Программа воспитания от написания до реализации
рабочая программа
Опыт работы по написанию программы воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya.pptx | 114.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Описание особенностей воспитательного процесса Пояснительная записка Примерная рабочая программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы Учреждения и является обязательной частью основной образовательной программы, разрабатывается на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ФГОС дошкольного образования.
Основные направления воспитательной работы - Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. - Ценности человека , семьи , дружбы , сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. - Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. - Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. - Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. - Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Структура рабочей программы воспитания Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Рабочей программы Цель Программы воспитания 1. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 2. Уклад образовательной организации 3. Воспитывающая среда ДОО 4. Общности (сообщества) ДОО 5. Социокультурный контекст 6. Деятельности и культурные практики в ДОО 7. Требования к планируемым результатам освоения Программы 8. Целевые ориентиры воспитательной работы Раздел II. Содержательный 1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания - Патриотическое направление воспитания - Социальное направление воспитания - Познавательное направление воспитания - Физическое и оздоровительное направление воспитания - Трудовое направление воспитания - Этико-эстетическое направление воспитания 2. Особенности реализации воспитательного процесса 3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Раздел III. Организационный 1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ 2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы 3. Материально-техническое обеспечение реализации программы 4. Календарный план воспитательной работы
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. — 1 год, 1 год — 3 года, 3 года — 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Примерной программы являются антропологический , культурно-исторический и практичные подходы . Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы : - принцип гуманизма; принцип ценностного единства и совместности; принцип общего культурного образования; принцип следования нравственному примеру; принципы безопасной жизнедеятельности; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого; принцип инклюзивности .
1.2.1. Уклад образовательной организации Уклад — общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО . 1.2.2. Воспитывающая среда ДОО Воспитывающая среда — это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность . 1.2.3. Общности (сообщества) ДОО Профессиональная общность — это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Профессионально-родительская Основная задача — объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО . Детско-взрослая общность - источник и механизм воспитания ребенка. Детская общность необходимое условие полноценного развития личности ребенка . 1.2.4. Социокультурный контекст - вариативная составляющая воспитательной программы (этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности) 1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника , обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики : • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности , способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями , сверстниками); • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Результаты достижения цели воспитания - целевые ориентиры, представленные в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов., На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как « целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) Направление воспитания Ценности Показатели Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направление воспитания Ценности Показатели Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 2.1.3. Познавательное направление воспитания Ценность — знания. Цель познавательного направления воспитания — формирование ценности познания (формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека). Задачи познавательного направления воспитания: развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). Направления деятельности воспитателя: • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; • организация насыщенной и структурированной образовательной среды , включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 . Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды , в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания . Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО Событие — это форма совместной деятельности ребенка и взрослого , в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Воспитательное событие — это спроектированная взрослым образовательная ситуация . Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах: • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента , совместное конструирование, спортивные игры и др .); • проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательнозначимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; • создание творческих детско-взрослых проектов ( празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» — показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).
3.3. Организация предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда (далее — ППС) должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать: • оформление помещений; • оборудование; • игрушки 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей 3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы Месяц Сентябрь Направление воспитания Патриотическое Социальное Познавательное Физическое и оздоровительное Трудовое Этико-эстетическое Безопасность на дорогах» 01.09. – 09.09.2022 Занятие из цикла «Мужественные профессии» - знакомство с профессией инспектора ГИБДД Знакомство с правилами поведения в транспорте Знакомство с транспортными средствами и правилами для пешеходов Спортивно-игровое развлечение «Красный, желтый, зеленый» Создание игрового дорожного городка на прогулочном участке Выставка детских рисунков «Безопасная дорога» « Хлеб всему голова » 12.09. – 16.09 2022 Виртуальная экскурсия « Парский калач» - бренд Родниковской земли «Все профессии важны, все профессии нужны» - знакомство с профессиями «Откуда хлеб пришел » - расширение представлений о хлебе Спортивное развлечение «Урожай» - развитие физических качеств Дежурство по столовой – знакомство с правилами Рисование нетрадиционными способами «Овощи и фрукты вкусные продукты» 19.09. - 23.09.2022 Квест -игра «Земля – кормилица» Беседа о значимости труда Познавательный проект «Во саду ли в огороде» Пешеходная экскурсия в питомник Работа на огороде ДОУ Выставка поделок из овощей и фруктов «День воспитателя и всех дошкольных работников » 26.09. – 30.09. 2022 Выставка детских рисунков «Мой воспитатель» Проект «Ветераны в гостях у ребят детского сада» Экскурсия по детскому саду – знакомство с профессиями Акция в соц. сетях «От улыбки хмурый день светлей» Творческая мастерская по изготовлению подарков Концерт для работников детского сада
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по реализации "Программы воспитания и обучения" группа общеобразовательной направленности детей 2-3 лет
Перспективное планирование с интеграцией по образовательным областям "Социализация", "Коммуникация" и т.д....
Патриотическое воспитание дошкольников на основе реализации авторской программы "Надежда России" Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. Киров, 2007г.
Статья посвящена вопросам приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Май 2015 г Группа компенсирующей направленности 5-го года жизни № 2.
Анализ показывает, что работа, направленная на разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья проводится в соответствии с годовым планом. Полученные ...
Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Группа компенсирующей направленности седьмого года жизни № 4. Май 2015 год.
В отчете по выполнению рабочей учебной программы по реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" изложены пути повышение качества образования, создание условий для укрепления здор...
Дорожная карта по написанию Программы воспитания ДОУ
Дорожная карта по написанию Программы воспитания ДОУ...
Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...
РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.
Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...