Годовой план педагога - психолога ДОУ
учебно-методический материал

Машкова Татьяна Александровна

Представлен годовой план работы на учебгый год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_2020-2021.docx416.31 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю: 

Заведующий МБДОУ 
«Детский сад к/в №11 «Олененок»
 ___________ Н.Ю. Попова
Приказ №_____от «___»__________


C:\Users\Татьяна\Desktop\3458ac330e1c.png

Содержание

Наименование

страница

1

Цель и задачи психологической службы

2

2

Диагностическая работа

3

3

Коррекционно-развивающая работа

6

4

Консультирование

7

5

Психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая поддержка

8

6

Экспертная работа

11

7

Организационно-методическая работа и оборудование рабочего места.

13

C:\Users\Татьяна\Desktop\21-12-20-111a.png

  1. Цель и задачи психологической службы

Цель психологической службы: создание благоприятных условий для укрепления и сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Задачи работы:

  • Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития детей.
  • Обеспечивать диагностику и контроль динамики личностного и интеллектуального развития  воспитанников, их индивидуального прогресса и достижений.
  • Осуществлять психологическое сопровождение деятельности педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности по осуществлению личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками в общей системе индивидуализации образования и обеспечению условий для формирования индивидуальности личности каждого ребёнка ДОУ.
  • Осуществлять психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы МБДОУ, адаптированных основных общеобразовательных программ в части, формируемой участниками образовательных отношений: по повышению финансовой грамотности, развитию словесного творчества и социального интеллекта дошкольников.
  • Проводить психологическую экспертизу внедряемых программ обучения в целях определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям  воспитанников. Участвовать в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения.
  • Совершенствовать психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации  детей  с ОВЗ.
  • Совершенствовать практику организации и реализации сюжетно - ролевых игр в образовательном пространстве МБДОУ через обеспечение вариативности, субъектности и индивидуализации в дошкольном образовании.
  • Совершенствовать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников как условие обеспечения качественной психолого-педагогической поддержке семье и развития личности дошкольника.
  1. Диагностическая работа

п/п

Название работы

Целевая группа

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый результат

Работа с детьми

1.

Наблюдения процесса адаптации к ДОУ, выявление детей с признаками дезадаптации для дальнейшего психологического сопровождения.

Группы раннего возраста № 1, №4

Группы младшего возраста №2, №3

Педагог-психолог, воспитатель

По мере поступления детей в ДОУ

Оформление адаптационных листов на каждого ребенка.

Психологическое сопровождение трудно адаптирующихся детей.

 Аналитическая справка по результатам адаптации к ДОУ.

2.

Наблюдение в группах с целью выявления эмоционального состояния вновь поступивших детей.

Все группы

Педагог-психолог, воспитатель

По мере поступления детей в ДОУ

Игровые занятия направленные на снятие эмоционального напряжения,  способствующие легкой адаптации вновь поступивших детей.

 Оказание помощи детям (с низким уровнем адаптации) к условиям детского сада.

3.

Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов у детей, имеющих трудности в усвоении образовательной программы. (ОО)

Все возрастные группы кроме раннего возраста.

Педагог-психолог, воспитатель

Сентябрь-

май

Оказание помощи в выявлении и дифференциации образовательных потребностей каждого воспитанника, анализ степени удовлетворенности в образовательном процессе, повышение его эффективности.

Диагностические карты.

4.

Психодиагностика ЭВС у детей

(дети группы риска)

  1. Тревожность
  2. Агрессия
  3. Гиперактивность

В старших гр.:

№ 5, №7.

В подг. группах: № 9, №12.

Выборочно - по результатам опроса педагогов.

Педагог-психолог, воспитатели групп.

Октябрь-

Апрель

Определение наличия и причин эмоционально-личностных нарушений у детей. Планирование коррекционной работы с детьми. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение.

5.

Углубленная индивидуальная диагностика интеллектуальных и эмоционально-волевых особенностей, препятствующих нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ

Педагог-психолог

Ноябрь

Рекомендации для родителей и педагогов.

Формирование коррекционно-развивающих групп. Заключение по результатам диагностики.

6.

Психодиагностика ранних признаков одаренности.

В подг. группах: № 9, №12.

Педагог-психолог, воспитатели групп.

В течение года

Выявление умственно одаренных детей, уровня познавательного развития и эмоциональной сферы для оказания им психологической поддержки. Разработка индивидуального маршрута развития ребенка, рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение.

7.

Психодиагностика в период возрастных кризисов 3 и 7 лет.

Индивидуально.

В младших  гр.: №2, №4.

В подг. группах: № 9, №12

Педагог-психолог,

воспитатели групп.

Октябрь-ноябрь.

Апрель – май.

Формирование групп психо- профилактической / развивающей работы. Рекомендации для родителей и педагогов.Заключение по результатам диагностики.

8.

Психодиагностика

психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп.

Групповая.

В подг. группах: № 9, №12

Педагог-психолог,

воспитатели групп.

Сентябрь – октябрь.

Апрель – май.

Получение и анализ данных об уровне психологической готовности детей к школьному обучению, определение наиболее актуальных направлений работы по обучению и развитию детей.

Аналитическая справка.

9.

Психодиагностика по проблемам психического развития, познавательных способностей, личностных и поведенческих особенностей дошкольников.

Дети по запросу родителей, педагогов.

Педагог-психолог

В течение года.

Предупреждение отклонений в интеллектуальной,эмоциональной, социальной сферах развития детей; Организация профилактической и развивающей работы на ранних этапах развития ребенка. Заключение.

Работа с педагогами

1.

Анкетирование воспитателей  подготовительных групп «Проявление признаков одаренности у дошкольников».

Педагоги ДОУ

Педагог-психолог

В течение года

Выявление детей с признаками умственной одаренности для дальнейшей диагностической и развивающей работы. Заключение.

2.

Опрос педагогов по выявлению детей «группы риска».

Педагоги ДОУ

Педагог-психолог

Октябрь

Выявление детей с эмоционально-личностными и поведенческими проблемами. Разработка совместного плана коррекционной работы профильных специалистов. Заполнение бланка опросника.

Заключение.

3.

Оценка уровня эффективности работы педагогического коллектива, компетентности педагогов (Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ)

Педагоги ДОУ

Заместитель заведующего,

Педагог-

Психолог

Апрель - май

Выработка рекомендаций по повышению уровня профессионализма педагогов, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов с детьми. Заключение.

Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей по адаптации ребенка в детском саду.

Группы раннего возраста №1, №4

Педагог-психолог, воспитатели групп.

Сентябрь

Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение - к концу прохождения адаптации

2.

Первичное анкетирование родителей младших групп.

Младшие группы №2, №3.

Педагог-психолог,

воспитатели групп

Сентябрь

Определение запроса родителей в рамках организации психолого-педагогической помощи  семьям. Заключение.

3.

Диагностика детско-родительских отношений.

По запросу

Педагог-психолог, воспитатели групп

В течение года

Определение особенностей воспитания ребенка в семье и психолого-педагогической компетентности родителей.

 Создание благоприятного  психоэмоционального  климата в семьях детей, коррекция детско-родительских отношений.

4.

Анкетирование родителей

 «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

Подготовительные группы №9, №12

Педагог-психолог

Март

Выявить степень информированности родителей по вопросу психолог. подготовке детей к школе. Дать рекомендации.

Анализ анкет.

II. Развивающая работа и психологическая коррекция

п/п

Название работы

С кем проводится

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый результат

1.

Коррекционно-профилактические занятия по адаптации к ДОУ.

Индивидуальные и групповые.

Группы раннего возраста № 1, №4

Педагог-психолог, воспитатели.

Июль, август, сентябрь.

Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации детей к ДОУ. Снятие эмоционального напряжения.

2.

Коррекционно-развивающие занятия по результатам обследования ЭВС.

Подгрупповые занятия.

В старших группах: №5, №7.

В подг. группах: №9, №12

Педагог-психолог, воспитатели

В течение года

Помочь детям старшего возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию

Журнал индивидуальной и групповой работы.

3.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по результатам обследования детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ.

Педагог-психолог

В течение года

Развитие эмоциональноличностной, познавательной сферы детей. Коррекция выявленных проблем.

Журнал индивидуальной и групповой работы.

4.

Индивидуальная работа с детьми, имеющими признаки умственной одаренности.

Одаренные дети

Педагог-психолог

Ноябрь – апрель

Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей детей. Развитие интеллектуального потенциала.

Журнал индивидуальной работы.

4.

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной и эмоционально - личностной сферы детей.

Индивидуальные и групповые.

По результату диагностики

Педагог-психолог

В течение года

Развитие познавательной и э/в сферы детей. Коррекция выявленных проблем.

Журнал индивидуальной и групповой работы.

5.

Коррекционно-развивающие занятия по психологической готовности к школьному обучению.

Дети подготовительной  группы №9, №12

По результату диагностики

Педагог-психолог

Октябрь-апрель

Повышение уровня мотивации детей к школьному обучению. Профилактика школьной дезодаптации. Журнал индивидуальной и групповой работы.

III. Психологическое консультирование

п/п

Название работы

С кем проводится

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый результат

Работа с педагогами

1.

Консультации

Темы:

  • «По проблемам трудностей в обучении»
  • «По проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе»
  • «По проблемам адаптации/дезадаптации детей»
  • «По проблемам раннего развития детей»
  • «По проблемам психологической готовности к школе»

Педагоги

По запросу

Педагог-психолог

В течение года

Оказание психолого-педагогической помощи в периоды развития ребенка, а также содействие в решении личных проблем.

Работа с родителями

1.

Консультации

Темы:

  • «По проблемам трудностей в обучении»
  • «По проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе»
  • «По проблемам адаптации/дезадаптации детей»
  • «По проблемам раннего развития детей»
  • «По проблемам психологической готовности к школе»

Индивидуально, по запросу

Педагог-психолог

В течение года

Оказание психолого-педагогической помощи в периоды развития ребенка, а также содействие в решении личных проблем.

IV. Психопрофилактическая работа и  просвещение

п/п

Название работы

С кем проводится

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый результат

Работа с детьми

1.

Индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска»

По результатам диагностики

Педагог-

психолог,

профильные

специалисты

В течение года

Профилактика педагогической запущенности, девиантного поведения. Психологическая поддержка детей. Журналы индивид. и групповой работы.

Работа с педагогами

1.

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ.

Педагоги ДОУ

Педагог-психолог

В течение года

Просвещение по различным проблемам психологического содержания.

2.

Участие в семинарах, педагогических советах, проводимых в ДОУ.

Педагогическая среда

Зам. зав. по ВМР

Педагоги ДОУ

Согласно плану

Просвещение, повышение проф. компетентности по годовым задачам ДОУ.

3.

Выступление на семинаре ДОУ по теме:

  • «Развитие речи дошкольников, через развитие всех компонентов устной речи».
  • «Театральная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольников».

Педагоги ДОУ

Педагог  психолог,

Учитель - логопед

Педагог  психолог

Ноябрь

Январь

Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции педагогических работников по вопросам практического взаимодействия с детьми.

3.

Оформление стендовой информации для педагогов

«Советует психолог»

Темы:

  • «Адаптация в ДОУ»
  • «Специфика работы педагога-психолога в детском саду».
  • «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
  • «Профилактика агрессивности. Как понять и помочь агрессивному ребенку?»
  • «Почему ребенок плохо себя ведет. Четыре стиля воспитания».
  • «Кризис трех лет».
  • Кризис семи лет».
  • «Дети с ОВЗ».
  • «Как развить и поддержать одаренность ребенка»
  •  «Возрастные особенности детей 6-7 лет» -
  • «Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?»
  • «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе».
  • «Утомляемый, истощаемый ребенок»  

Педагоги ДОУ

Педагог-психолог

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Просвещение и профилактика по различным проблемам психологического содержания

3.

Оформление информационно-просветительской «папки» для воспитателей всех групп на «Страничке психолога» на сайте ДОУ

Педагоги ДОУ

Педагог-психолог

В течение года

Познакомить с методами, способствующими эффективному педагогическому взаимодействию с семьей.

Работа с родителями.

1.

Родительские собрания:

  • Функции и задачи психолога в ДОУ. Адаптация детей к условиям ДОУ.

  • Психологический аспект подготовки детей к обучению в школе.

Групповое.

группы раннего возраста № 1, №4.

Подготовительные группы №9, №12

Педагог-психолог, воспитатели групп

Октябрь

Апрель

Познакомить родителей с особенностью работы педагога-психолога ДОУ; с особенностями протекания адаптационного периода детей к ДОУ.

Повышение уровня информированности родителей в вопросах психологической готовности к школе.

Результаты итоговой диагностики психологической готовности детей подготовительной группы к школе.

2.

Оформление стендовой информации

 «Советует психолог»

для родителей.

Темы:

  • «Детские капризы в период адаптации».
  • «Хорошо или плохо, или что такое кризис трех лет».
  • «Кризис 7 лет».
  •  «Эмоциональный интеллект. Что это такое и как его развивать».
  • «Психологический портрет будущего первоклассника Трудности будущего первоклассника».
  • «Гиперкативные дети».
  •  «Советы родителям гипперактивного ребенка».

Родители

Педагог-психолог

В течение года

Повышение психологических знаний родителей, помощь в решении конкретных актуальных проблем в воспитании ребенка. Журнал групповых форм работы

V. Экспертная работа

Содержание

Форма

Объект

Сроки

1

Участие в работе ППк МБДОУ:

-формулировка запросов на ППк,

-составление заключений,

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- участие в заседаниях,

- выполнение рекомендаций и контроль за их реализацией.

заседание

диагностика

дети с проблемами

развития

по плану,

по запросу

2

Взаимодействие с ТПМПК:

- формулировка запросов на ТПМПК,

- подготовка документации.

дети с проблемами

развития

По мере необходимости

2

Участие в работе медико-педагогических совещаний на группах раннего возраста.

совещание

воспитатели

групп раннего

возраста

ноябрь,

апрель

3

Участие в административных совещаниях по принятию решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

совещание

коллектив

ДОУ

в течение

года

4

Участие в работе аттестационной комиссии МБДОУ.

заседание

аттестуемые

педагоги

ноябрь

7

Участие в экспертизе творческих работ педагогов ДОУ: рабочих программ, проектов

экспертиза

педагоги ДОУ

в течение

года

8

Участие в рабочих группах МБДОУ:

- Составление проекта годового плана работы дошкольного учреждения.

- Подготовка к конкурсу изобразительного творчества ко Дню дошкольного работника

- Внесение изменений в дорожную карту по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей через краткосрочные детско-родительские практики и нетрадиционные формы работы с родителями

- Разработка мероприятий в рамках проведения Недели безопасности

- Подготовка материалов к муниципальному конкурсу детских проектов

совещание

рабочая группа

По годовому плану МБДОУ

9

Участие в проведении тематических проверок в МБДОУ:

контроль

пед.

коллектив

Ноябрь

10

Участие в проведении внутренней  системы  оценки качества образования

контроль

Группы ДОУ

Январь

май

11

Проведение психолого-педагогического анализа деятельности педагогов.

анализ

педагоги

в  течение года

VI. Организационно-методическая работа

п/п

Название работы

Условие проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый результат

1.

Составление плана работы на 2020-2021 учебный год.

Консультация на пед.совете, знакомство с годовым планом ДОУ

Педагог-психолог

Август

Определение объема работы.

2.

  • Сбор и оформление диагностических методик, и самостоятельное изучение и апробация психологической литературы.
  • Разработка развивающих и /или коррекционно-развивающих программ.

Приобретение методической литературы.

Педагог-психолог

В течение года

Пополнить методическую копилку диагностическими методиками и технологиями коррекционной работы.

3.

Работу по плану самообразования.

Изучение методической литературы, посещение МО, консультации в ПМПК.

Педагог-психолог

В течение года

Повышение уровня профессиональной компетентности.

4.

Оформление кабинета психолога.

Оснащение кабинета, приобретение дидактических игр, стимульного материала для занятий.

Педагог-психолог

В течение года

Создание оптимальных условий для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

5.

Ежедневное ведение рабочих материалов педагога-психолога.

Педагог-психолог

В течение года

Листы адаптации, заключения по проведенной диагностике, оформление протоколов и т.д.

6.

Анализ проделанной работы, планирование дальнейшей работы.

Составление аналитического, статистического отчетов о проделанной работе и об итогах за прошедший год.

Педагог-психолог

Май

Предоставление документации администрации ДОУ по требованию.

Примечание: возможна корректировка плана в течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план педагога - психолога ДОУ

Годовой план содержит тему и задачи работы педагога-психолога на учебный год, а также раскрывает содержание работы психолога с детьми, родителями и педагогами по следующим направлениям :...

годовой план педагога-психолога

годовой план по направлениям...

Годовой план педагога-психолога

Годовое планирование работы педагога-психолога....

Перспективный годовой план педагога-психолога ДОУ

Включает цели, задачи, направления работы, такие как психопрофилактическая работа; психодиагностическая работа; развивающая и сопровождающая работа; консультативная работа;терапевтическая работа; орга...

Годовой план педагога-психолога на 2014-2015 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Задачи:1....

Годовой план педагога-психолога на 2015-2016 учебный год

Перспективный (годовой) план педагога-психолога...

Годовой план педагога-психолога 2015-2016 уч.г.

Цель психологической службы: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Задачи:1.     П...