Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп
материал (подготовительная группа) на тему
Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональное благополучие дошкольника | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп
Не существует единого определения эмоционального благополучия. Существует множество мнений и размышлений о данном понятии.
В психологии эмоции рассматриваются как психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Термин «эмоциональное благополучие (неблагополучие)» в различных источниках имеет множество определений.
Вот один из них, который я хотела бы зачитать .
Под эмоциональным благополучием дошкольника Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. понимают положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризуемое ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви и принадлежности, самовыражении и общении.
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка - это одна из основных задач психолого-педагогического сопровождения в дошкольном детстве. Эмоциональное благополучие включает установление положительных и дружеских отношений внутри семьи, удовлетворение потребности в общении со сверстниками и педагогами в детском саду, а также создание благоприятной атмосферы и условий в группе.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы со старшими дошкольниками, родителями и педагогами старших и подготовительных групп.
Понятие эмоциональное благополучие достаточно широкое и в него входят все направления работы педагога-психолога в ДОУ: диагностическая работа, просветительская, консультационная, профилактическая, и коррекционно-развивающая работа.
Касаясь диагностики эмоционального благополучия в моей работе используется всем известную цветовую методика Ореховой «Домики», она отлично отражает состояние и чувства ребенка по отношению к детскому саду, конкретным занятиям и обстановке в семье, если включать в неё дополнительные параметры, можно увидеть эмоциональное отношение к родителям, педагогам и всем тем параметрам, которые вас интересуют, а также выявить микрострессоры, беспокоящие ребёнка.
Так же существует еще одна похожая методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева).
В коррекционно-развивающей работе с детьми старших и подготовительных групп я основываюсь на программы:
Старшие группы - «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет» Н.Ф. Ивановой, программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой. Для детей 5-6 лет.
Подготовительные группы - Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой. Для детей 6-7 лет.
Также в индивидуальной и групповой работе я использую метафорические ассоциативные карты, которые подходят для работы, как с родителями, так и с педагогами. Это колоды карт «Монстрики чувств» для работы с эмоциональной сферой, колода «Anibi» для работы с травмами, внутрисемейными отношениями, с внутренним ребёнком у взрослого, колода «Personita» для развития эмоциональной сферы, социально-коммуникативной сферы, воображения, колода «Morena» для работы с воображением, положительными эмоциями, для релаксации, развития воображения.
С родителями старших дошкольников проводится работа в консультативной и диагностической сферах, направлениях просвещения и профилактики.
Диагностическая сфера: анкетирование и опросы.
Например: «ВОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА (составитель Т. В. Драгунова), ОПРОСНИК «РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО» (А. А. Романов), ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА 6–7 ЛЕТ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ и др.
Консультативная работа: групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием метафорических ассоциативных карт.
Психологическое просвещение: Семинары «Мотивация - основа успешной учёбы», «Сттесс у ребёнка», «Как подготовить ребёнка к школе» и др.
Психологическая профилактика: буклеты, папки-передвижки, стендовая информация.
«Интеллектуальная готовность к школе», «Подготовка к школе эмоциональной сферы ребёнка», «Психологическая готовность ребёнка к школе», «Альтернативне педагогические методики», «Мотивация-основа успешной учёбы», «Режим - залог успеха», Воспитание прилежания», «Готовы ли родители к школе», «Полезный компьютер», «Мальчики и девочки» и т.д.
Для того, чтобы дети росли эмоционально благополучными педагогу-психологу необходимо вести работу с воспитателями старших групп, так как на общение с детьми воспитателя оказывает влияние его психоэмоциональное состояние и особенности личности. К каждому воспитателю нужен индивидуальный подход в зависимости от его темперамента, характера, возраста и стажа работы. Поэтому в своей работе я предпочитаю индивидуальные беседы с воспитателями, порой с использованием метафорических карт. Воспитатели, даже в возрасте и с большим стажем умеют и любят играть. Их часто привлекают яркие картинки и быстро вызывают ассоциации. Иногда сложно увидеть проблему сразу, поэтому карты помогают наглядно её рассмотреть, а в дальнейшем поработать с ней.
В своей работе с воспитателями я использую тренинговые упражнения для обучения их методам снятия психоэмоционального напряжения, для того, чтобы разрядить обстановку, я часто включаю в занятия упражнения на весёлую непринуждённую тематику. За счёт таких упражнений педагоги раскрепощаются и лучше идут на контакт.
Педагог-психолог, родители и воспитатели должны действовать в одном направлении и работать совместно, создавая положительную атмосферу, в которой будет расти и развиваться ребёнок, формируя у него эмоциональное благополучие. Важно не забывать про индивидуальность ребёнка, считая его полноправным членом семьи, разговаривать с ним и прислушиваться к нему. Ребёнку нужно уделять время, развивать его духовно и культурно, не забывая о том, что эмоциональное благополучие - это предпосылка психологического и физического благополучия.
Использованные информационные ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/10/04/rabochaya-programma-pedagoga-psihologa-mihalkinoy-o-g-na-2015
- https://doshkolnik.ru/psihologiya/17647.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: "Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"
Выступление на районном методическом объединении "Школа начинающего педагога".Тема:Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО».
Сеинар-практикум будет полезен в работе педагога-психолога, старшего воспитателя...
Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников
Общение ребёнка со взрослыми существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты, познавать себя и других....
взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников
Общение ребёнка со взрослым существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты , познавать себя и других....
Доклад на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников»
Материал интересен для воспитателей ДОУ....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование игровой технологии «Парашют» для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников»
На мастер-классе педагогов знакомят с игровой технологией "Парашют". Раскрывают задачи, которые можно эффективно решать с его помощью. Здесь же представлены примеры игр для детей разных возр...
Практикум для педагогов «Организация работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников посредством коммуникативных игр».
Познакомить педагогов с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....