Семинар-практикум «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»
учебно-методический материал

Суркова Светлана Александровна

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании «компетентностный подход»,   «компетентность»: смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2.docx50.48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для педагогов

«Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

Подготовила

Старший воспитатель

Суркова С.А.

Владикавказ

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании «компетентностный подход»,   «компетентность»: смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

–  компьютер,  проектор,  экран ,  музыкальный центр;
–  презентация  «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» (
Приложение 1);
– карточки для игры «Последствия» (
Приложение 2);
– памятки «Условия формирования ключевых компетенций» (
Приложение 3);
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

1. Приветствие. Цели и задачи семинара.

2. Упражнение  «Представление»

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: «Для … самое главное…».

Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

Теоретическая часть

    Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

«Компетенция» – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

«Компетентность»– интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

https://urok.1sept.ru/articles/579875/img1.gif

   Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

    Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Практическая часть

1. Деловая игра

  Участники делятся на три группы «обучающиеся»,  «педагоги», «эксперты»

     Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности ,  невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и «пассивными» методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

    Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

     Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

     Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум . Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

     Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?”

 (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё , личностное отношение к ней.

Комментарий в конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

    Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

    Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются, если (Приложение 3):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль как инструмент управления качеством образования

Как осуществляется контроль в нашем ДОУ...

Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».

Семинар-практикум «Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....

ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования.

Внутренняя система оценки качества длшкольного образования как инструмент управления качеством образования....

семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»

семинар «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»...

Семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»

Тема: Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе(из опыта работы воспитателя) Существует множество механизмов для стимулирования активности ребенка, его взаимодействия с ок...

ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования.

ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования. Слюсарь Анна Владимировна- старший воспитатель Содержание данной статьи представляет опыт работы по использовани...