегами по работе.

Оценивая процесс  реализации и достигнутые результаты всех выше названных проектов, отмечаются такие положительные характеристики, как универсальность и воспроизводимость данных проектов. Оптимально подобранные формы, методы позволяют легко реализовать их в различных педагогических коллективах лишь с незначительной корректировкой с учетом особенностей условий конкретного учреждения.

Динамичный и кольцевой характер, разумные временные рамки – на реализацию этапов проекта отводятся разумные временные рамки, результаты каждого предыдущего этапа становятся отправной точкой следующего.

 Проекты могут быть реализованы как последовательно, так и одновременно.

Тематика и содержание проектов актуальны ведущим направлениям методической работы с учетом современного заказа общества на кадры. Так например, в ходе реализации проекта «Инновации в ДОУ», с педагогами изучили последние нормативные документы, определили направление инновационной деятельности ДОУ, сформировалась творческая группа педагогов.

В качестве еще одной положительной характеристики можно назвать - эффективность проектов, которая нашла свое подтверждение уже в промежуточных результатах реализации – в виде прохождения педагогами аттестации, самоанализа педагогами собственной деятельности в виде портфолио.

В проектах используются разнообразные формы методической работы с педагогами: обучающее методическое занятие, мастер-класс, педагогическая мастерская, профессионально-педагогические конкурсы, конференции и другие.

Использование метода проектов в методической работе позволило наметить прогрессивные изменения методической службы учреждения. На сегодняшний день методическая работа планируется и реализуется на основе методических циклов, посвященных составляющим компетентности педагогических работников и основанных на степени их проявления у разных категорий педагогических работников.

 Таким образом, использование метода проектов при проектировании методической работы позволяют успешно совершенствовать все составляющие компетентности педагогов, способствует подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей доу на тему: «Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении»

В статье показа роль проектного метода в воспитании и развитии современного дошкольника, определены особенности использования данного метода в работе воспитателя ДОУ, раскрыта сущность понятия проект....

Эссе "Диалог с дочерью, или Организация учебно-методической работы в дошкольном образовательном учреждении"

В эссе раскрыты реальные события, специфика работы методиста или старшего воспитателя в ДОУ и личное отношение к профессии....

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.

В презентации раскрыты формы методической работы....

План самообразования и повышения профессионального уровня старшего воспитателя на 2021-2024 учебный год Тема: «Методическая работа в современном образовательном пространстве»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №5 комбинированного вида «Березка»       План самообразования и повышенияп...