Психологический инструментарий педагога-психолога
материал
Психологический инструментарий как средство профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_1_psihologicheskiy_instrumentariy.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический инструментарий
№ п/п | Название методики | Цель | Группа |
Графический диктант | Выявление уровня сформированности произвольности | Подготовительная к школе группа | |
Исследование восприятия | Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия | Подготовительная к школе группа. Старшая группа | |
Четвертый лишний | Исследование уровня развития мышления /классификация, обобщение/; | Подготовительная к школе группа. Старшая группа | |
Последовательность событий | Исследование словесно-логического мышления | Подготовительная к школе группа. Старшая группа | |
Десять слов | Определение объема рече-слуховой памяти | Подготовительная к школе группа. Старшая группа | |
Зрительная память | Определение объема зрительной памяти | Подготовительная к школе группа. Старшая группа | |
Кружки | Определение уровня развития внимания | Подготовительная к школе группа. Старшая группа | |
Мелкая моторика | Исследование уровня развития мелкой моторики | Подготовительная к школе группа. Старшая группа | |
Мотивационная готовность к обучению в школе | Определение сформированности мотивации к обучению | Подготовительная к школе группа | |
«Ориентировочный тест школьной зрелости» Авторы: А. Керн – Я. Йирасек. | Определение школьной зрелости | Подготовительная к школе группа | |
Методика «Беседа о школе»(разработана Т. А. Нежновой) | Определение «внутренней» позиции школьника | Подготовительная к школе группа | |
Коммуникативная готовность:
| Определение параметров развития общения | Подготовительная к школе группа | |
«Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург | Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности | Подготовительная к школе группа | |
Методика «отношение ребенка к школе» | Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование | Подготовительная к школе группа | |
«Самое непохожее» Л.А.Венгер | Изучение мышления и восприятия детей | Подготовительная к школе группа | |
Тест «Бендер» | Изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу | Подготовительная к школе группа | |
Диагностика адаптации ребенка к ДОУ | Определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям детского сада. | Младшая группа |
№ | Методики | Возраст | Назначение методики | Краткое описание методики |
1. | «Лесенка» | с 3-7лет | Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье. | Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д. |
2. | Методика «Человек под дождем» | с 6 лет | Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. | На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем. |
3. | Методика «Два дома» | с 3-7лет | Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций. | Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов. |
4. | Методика «Домики» Ореховой О. А. | с 3лет | Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
| Методика включает в себя 3 задания: |
5. | Методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) | с 5лет | Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов. | Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно: |
6. | Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен | с 3-7лет | Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. | Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. |
7. | Тест «Рука» (тест руки) | с 5 лет | Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения. | Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» |
8. | Рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования) | с 5 лет | Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим. | Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и «Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный. |
9. | Тест Сонди | с 6-7 лет | Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений. | Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные. |
10. | Методика «Несуществующее животное» | С 6 лет | Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д. | Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием. |
11. | Методика «Контурный САТ-Н» | 3 – 10 лет | Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми (родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка. | Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке. |
12. | Методика «Автопортрет» | с 6-7 лет | Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. | Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет. |
13. | Цветовой тест Люшера | с 3,5 лет | Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. | Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды. |
14. | Методика «Кактус» | с 4 лет | Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. | Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа. |
15. | Рисунок семьи | с 4 лет | Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений. | Ребенку предлагают нарисовать свою семью. |
16. | Тест «Эмоциональные сферы» | с 6 лет | Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций. | Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, |
используемые цвета — какие захотите. | ||||
Тест «Сказка» | с 3,5 лет | Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые, которые вызывают данные переживания. | Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. | |
17. | Методика «Аппликация» | с 6-7 лет | Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье. | Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры. |
18. | Методика Рене Жиля | с 5 лет | Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка (любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…) | Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий. |
19. | Методика «Два дома» | 3,5 – 6 лет | Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций. | Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов. |
20. | ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд). | С 6 лет | Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений. |
|
Методика "Мозаика" | С 6 лет | Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу". | В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку. | |
21. | Интервью «Волшебный мир» (Л. Д. Столяренко) | С 5 лет | Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса. | В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. |
22. | Тест животныхРене Заззо | С 5 лет | Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности. | Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему. |
Методическое обеспечение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ
Представлено описание диагностического инструментария для мониторинга развития личности старших дошкольников...
Инструментарий педагога-психолога: Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы.
Инструментарий педагога-психолога ДОУ:Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы. Таблица заполняется методом сбора экспертны...
Реестр психолого-диагностического инструментария педагога-психолога в ДОУ
Основные методики психолого-педагогической диагностики педагога-психолога в ДОУ. Весь инструментарий в одном файле,удобно))...
Профессиональный инструментарий педагога - психолога ДОУ
Профессиональный инструментарий...
Диагностический инструментарий педагога-психолога
Для исследования познавательных, личностных особенностей всех участников образовательного процесса я использую совокупность апробированных диагностических методик нетестового типа (наблюдение, беседа,...
Пособие «Повтори узор по образцу» для детей 5-6 лет на развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти... /Дидактический инструментарий педагога-психолога/
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности»....
Диагностический инструментарий педагога-психолога
* Диагностика адаптации в детском саду* Диагностика познавательных процессов * Диагностика предпоссылок учебной деятельности и подготовке к школе* Диагностика свойств личностной и эмоционально-во...