Статья "Деятельность старшего воспитателя по научно-методическому сопровождению педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
статья

Ермакова (Смыжева) Наталья Владимировна

Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность старшего воспитателя по научно-методическому сопровождению педагогического процесса в условиях реализации

 ФГОС ДО

Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.

Методическая работа в ДОУ ориентирована на достижение и поддержку должного качества повседневной воспитательно — образовательной деятельности и предоставление педагогам возможности себя реализовать.

В нашем дошкольном образовательном учреждении система повышения квалификации педагогов реализуется через курсовую подготовку, самообразование и разные формы методической работы.

Чтобы заинтересовать педагогов процессом повышения собственной квалификации и обеспечить эффективную обратную связь, позволяющую отследить изменения, произошедшие в профессиональной практике педагога, я включаю их в активную деятельность по выбору актуальной для каждого педагога образовательной программы, предлагаемой курсами повышения квалификации (личные интересы и увлечения, тема самообразовательной работы, актуальные потребности возрастной группы и др.), т.е. на основе внутренней мотивации.

При выборе форм методической работы я обязательно учитываю стаж работы, возраст педагогов, их индивидуальные особенности, интересы. Особое внимание уделяю взаимодействию с молодыми и начинающими педагогами. От этого зависит и методический инструментарий, который поможет повысить их профессиональное мастерство и организовать деятельность педагогического коллектива в соответствии с современными требованиями. Мой опыт показывает, что использование методов активного обучения педагогов повысил эффективность овладения современными образовательными технологиями в детском саду.

В работе с разными категориями воспитателей я использую подгрупповые и групповые консультации, например: проблемная консультация — выдвигается проблема, и педагоги посредством доказательства формулируют выводыконсультация-парадокс с запланированными ошибками; консультация – инструктаж здесь используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями; консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме; консультация – практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии;

консультация – тренинг — устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.

Практикую наставничество, т.е. к молодым и вновь пришедшим воспитателям прикрепляется педагог-наставник, который может помочь в какой-либо одной определенной области многообразной деятельности воспитателя. Эта работа может проводиться, как в повседневной деятельности, так и на различных мероприятиях. Провожу анкетирование на тему «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии», «Ваша позиция по отношению к реализации годового плана работы» и др.

Организую творческие конкурсы. Например, в конце учебного года в ДОУ традиционно проводится детский ART Фестиваль «Детсадовская осень». В рамках фестиваля проходят «Литературные чтения» (в ходе определенного сценария каждый воспитанник представляет чтение своего стихотворения), конкурс групповых театральных коллективов «Синяя птица».

Определяющими формами в моей работе с педагогами выступают: открытый просмотр педагогического процесса, взаимопосещения занятиий, творческая площадка, проблемный семинар, практикум, мастер-класс, педагогический проект, (как внутри, так и за пределами образовательного учреждения).

Предпочтение я отдаю и мастер — классу, ведь это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе.

В форме мастер-классов я стараюсь предлагать презентовать свою профессиональную деятельность и опытным педагогам, практика проведения которых, позволяет представлять свои авторские подходы к реализации учебно-воспитательного процесса, так как главное в технологии проведения мастер-класса — не сообщать информацию, а передавать способ работы.

А еще метод проектов – удачная находка в совместной работе детского сада и родителей, при помощи которой можно объединить разнообразные формы включения родителей в жизнь детского сада. Воспитатели открывают для себя эту форму работы, она им нравится, но пока еще есть трудности в нахождении темы или идеи для проекта, и отказ родителей участвовать в проекте. Чтобы решить эту проблему педагоги опираются на наиболее активных родителей, способных подать пример другим.

Обучающие семинары и практикумы являются очень продуктивной и наиболее востребованной формой повышения педагогического мастерства среди педагогов.

В дальнейшем методическая служба ГБДОУ планирует дополнить модель методического сопровождения педагогических кадров. Основным принципом построения обновленной трехуровневой модели методической работы стал индивидуально-дифференцированный подход к профессиональному развитию воспитателей. В структуру модели методической работы войдут объединения педагогов, сформированные с учетом их интересов и профессиональных потребностей в саморазвитии. Деление на объединения будет производиться на основе диагностики профессиональной компетентности, которая включает в себя самоанализ педагога и оценку его деятельности административной группой. Для каждой группы будут определены целевые установки в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Методическая работа в ДОУ ориентирована на достижение и поддержку должного качества повседневной воспитательно — образовательной деятельности и предоставление педагогам возможности себя реализовать.

В нашем дошкольном образовательном учреждении система повышения квалификации педагогов реализуется через курсовую подготовку, самообразование и разные формы методической работы.

Чтобы заинтересовать педагогов процессом повышения собственной квалификации и обеспечить эффективную обратную связь, позволяющую отследить изменения, произошедшие в профессиональной практике педагога, я включаю их в активную деятельность по выбору актуальной для каждого педагога образовательной программы, предлагаемой курсами повышения квалификации (личные интересы и увлечения, тема самообразовательной работы, актуальные потребности возрастной группы и др.), т.е. на основе внутренней мотивации.

В дальнейшем, после окончания курсовой подготовки, воспитатель, по желанию, демонстрирует коллегам полученный теоретический и практический багаж по интересующей его теме и обсуждает варианты его практического использования. Это нацеливает педагога на дальнейшую работу по самообразованию, разработку темы, развитию внутренних мотивов.

При выборе форм методической работы я обязательно учитываю стаж работы, возраст педагогов, их индивидуальные особенности, интересы. Особое внимание уделяю взаимодействию с молодыми и начинающими педагогами. От этого зависит и методический инструментарий, который поможет повысить их профессиональное мастерство и организовать деятельность педагогического коллектива в соответствии с современными требованиями. Мой опыт показывает, что использование методов активного обучения педагогов повысил эффективность овладения современными образовательными технологиями в детском саду.

Я использую, как традиционные, так и нетрадиционные, интерактивные формы методической работы. Это – теоретические семинары, наставничество, интеллектуальные встречи, презентации, методические часы. В этом учебном году тема методического часа — « Развитие театрального направления в ГБДОУ с использованием иммерсивного жанра».

На мой взгляд модель методического сопровождения, в которой осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, наиболее эффективна в условиях введения ФГОС ДО и повышения профессионального мастерства педагогических кадров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

сохранение и укрепление здоровья дошкольников по­средством обеспечения безопасной и психологически комфорт­ной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО...

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

« Логопедическое сопровождение педагогического процесса в условиях ФГОС ДО»

Наша жизнь стремительно изменяется. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.  И учителю-лого...

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

Сообщение на тему «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»...