«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС».
методическая разработка на тему

Лякишева Ольга Геннадьевна

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

От 02.12. 2015 г.

Тема:  «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС».

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Ход педсовета

 

№п/п

Вид деятельности

Ответственный

1.

Психологический настрой

Педагог - психолог

2.

Выбор экспертной группы

Коллектив

3.

Организация предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС. 

Заведующая

4.

Создание проблемной ситуации.

Методист

5.

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.  

Методист

6.

Принципы.

Учитель - дефектолог

7.

Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

Воспитатели, муз.рук.., психолог, логопед.

8.

Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

Методист

9.

Принятие проекта решения педагогического совета.

Экспертная группа

Повестка дня:

1.  Вступительное слово.

3. Создание проблемной ситуации.

4. Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.  

5. Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

6. Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

7.Принятие проекта решения педагогического совета.

 

Предварительная работа:

  1. Выявление педагогических инициатив по подготовке и проведению педсовета.
  2. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета.
  3. Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета.
  4. Разработка протокола анализа состояния предметно-развивающей среды возрастных групп ДОО.

                                     

      Ход педагогического совета.

  1. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС, программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными  возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных и образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками  и ведущим видом деятельности  для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды ДОУ. Под этим  понятием  понимают определённое пространство, организационно-оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:

- содержательно-насыщенной, развивающей, т. Е. она должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

- трансформируемой, т. Е. предполагается возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей.

 - полифункциональной, т. Е. возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например ширм, мебели и т.д.; наличие в группе предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности (предметы-заменители).

 - доступной, т.е. свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающие все основные виды детской активности;

 - безопасной, т.е. соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

 - вариативной   ( наличие пространств и материалов, обеспечивающих свободный выбор детей; переодическую сменяемость игрового материала, появление новых материалов, стимулирующих активность детей).

Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься своим любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться  по подгруппам по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-исследовательской деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования и т.д.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружева, банты, зонтики и т.д; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, которые творчески используются для решения игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, ребусы, а также материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игры в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая  и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни разностороннего развития каждого ребёнка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это значит, что всестороннего развития ребёнка организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, физического, эстетического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Как принято в практике дошкольного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приёмов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

 - показ предмета и его называние;

 - показ действий с предметами и их называние;

  1. Создание проблемной ситуации.

На дворе 21 век. Как сделать так, чтобы в век Интернета и новых технологий детям интересно было обучаться? Как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы дошколятам было интересно и весело проводить время в нашем детском саду. Неужели современные педагоги утратили творческую жилку и не способны создавать нечто новое и интересное? Давайте выясним актуальность сегодняшней проблемы.

  1. Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

       Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространствен- ной среды дошкольной организации.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности  детей, а также при проведение режимных моментов.

Таким образом организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.

        

  1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии.

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого.

        Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды, которая может измениться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

        В них должны быть:

* сборно-разборная мебель;

* игрушечная мебель;

* ёмкости для хранения игрушек;

* игрушки;

* мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

        Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой).

Следует предусмотреть:

*использование игрового спортивного оборудования;

*использование игровых столов сложной конфигурации;

*мебель-трансформер;

*использование вертикальных разделителей;

*кукольный театр;

*костюмерную;

*игрушки-заменители.

        Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

        Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

        Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игр в школу.

        Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

        Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

        Гендерный принцип  реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

        Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».

        Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

  1. игровых зон;
  2. зон уединения;
  3. современных игрушек;
  4. развивающих игр;
  5. дидактического и демонстрационного материала;
  6. материала для продуктивной деятельности;
  7. атрибутики для творческой деятельности;
  8. уголков экспериментирования;
  9. уголка природы;
  10. логопедического уголка;
  11. фонотеки, видеотеки;
  12. спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

            Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

          Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.

        Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учётом принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться м в ходе реализации других областей.

        В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?

        Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, т.е. на то, как он обеспечивает сюжет – воображаемую ситуацию.

  1. Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО.

Выступление педагогов ДОУ.

          Осуществляется анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды в группах .

  1.  Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
  3. Форма и дизайн предметов  ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5.  В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

       Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой                      системы, способной к корректировке и развитию, Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

  1. Принятие проекта решения педагогического совета.

                                                                 

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

        

Анализ объектов развивающей предметно-пространственной среды:

- 3 балла – если объект присутствует в хорошем состоянии;

- 2 балла – объект есть, но его состояние требует реставрации или его необходимо поменять;

- 1 балл – объект присутствует частично, и его состояние оставляет желать лучшего;

- 0 баллов – объект отсутствует.

Протокол анализа состояния предметно-развивающей среды группы

  1. Группа…………………………
  2. Количество детей…………………….
  3. Дата заполнения……………………….
  4. Анализ проводил ……………………

№ п/п

Классы объектов

3

2

1

0

1.

«Художественно-эстетическое развитие».

Уголок изодеятельности.

*Альбомы, цветная бумага, картон, кисти, клей, ножницы, пластилин,, книжки-раскраски.

*Разнообразные средства изобразительной деятельности(лекала, трафареты, средства для нетрадиционного рисования и ручного художественного труда).

*Эстетическое оформление.

Выставочный уголок творчества.

*Наличие детских и родительско-детских творческих работ.

*Эстетическое оформление.

Уголок ряжения.

Уголок музыкальных инструментов

2.

«Социально-коммуникативное развитие».

Уголок детской субкультуры.

*Мини-музей.

*Детские коллекции.

*Эстетическое оформление.

Сюжетно-ролевые игры:

*Больница.

*Магазин.

*Дом.

*Парикмахерская.

*Гараж.

*Пожарное депо.

*Строительный материал.

Уголок дежурства:

* «Экран дежурства»

*Униформа дежурных

*Эстетическое оформление

3.

«Физическое развитие».

Уголок двигательной активности:

*Спортивный инвентарь.

*Картотека подвижных игр.

*Эстетическое оформление.

Уголок психологической разгрузки

4.

«Познавательное развитие» и «Речевое развитие»

Детская библиотека:

*Художественные произведения различных жанров.

*Картотека рекомендуемой литературы для детского чтения.

*Эстетическое оформление.

Уголок природы.

*Растения.

*Наглядность (плакаты, планшеты, тематические альбомы, календарь погоды и т.д.).

*Природный материал (мох, камни, почва, шишки, гербарий).

*Инструментарий для детского экспериментирования.

Сенсорный уголок:

*Наличие наглядного и дидактического материала.

Уголок логики, математики:

*Дидактические игры.

*Ребусы, загадки.

*Тематические альбомы.

5.

Наличие эмблем, понятных для детей, в каждом уголке.

Выступление заведующей ДОО.

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.

        Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

        Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребёнка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребёнок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

        Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"

Презентация  к педагогическому совету "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО» презентация

В презентации показано, как можно смоделировать развивающую предметно -  пространственную среду с учётом индивидуальных особенностей и интересов детей....

Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС ДО"

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, ...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...