Годовой план педагога-психолога на 2015-2016 учебный год
материал на тему
Перспективный (годовой) план педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_plan_na_2015-2016_uch.god_.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №171"
Согласовано Педагог-психолог МБДОУ №171 _______________/Е.В. Ситникова/ «_____»______________20___г | Утверждаю Заведующий МБДОУ №171 ______________/В.Г. Зорина/ «______» _______________ 20___ г. |
ГОДОВОЙ ПЛАН
психолого-педагогической деятельности
Ситниковой Елены Викторовны
на 2015 - 2016 учебный год
г. Оренбург.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Годовые задачи ДОУ:
1. Повышение уровня профессионализма педагогов в решении проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста.
2. Повышение профессионального потенциала педагогов в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
3. Обеспечение деятельностного подхода и образовательной работы с детьми, как одно из условий успешной реализации ФГОС ДО.
Количество групп – 12:
- вторая младшая группа – 2;
- средняя – 3;
- старшая – 2;
- подготовительная –4 ;
- группа кратковременного пребывания детей "Особый ребенок" - 1
Психолого-педагогическая служба
Цель психологической работы: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, гармонического развития их личности в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- создавать благоприятные психолого–педагогические условия для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода;
- помогать детям в адаптации к дошкольному учреждению;
- развивать эмоциональные и интеллектуальные ресурсы;
- в целях профилактики нарушений психологического здоровья создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
- обеспечивать сотрудничество с родителями в практике психолого-педагогического партнерства;
- изучить и проанализировать индивидуальные особенности развития ребенка, с целью создания условий для всестороннего, гармоничного развития его личности.
- способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.
- содействовать повышению психолого–педагогической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Основные направления работы: психодиагностическая работа; психопрофилактическая работа; психоразвивающая и психокоррекционная работа; психопросветительская работа; методическая работа.
Направление работы | Диагностическое |
Цели |
1. Получение надежной информации об индивидуальных особенностях детей, о возможностях и перспективах развития личности ребенка для прогнозирования возможных результатов развития, обучения и воспитания.
2. Предоставление педагогам возможности понять свои сильные и слабые стороны.
3. Изучение индивидуально-личностных особенностей педагогов как средство профилактики профессионального выгорания.
4. Предоставление родителям дополнительной информации о ребенке, его личностных особенностях, особенностей внутрисемейных отношений.
5. Дифференциальная диагностика детей с особыми образовательными потребностями для перспективного формирования коррекционно-развивающей работы.
Задачи |
1. Помочь педагогам разобраться в собственных мотивах обучения детей.
2. Выявить уровень актуального и ближайшего психического развития детей с особыми образовательными потребностями
3. Изучить особенности познавательной деятельности детей, определить уровень развития, факторы риска и на этой основе разработать оптимальную систему подготовки к школе.
4. Определить индивидуальные особенности психического развития детей (самооценка, уровень притязаний, личностные черты и качества, особенности эмоциональных проявлений; устойчивость, направленность и осознанность мотивов. )
5. Выявление индивидуально-личностных особенностей педагогов.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1 | Определения уровня адаптации к детскому саду | Наблюдение, анкетирование, заполнение листов адаптации | 2 младшие группы | Сентябрь |
2 | "Готов ли ваш ребенок к посещению детского сада" | Анкетирование | Родители 2 младших групп | Сентябрь |
3 | Сбор анамнестических сведений о детях ДОУ. | Изучение медицинских карт | Дети всех возрастных групп | Сентябрь |
4 | Проведение наблюдений с целью выявления детей, имеющих проблемы в личностной сфере (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.) | Наблюдение | Дети всех возрастных групп | Сентябрь |
5 | Выявление семей «групп риска», сбор данных о детях и родителях, относящихся к этой категории. | Наблюдение, анкетирование | Все возрастные группы | Сентябрь-октябрь |
6 | Определение общей и специальной готовности к школе (развитие психических процессов; мотивационная готовность к школьному обучению, определение мотивов обучения, внутренняя позиция школьника, самооценка) | Тестирование | Подготовительные группы | Сентябрь-октябрь |
7 | Определение стиля внутрисемейных взаимоотношений | Проективное тестирование "Моя семья" | Подготовительные, старшие группы | Октябрь-ноябрь |
8 | Определение особенностей психического развития детей | Тестирование, анкетирование, наблюдение | По запросам воспитателей и родителей | Сентябрь-май |
9 | Изучение психологического климата в коллективе | Экспресс- методика по изучению социально-психологического климата в коллективе | Педагоги ДОУ | Октябрь |
10 | Диагностика актуального уровня развития психических процессов и функций у детей | Тестирование, анализ продуктов деятельности | Группа кратковременного пребывания, коррекционная группа | Октябрь-ноябрь |
11 | Диагностика удовлетворенности адаптацией | Анкетирование | Родители 2 младших групп | Декабрь |
12 | Изучение межличностных отношений и внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного возраста | Наблюдение, социометрия | Средние и старшие группы | Январь - февраль |
13 | Определение динамики развития детей за 1 полугодие | Банк методик | Дети коррекционно-развивающих групп | Январь |
14 | Диагностика страхов у детей, уровень тревожности | Анкетирование, тестирование, наблюдение | Группы детского сада | По запросу |
15 | Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником». | Анкетирование | Родители подготовительных групп | Март |
16 | Диагностика профессионального эмоционального выгорания у педагогов | Тестирование | Педагоги ДОУ | Октябрь, март |
17 | Изучение уровня готовности детей к школьному обучению. Итоговая диагностика. | Тестирование | Подготовительные группы | Апрель, май |
18 | Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО | Тестирование | Подготовительные группы | Май |
19 | Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПк (психолого-медико-педагогическому консилиуму ДОУ) и мПМПК (муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии). Составление психолого-педагогических заключений. | Тестирование | Все возрастные группы | По запросу |
20 | Изучение удовлетворенности родителей организацией воспитательно-образовательного процесса | Анкетирование | Подготовительные группы | Май |
Методическое обеспечение психологического обследования дошкольника
Диагностируемые параметры | Диагностические методики | Интеренет ресурсы |
Исследование развития восприятия | - методика «Разрезные картинки» (3-6 лет); - методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет); - методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» - методика «Эталоны» (4-5,5 лет). | http://www.ourbaby.ru - «Наш ребенок»; http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; http://testoteka.narod.ru - ТЕСТотека. |
Исследование развития памяти | Методика «Десять предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти ( 3-5 лет); Тест «Десять слов» - диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет); Тест «Пиктограмма» - для исследования опосредованной памяти (5-10 лет). | http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; www.twirpx.com - информационный сайт. http://detvora74.ru - информационный портал |
Исследование развития мышления | Тест «Нахождение недостающих деталей» - исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет); Тест «Перцептивное моделирование» –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет); Тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет); Тест «Самое непохожее» – познавательное развитие (4-5 лет); Тест «Невербальная классификация» - словесно-логическое мышление (5-7 лет); Тест «Последовательные картинки» – словесно-логическое мышление (5-10 лет); Тест «Исключение четвертого» - словесно-логическое мышление (5-10 лет); Вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» - исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет). | http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; www.twirpx.com - информационный сайт. http://5psy.ru - психологический портал; http://detski.ucoz.ru - Страна детства; www.bibliofond.ru - «Библиотека научной и студенческой информации»; www.vseodetishkax.ru - «Все о детях». http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и методики» |
Исследование креативности | Тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет); Тест «Назови картинку» - исследование вербальной креативности (4-6 лет). | http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; |
Исследование уровня готовности к школе | Тест «Мотивационная готовность» – диагностика внутренней позиции школьника; Тест «Корректурная проба» - исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности; «Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной координации; «Тест Керна-Йирасека» - зрительно-моторная координация. | www.twirpx.com - информационный сайт; http://psy-diagnoz.com -информационный сайт; http://5psy.ru - психологический портал; http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и методики» |
Исследование межличностных отношений | Метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет); Тест «Два домика» - исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет); Тест «Рисунок семьи». | www.twirpx.com - информационный сайт; www.stud24.ru - «Информационный сайт для студентов»; www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного психолога». |
Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности | Тест «Оцени себя» - исследование самооценки детей (7-10 лет); Тест «Несуществующее животное» - исследование личностных качеств (с 4,5 лет); «Тест Розенцвейга» - исследование личности и общения с окружающими; «Детский апперцептивный тест» - комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет). | http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; www.twirpx.com - информационный сайт; www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного психолога»; www.vseodetishkax.ru - «Все о детях». |
Исследование эмоциональной сферы | Графическая методика «Кактус» – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет); Тест «Страхи в домиках» – диагностика страхов (с 4 лет); тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4-7 лет). | www.gurutestov.ru - «Гуру в мире тестов»; www.bibliofond.ru - «Библиотека научной и студенческой информации»; www.twirpx.com - информационный сайт; http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН». |
Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду) | Анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки; Методика измерения родительских установок и реакций (PARY). | http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; www.twirpx.com - информационный сайт. |
Направление работы | Коррекционно-развивающее |
Цели |
1. Создание оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного раскрытия и реализации потенциальных возможностей развития ребенка.
2. Предотвращение вторичных отклонений, нервно-психических и психосоматических заболеваний.
3. Формирование и развитие ВПФ и эмоционально-личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи |
1. Создать благоприятные эмоциональные условия для пребывания ребенка в дошкольном учреждении и его адаптации в нем.
2. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
3. Развивать у детей положительное эмоциональное отношение ко взрослым и сверстникам, формировать умение слушать и слышать других людей, учить принимать самого себя и других людей.
4. Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями, учить адекватному проявлению их в коммуникативной сфере.
5. Обучать дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей.
6. Формировать положительные нравственные качества через проигрывание социальных ролей.
7. Развитие познавательной, эмоционально-личностной и двигательной сфер.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1. | «Психогимнастика для детей 5-7 лет» Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. | Игровое занятия | Подготовительная коррекционная, подгруппа №2 | Ноябрь-Апрель |
2. | «Психогимнастика» Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. | Игровое занятие | Средняя логопедическая, подготовительная коррекционная группа, подгруппа №1 | Ноябрь-Апрель |
3. | Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | Группа кратковременного пребывания | В течение года |
5. | «Давай познакомимся» Коррекция эмоционального мира дошкольника. Обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, эмоциональный комфорт, способствовать психическому и личностному росту детей | Тренинговые занятия | Старшая логопедическая | Ноябрь-Апрель |
6. | «Приключения будущих первоклассников» (психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению) Профилактика возможных трудностей при адаптации к школе. Развитие личностной сферы, эмоциональной, волевой; формирование позитивной мотивации к обучению | Мини-тренинг | Подготовительная логопедическая №1, №2 | Октябрь -Апрель |
7. | Коррекционная работа с застенчивыми и тревожными детьми | Игровые занятия | По результатам диагностики, по запросам | По результатам |
8. | Работа по развитию и коррекции психических процессов | Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия | По результатам диагностики | Октябрь – апрель |
9. | Индивидуальная песочная терапия (решение личностных проблем) | Индивидуаль – ные занятия | По результатам диагностики, по запросам | По результатам |
10 | «Сказочная подготовка к настоящей школе» Коррекция низкой мотивации к школьному обучению | Чтение и проигрывание сказок | Подготовительные группы | Апрель-май |
11 | Индивидуальная работа с агрессивными детьми. Коррекция агрессивного поведения ребенка. | Игровые упражнения | По результатам диагностики, наблюдения и запросам родителей и педагогов. | По результатам |
12 | «Я учусь владеть собой» Коррекция поведения, устранение импульсивных реакций, развитие психических процессов. Развитие произвольности и самоконтроля. Преодоление барьеров в общении, развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | Мини - тренинг | Подготовительная группа | Ноябрь - апрель |
13 | Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ. Работа по проблеме адаптации дошкольников к детскому саду | Игровые упражнения | 2 младшие группы (вновь пришедшие дети) | Сентябрь-октябрь |
Направление работы | Организационно-методическое |
Цели |
1. Обеспечение психического здоровья детей и содействие их полноценному и своевременному развитию в условиях образовательного процесса ДОУ.
2. Формирование психологической компетенции педагогов, развитие у них профессиональной рефлексии и эмоциональной устойчивости.
3. Содействие повышению психологической компетенции родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания.
Задачи |
1. Познакомить воспитателей и специалистов с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей и с особенностями развития и воспитания детей с ОВЗ.
2. Формировать психологические требования к развивающей предметной, учебной среде.
3. Создание эмоционального и психологического комфорта в ДОУ, как профилактики психосоматических заболеваний.
4. Познакомить педагогов с навыками психологической саморегуляции.
5. Развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, создание условий для самовыражения педагогов и преодоление барьеров в общении.
6. «Снимать» тревожность родителей по вопросам обучения детей, повышенные требования и запросы к раннему, школьного типа, обучению.
7. Повышать психологическую компетенцию родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
8. Внедрение психосберегающих и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения | |
1 | Разработка диагностических материалов для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации (оформление адаптационных карт) | Родители младших групп | Сентябрь | ||
2 | Подготовка кабинета к новому учебному году. | Сентябрь | |||
3 | Подготовка диагностического инструментария для проведения обследований. | Сентябрь | |||
4 | Посещение родительских групповых собраний | Сообщение | Возрастные группы | По графику | |
5 | Участие в методических объединениях и совещаниях | Разное | Психологи | По плану м/о | |
6 | Выступление на общем родительском собрании: «Содержание, цели и задачи психологической службы в ДОУ» | Доклад | Администрация и педагоги ДОУ | Октябрь | |
7 | Анализ психолого-педагогической литературы в соответствии ФГОС ДО | Сентябрь-октябрь | |||
8 | Подготовка и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения. | В течение года | |||
9 | Подготовка материалов на информационные стенды. | В течение года | |||
10 | Разработка рекомендаций, памяток и буклетов.
| Все группы | В течение года | ||
11 | Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ | Сентябрь | |||
12 | Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ | Дети "группы риска" | Сентябрь-октябрь | ||
13 | Заполнение отчетной документации | Еженедельно | |||
14 | Планирование и анализ деятельности | Сентябрь, май | |||
15 | Участие во Всероссийских конкурсах и конкурсах района. | В течение года | |||
16 | Формирование коррекционных групп. | Октябрь-ноябрь | |||
17 | Участие в работе ПМПк Заседание №1 (установочное) | Члены ПМПк | Октябрь | ||
18 | Проследить процесс адаптации выпускников ДОУ в школе | Оперативное совещание | Педагоги ДОУ и школ | Ноябрь | |
19 | Подготовка к консультационной работе по проблеме внедрения ФГОС с родителями и педагогами. | В течение года | |||
20 | Обработка полученных результатов | В течение года | |||
21 | Подготовка психологических заключений по результатам диагностики | В течение года | |||
22 | Подготовка к индивидуально-групповой работе | В течение года | |||
23 | Посещение окружных совещаний, семинаров, лекций | В течение года | |||
24 | Подготовка публикаций об опыте работы | В течение года | |||
25 | Посещение семинаров и курсов повышения квалификации | В течение года | |||
26 | Формирование и оптимизация банка методик и литературы по детской психологии. | Постоянно в течение года | |||
27 | Разработка методических рекомендаций по реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития | Педагоги ДОУ | Ноябрь | ||
28 | Разработка методических рекомендаций по развитию и воспитанию детей с нарушениями речи | Педагоги ДОУ | Декабрь | ||
29 | Участие в работе ПМПк Заседание №2 Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми логопедических и коррекционных групп | Члены ПМПк | Январь | ||
30 | «Готов ли ребенок к школе» | Анкетирование | Родители ДОУ | Март | |
31 | Участие в работе ПМПк Заседание №3 Предварительный анализ итогов коррекционной работы с детьми за год | Члены ПМПк | Апрель | ||
32 | Анализ уровня готовности выпускников ДОУ к обучению в школе | Анализ диагностики | Педагоги ДОУ | Апрель | |
33 | Сообщение о результатах готовности выпускников ДОУ к обучению в школе | Доклад, анализ диагностики | Педагоги ДОУ | Май | |
34 | Общее родительское собрание «Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в реализации задач воспитания, обучения и развития детей» | Доклад | Родители | Май | |
35 | Составление годового отчета | Май | |||
36 | Оперативный контроль Изучение педагогами индивидуальных особенностей детей, осуществление индивидуального подхода в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Соблюдение прав ребенка Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада Выборочный (эпизодический) контроль -Микроклимат в группе. Стиль общения педагогов с детьми - Создание условий для успешного решения проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ | Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение | Педагоги ДОУ Педагоги ДОУ Педагоги ДОУ Педагоги 2 младших групп | Постоянно Постоянно Постоянно Сентябрь | |
37 | Административный контроль - Работа с неблагополучными семьями и неорганизованными детьми - Содержание и качество предшкольного образования в ДОУ - Содержание и организация работы группы кратковременного пребывания детей | 1 раз в квартал Ежеквартально В течение года | |||
Направление работы | Консультативное, просветительское | ||||
Цель |
- Предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
- Развитие стремления к самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений у педагогов и родителей.
- Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей в рамках обучения, воспитания и развития детей.
- Психопросвещение педагогов в научно-практической области обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи |
- Познакомить родителей с различными областями психологических знаний и тем самым активизировать и обогатить психологическими знаниями, умениями и навыками родителей.
- Познакомить педагогов с психологической спецификой педагогических воздействий и возрастными особенностями развития детей в контексте возрастной, педагогической, детской и специальной психологии.
- Разработать рекомендации коррекционно-профилактического и информационного характера для родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 учебный год
Психолого – педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребёнка....
Годовой план педагога-психолога 2015-2016 уч.г.
Цель психологической службы: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Задачи:1. П...
Годовой план детского сада на 2015-2016 учебный год
Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов для сохранения стабильных положительных результатов по обеспечению качества дошкольного воспитания и образования в МБДОУ в соответст...
Годовой план педагог-психолога на 2022-2023 учебный год
Годовой план педагог-психолога дошкольного образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год....
Годовой план педагог-психолога на 2016-2017 учебный год
Цель:Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ. Задачи:1....
Годовой план педагога-психолога на 2024 - 2025 учебный год
Деятельность педагога – психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника детского сада.Целью психологического сопровождения ребенка является обеспечение нормального ...
Годовой план педагога-психолога на 2019-2020 учебный год
План работы педагога-психолога на 2019-2020 годЦель работы педагога-психолога:Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных...