Презентация "Организация и содержание деятельности педагога- психолога ДОО"
план-конспект занятия

Оганесян Карина Лерниковна

В презентации рассмотрены: Общая характеристика деятельности педагога-психолога ДОО, в особенности документация педагога-психолога и её виды, а также основные направления работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация и содержание деятельности педагога-психолога в ДОО» Педагог-психолог: Оганесян К.Л. МБДОУ «Детский сад №19», г. Коркино

Слайд 2

ПЛАН: Общая характеристика деятельности педагога-психолога в ДОО Направления деятельности педагога-психолога ДОО

Слайд 3

Общая характеристика деятельности педагога-психолога в ДОО Пакет документации педагога-психолога состоит из: Нормативно-правовой документации Специальной документации Организационно-методической документации.

Слайд 4

Нормативно- правовая документация Международные нормативные акты определяют стандарты деятельности психолога и находят отражение в этическом кодексе психолога. Общероссийские нормативные акты , соответствуя основным положениям в международных документах, уточняют и регламентируют профессиональные задачи в области психологии в стране. На основе общероссийских создаются документы регионального, муниципального и локального уровней .

Слайд 5

Специальная документаци я В ключает в себя: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Слайд 6

Организационно-методическая документация Организационно-методическая документация включает в себя: В профессиональном стандарте «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования) говорится о том, что педагог-психолог в своей деятельности должен вести следующую документацию: Планы работы (годовой план работы педагога-психолога, план работы на лето, план работы по самообразованию). Журналы учёта видов работ педагога-психолога (журнал учёта индивидуальных форм работы, журнал учёта групповых форм работы, журнал консультаций). Отчёты (аналитический отчёт о проделанной работе за год, аналитические справки по итогам адаптации, аналитические справки по результатам диагностики готовности к школе, статистический отчёт и т.д.). Циклограмма работы педагога-психолога. График работы педагога-психолога. Программы.

Слайд 7

Направления деятельности педагога-психолога ДОО психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение, психологическая профилактика.

Слайд 8

П сихологическая диагностика Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Основные методы психодиагностики: тестирование, наблюдение, беседа.

Слайд 9

Категории воспитанников по результатам психологической диагностики: 1 ) Дети с выраженными нарушениями познавательной сферы (выраженные трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; незначительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе). 2) Дети с пограничными показателями развития познавательных процессов (трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; значительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе). 3) Дети с дисгармоничным развитием (дети с аутичноподобным поведением; дети с выраженными трудностями усвоения одной образовательной области при значительных успехах в другой образовательной области). 4) Дети с особенностями эмоционально – волевой сферы (агрессивные, тревожные, замкнутые, нерешительные, гиперактивные дети без выраженных трудностей усвоения программного материала при групповой работе педагога)

Слайд 10

П сихологическое консультирование Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством непосредственного общения психолога с клиентом . Задачами консультирования выступают: оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом; обучение приемам самопознания, саморегуляции , использование своих ресурсов доля преодоления проблемных ситуаций; помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.

Слайд 11

П сихологическая коррекция Психологическая коррекция- деятельность, направленная на формирование у ребёнка нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям . Показания для проведения психокоррекции у дошкольников: негативизм (отрицание всего вокруг); капризы и стойкое упрямство; драчливость и агрессивность; страхи; застенчивость; отсутствие интереса к другим детям и различным играм; полученные травмы; частые болезни; повышенная возбудимость и повышенная активность; нежелание общаться; поведение деструктивного типа – порча одежды, предметов обихода, игрушек и т.д.; внезапные эмоции, несоизмеримые с внешними обстоятельствами.

Слайд 12

П сихологическое просвещение Психологическое просвещение - приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основные формы работы с педагогами: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, педагогический ринг, семинар-практикум, семинар . Основные формы работы с родителями: родительский клуб, родительская конференция, родительские собрания, родительские вечера, родительский тренинг, дискуссии, "душевный разговор", мастер-класс, круглый стол, "ящик предложений", информационные стенды, тематические консультации.

Слайд 13

П сихологическая профилактика Психологическая профилактика - обеспечение раскрытия возможностей возраста, снижение влияния рисков на развитие ребенка, предупреждение нарушений в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении . 1) Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитию эмоциональной сферы, мотивационной. Работу с детьми можно проводить в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдавать групповым играм. 2) Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, создание в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи с родителями и детьми и др. 3) Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности ребенка.

Слайд 14

Список литературы: Прилепко Ю.В., Козловская Г.Ю. Введение в профессию специальный психолог. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - 184 с. Нормативные правовые документы для педагога- психолога образования/ Сост. И.М. Каманов .- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 126 с. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008, - 336 с.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Педагог-психолог: Оганесян К.Л.

МБДОУ «Детский сад №19», г. Коркино

Слайд 1 тема «Организация и содержание деятельности педагога-психолога в ДОО»

Дошкольное образовательное учреждение - единственное звено системы образования, целью которою является создание условий для общего гармоничного развития ребенка, а также охраны и укреплении его физического и психического здоровья. Центральной категорией в дошкольном учреждении остается категория развития.

Слайд 2 «План»

Согласно профессиональному стандарту деятельность «Педагога-психолога» ДОО заключается в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса.

В качестве основной целей профессиональной деятельности выделяют следующие:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях;
  2. оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Предлагаю разобрать общую характеристику деятельности педагога психолога ДОУ и основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ.

Слайд 3 «Общая характеристика деятельности педагога-психолога в ДОО»

Документация является важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, который сопровождает и отражает каждое направление работы.

Пакет документации педагога-психолога состоит из:

  1. Нормативно-правовой документации
  2. Специальной документации
  3. Организационно-методической документации.

Слайд 4 «Нормативно- правовая документация»

Гуманизация образования предполагает такое построение образовательного пространства, которое обеспечивает гармоничное развитие личности и социализацию детей.

Основные принципы гуманизма сформулированы в международных нормативных актах, которые являются правовым фундаментом для документации общероссийского, регионального, муниципального и локального уровней.

Международные нормативные акты определяют стандарты деятельности психолога и находят отражение в этическом кодексе психолога.

Общероссийские нормативные акты, соответствуя основным положениям в международных документах, уточняют и регламентируют профессиональные задачи в области психологии в стране.

На основе общероссийских создаются документы регионального, муниципального и локального уровней. Последние нормативные правовые акты не должны входить в противоречие международным и общероссийским. В случае юридического конфликта первостепенную роль играют международные акты. Ниже представлен перечень нормативной документации, регламентирующей деятельность специального психолога в дошкольной образовательной организации

Слайд 5 «Специальная документация»

Данный вид документов обеспечивает содержательную и процессуальною сторону деятельности педагога-психолога и является закрытым. Специальная документация хранится в месте, не доступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Включает в себя:

  • психологические заключения;
  • коррекционные карты;
  • протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.;
  • карты (истории) психического развития;
  • психологические характеристики;
  • выписки из психологических заключений и карт развития.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида — свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель — озна¬комление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).

Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, госпиталей, педагогов), так и но официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений).

Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она не требует визирования административных лиц.

Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.

Слайд 6 «Организационно-методическая документация»

Данный вид документации обеспечивает организацию, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога.

Организационно-методическая документация включает в себя:

  • В профессиональном стандарте «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования) говорится о том, что педагог-психолог в своей деятельности должен вести следующую документацию:
  • Планы работы (годовой план работы педагога-психолога, план работы на лето, план работы по самообразованию).
  • Журналы учёта видов работ педагога-психолога (журнал учёта индивидуальных форм работы, журнал учёта групповых форм работы, журнал консультаций).
  • Отчёты (аналитический отчёт о проделанной работе за год, аналитические справки по итогам адаптации, аналитические справки по результатам диагностики готовности к школе, статистический отчёт и т.д.).
  • Циклограмма работы педагога-психолога.
  • График работы педагога-психолога.
  • Программы.

Слайд 7 «Направления деятельности педагога-психолога ДОО»
Согласно п.8.1. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69) режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом:

- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации.

В дошкольной образовательной организации основными направлениями работы педагога - психолога являются:

  1. психологическая диагностика,
  2. психологическое консультирование,
  3. психологическая коррекция,
  4. психологическое просвещение,
  5. психологическая профилактика. 

Слайд 8 «Психологическая диагностика»

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.».

 Для оптимизации образовательного процесса в ДОО педагог-психолог дважды в год (в сентябре и в мае) при письменном согласии родителей проводит скрининг-диагностику всех воспитанников ДОУ (индивидуально): оценка памяти, внимания, мышления, эмоционально - личностной сферы.

Основные методы психодиагностики: тестирование, наблюдение, беседа.

Слайд 9 «Категории воспитанников по результатам психологической диагностики»

По результатам психодиагностики определяются следующие категории воспитанников (в скобках дано описание характера затруднений ребенка при реализации образовательного процесса в ДОУ согласно ФГОС ДО по пяти образовательным областям: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно –эстетическое, физическое развитие):

1) Дети с выраженными нарушениями познавательной сферы (выраженные трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; незначительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе).

2) Дети с пограничными показателями развития познавательных процессов (трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; значительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе).

3) Дети с дисгармоничным развитием (дети с аутичноподобным поведением; дети с выраженными трудностями усвоения одной образовательной области при значительных успехах в другой образовательной области).

4) Дети с особенностями эмоционально – волевой сферы (агрессивные, тревожные, замкнутые, нерешительные, гиперактивные дети без выраженных трудностей усвоения программного материала при групповой работе педагога)
Слайд 10 «Психологическая консультирование»

Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством непосредственного общения психолога с клиентом.

Задачами консультирования выступают:

  1. оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом;
  2. обучение приемам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов доля преодоления проблемных ситуаций;
  3. помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.
    Слайд 11 «Психологическая коррекция»

Психологическая коррекция-деятельность, направленная на формирование у ребёнка нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

 Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для проведения психокоррекции у дошкольников:

  • негативизм (отрицание всего вокруг);
  • капризы и стойкое упрямство;
  • драчливость и агрессивность;
  • страхи;
  • застенчивость;
  • отсутствие интереса к другим детям и различным играм;
  • полученные травмы;
  • частые болезни;
  • повышенная возбудимость и повышенная активность;
  • нежелание общаться;
  • поведение деструктивного типа – порча одежды, предметов обихода, игрушек и т.д.;
  • внезапные эмоции, несоизмеримые с внешними обстоятельствами.
    Слайд 12 «Психологическая просвещение»

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

Основные формы работы с педагогами: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, педагогический ринг, семинар-практикум, семинар.

Основные формы работы с родителями: родительский клуб, родительская конференция, родительские собрания, родительские вечера, родительский тренинг, дискуссии, "душевный разговор", мастер-класс, круглый стол, "ящик предложений", информационные стенды, тематические консультации.
Слайд 13 «Психологическая профилактика»
Психологическая профилактика - обеспечение раскрытия возможностей возраста, снижение влияния рисков на развитие ребенка, предупреждение нарушений в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

1) Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитию эмоциональной сферы, мотивационной. Работу с детьми можно проводить в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдавать групповым играм.

2) Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, создание в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи с родителями и детьми и др.

3) Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности ребенка.

Слайд 14 «Список литературы»

  1. Прилепко Ю.В., Козловская Г.Ю. Введение в профессию специальный психолог. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - 184 с.
  2. Нормативные правовые документы для педагога- психолога образования/ Сост. И.М. Каманов.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 126 с.
  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008, - 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)

В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...

Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС

Содержание  деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации  ФГОС...

Организация и содержание деятельности педагога-психолога в ДОУ для детей с нарушением зрения

В презентации раскрываются цели и задачи коррекционной работы...

Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп

Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп...

Инновационная деятельность педагога-психолога в рамках региональной пилотной площадки по направлению «Модернизация технологий и содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО» с 2016 по 2019 годы

Инновационная деятельность педагога-психолога в рамках региональной пилотной площадки по направлению «Модернизация технологий и содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями Ф...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...