«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
статья
«Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: воспитатель ГБДОУ детский сад № 6
Адмиралтейского района СПб
Корнева Ирина Александровна
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
«Среда должна обеспечить возможность
ребенку развиваться в деятельности»
А.В.Запорожец
В современном мире развивающая предметно – пространственная среда (далее – РППС) дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) становится объектом самого пристального внимания специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, эргономистов (специалист, изучающий взаимодействие человека с окружающими элементами системы), дизайнеров, архитекторов. Ведь от условий, которые сегодня мы создаем для наших детей, зависит физическое, духовно -нравственное и психо-эмоциональное здоровье нашего общества, а также созидательное развитие современного поколения.
«Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (пункт 3.6.3 ФГОС дошкольного образования)
«Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ МОиН РФ № 1155 от 17.10.13г.)
Моделирование РППС - это предварительная разработка основных деталей предполагаемого окружения, мысленное ее построение. Моделирование ППС позволяет оптимизировать деятельность ребенка. Благодаря ему воспитательно-образовательный процесс в ДОО становится технологичным.
Смоделировать среду – значит составить модель, направленную на развитие личности посредством педагогического процесса, устранить мешающие факторы, обеспечить необходимые условия
Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Модель – представление о системе, отражающее наиболее существенные закономерности ее структуры и процесса функционирования, зафиксированное на некотором языке или в некоторой форме (схемы, конструкции, наборы данных и алгоритмов их обработки, программа и т. п.)
Главное требование к модели – она должна давать новую информацию об исследуемом объекте.
Моделирование включает в себя три этапа:
1. Построение модели;
2. Работа с моделью (преобразование, видоизменение);
3. Перенос знаний, полученных с помощью моделей, на реальную область.
Модель предметно – пространственной среды отражает структуру и содержание в процессе образовательной деятельности, в которой происходит развитие ребенка.
Предметно – пространственная среда
Предметное содержание для самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками деятельности
• Игры, предметы и игровые материалы для осуществления самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками,
• Учебно – методические пособия, используемые воспитателями
• Оборудование для осуществления детьми разнообразных типов деятельности
Временные изменения предметного содержания
• Для стимулирования детской активности, учета происходящих изменений, связанных с ростом и развитием ребенка Организация пространства
• Обеспечение и активное использование его детьми (разделение на зоны – игровая, спортивная, экспериментальная, внешнее оформление интерьера)
Моделирование пространственной среды в ДОУ
Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде. Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник его индивидуальных знаний и социального опыта. При моделировании ППС необходимо использовать:
• Научные положения исследователей в этой области;
• Базовые компоненты предметно – развивающей среды;
• Параметры организации образовательного процесса;
• Имеющееся пространство;
• Время года;
• Предметное и социальное окружение дошкольников.
Примерная модель вариативности предметно – пространственной среды
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Создание предметно – пространственной среды реализуется по направлениям развития детей, в которые входят физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и познавательное развитие.
В качестве центров развития могут быть:
• Уголок для ролевых игр;
• Книжный уголок; центр театрализованной деятельности;
• Центр для настольных игр;
• Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
• Уголок природы (наблюдений за природой); уголок экспериментальной деятельности;
• Спортивный уголок;
• Уголок безопасности;
• Центр дорожного движения;
• Центр уединения;
• Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей, игровые уголки – игры со строительным материалом (кубики, конструктор, зоны конструирования, уголки изобразительной деятельности, музыкальные уголки и др.
• Центр «Для вас родители!»
Согласно ФГОС ДО (пункт 3.3.4) развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3)Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4)Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5)Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
При создании РППС необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют8 решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечит воспитанникам чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда будет вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, будет побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию на которую нацелена данная среда.
Таким образом, система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена на то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В Организации должны быть созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
В качестве одной из основных целей работы педагогов является создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развивающее обучение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование развивающей предметно-пространственнойсреды в старшем дошкольном возрасте
Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...
«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС».
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...
Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"
Презентация к педагогическому совету "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"...
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в средней группе ДОУ
В статье рассказывается об организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС....
Презентация проекта «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ»
Презентация опыта работы в рамках методического объединения по теме: «Реализация контрольно-диагностической функции методической службы в условиях внедрения ФГТ» для старших воспитателей ДОУ Кировско...
Педагогический совет "Моделирование развивающей предметно - пространственной среды ДОО"
Цель: закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения.Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОО и определить пути совер...