Семинар-практикум «Внедрение современных технологий по развитию межполушарного взаимодействия в коррекционную работу учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющих ТНР»
методическая разработка
Отчёт по работе творческой группы ГМО учителей-логопедов города Канска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_doshkolnogo_vozrasta_tolko_uchatsya_upravlyat_svoim_telom.docx | 77.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы нашей творческой группы «Внедрение современных технологий по развитию межполушарного взаимодействия в коррекционную работу учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющих ТНР»
Девиз нашего практического семинара "Прокачаем мозг-создадим новые нейронные связи"
Психологи отмечают, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Дети дошкольного возраста только учатся управлять своим телом, эмоциями, поведением, а мыслительные процессы начинают постепенно переходить из непроизвольных в произвольные. Для того, чтобы эти процессы происходили эффективнее необходимо учитывать, что важное значение имеет в этом мозговая деятельность.
Мозг обладает основной значимостью во организме человека. Мозг осуществляет несколько значимых функций. Главные функции мозга: содержать в себе информацию, обрабатывание поступающих данных из окружающей среды, поступающей от рецепторов чувств, также к функции относится составление плана, принятие решений, координацию, позитивные также негативные эмоции, внимание, воспоминания, память и речь.
Согласно исследованиям нейропсихологов, одной из причин речевых нарушений у детей выступает недостаточно развитое межполушарное взаимодействие.
В связи с тем, что современный ребенок мало двигается, проблема межполушарного взаимодействия усугубляется. Поэтому в своей работе с дошкольниками необходимо активно использовать различные упражнения, которые повышают двигательную активность детей и развивают межполушарное взаимодействие.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Полушарий у человека два: правое отвечает за координацию движений, зрительное восприятие, а левое за речевое развитие, слуховое восприятие. Оба полушария активно вовлечены в формирование речи ребенка, а между собой полушария связаны огромным количеством нервных волокон (мозолистое тело). Эти нервные волокна необходимы для передачи информации из одного полушария мозга в другое. Если передача информации нарушена, то активным становится только одно полушарие, соответственно, либо зрительное, либо слуховое восприятие будет страдать, а, следовательно, будет страдать речь. Вот почему важно проводить систематическую работы по улучшению взаимодействия полушарий головного мозга.
Кинезеологические упражнения способствуют развитию мозга ребенка и при ежедневном выполнении могут дать хороший результат в развитие всех познавательных процессов ребенка. Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст.
Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука - то еще и согласованность языка.
И поэтому, использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звуков с детьми с ОВЗ имеет особое значение.
Результативность использования традиционных методов таких как: повторение поставленного звука, «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», игры с поставленным звуком, выявила возможность и необходимость использования межполушарных досок при автоматизации заданного звука.
Межполушарные доски и лабиринты основаны на известной среди детских психологов и педагогов методике раннего развития Марии Монтессори.
Межполушарная доска - дидактический лабиринт - тренажер .Лабиринт для развития межполушарного взаимодействия у детей и взрослых.
Главные достоинства использования межполушарных досок:
- Использование досок с детьми дошкольного и школьного возраста
- Высокая эффективность развития межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и закрепления поставленного звука речи.
- Абсолютная безопасность применения (доски выполнены из дерева и не имеют мелких деталей)
- Универсальность метода
- Доступность метода для каждого человека
- Простота применения
- Вариативность использования
Задачи:
- Автоматизировать поставленный звук изолированно;
- Автоматизировать поставленный звук в слогах, обучать грамоте;
- Развивать ручную умелость и мелкую моторику, память, внимание, усидчивость, логическое и пространственное мышление;
- Развивать координацию речи с движением, чувства ритма, межполушарное взаимодействие.
Использование дидактических межполушарных досок для развития межполушарного взаимодействия на индивидуальных занятиях в ДОУ
Свою работу с межполушарными досками условно поделила на 3 уровня.
На 1 уровне ребёнок знакомится с доской, последовательно проходит лабиринты сначала ведущей рукой , затем по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно ребёнок начинает работать одновременно обеими руками. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие.
На 2 уровне включаю в работу задания на автоматизацию изолированных звуков и синхронизацию работы глаз и рук.
На 3 уровне провожу игры с применением букв, цифр, геометрических фигур.
Начинаем знакомство с досками, предлагая ребенку обводить спираль одной рукой (ведущей - правой или левой), затем наоборот. Начинать можно с внешнего края спирали, так и из центра. Далее ребенок водит двумя руками одновременно.
1 уровень
- Без использования бегунка. Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт. Стараемся непрерывно его пройти от начала до конца. Затем в противоположном направлении.
- Усложняем игру: одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении.
- С использованием бегунка. Проводим бегунком ведущей руки лабиринт в одном направлении, затем в другом. Вторая рука может выполнять другое параллельное действие. Усложняем игру: одновременно проходим лабиринт двумя руками с помощью бегунков.
- С использованием дополнительного предмета. Можно воспользоваться шариком (камешком марблс, крупной бусиной и т. д.) и прокатывать его каждым пальчиком по лабиринту (сначала одной рукой, затем обеими).
- С использованием зеркала. Садимся напротив зеркала и проходим лабиринт, смотря в него.
2 уровень
Выполняем те же упражнения и в том же порядке, что и на 1 уровне, но уже проговариваем поставленный звук одновременно проходя лабиринт. Так же можно предложить ребёнку пройти лабиринт одновременно обеими руками и с закрытыми глазами.
Начинаем обводить стандартную спираль фишкой правой/левой рукой и произносить поставленный звук, затем в обратном направлении. Например: звук С или Ш.
Водить двумя руками одновременно с внешнего края спирали и наоборот, произнося поставленный звук. Например: звук З или Ж.
Водить по двум разным дощечкам двумя руками одновременно и произносить поставленный звук.
Проводить мелком правой/левой рукой по выпуклой спирали и произносить поставленный звук, затем двумя руками.
Автоматизация поставленного звука в слогах
Сначала слоги берутся одинаковые, а потом разные. Можно использовать изолированно (прямые и обратные слоги), например: СА СА СА АС АС АС, можно песенками: СА-СА-СА, СЫ-СЫ-СЫ и так далее.
Дифференциация поставленного звука в слогах
Ребенок водит по дощечкам и произносит поставленные звуки в разных слогах. Например:
СА-ЗА, СА-ЗА, СА-ЗА | СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ… |
СА-ЦА, СА-ЦА, СА-ЦА | ЦУ-СУ, ЦУ-СУ, ЦУ-СУ… |
СИ-ЗИ, СИ-ЗИ, СИ-ЗИ | ОС-ОЦ, ОС-ОЦ, ОС-ОЦ… |
СА-ША, СА-ША, СА-ША | СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ… |
ЗА-ЖА, ЗА-ЖА, ЗА-ЖА | ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ… |
ША-ЖА, ША-ЖА, ША-ЖА | ЧА-ЩА, ЧА-ЩА, ЧА-ЩА… |
ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ | АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ… |
ЛА-РА, ЛА-РА, ЛА-РА | ИЛ-ИР, ИЛ-ИР, ИЛ-ИР… И Д |
3 уровень
На данном уровне провожу игры с применением букв, цифр, геометрических фигур и дидактических картин.
- На левом лабиринте располагаются гласные, на правом - в зеркальном отражении согласные. Ребёнок проходит двумя руками лабиринт и читает образовавшиеся слоги.
- Располагаю перед ребёнком доску с цифрами. С левой стороны примеры (2+1, а с правой на другом расстоянии ответ (3). Ребёнок одновременно должен прибыть в точку ответа. Игру можно усложнить, диктуя примеры на слух, ребёнок обеими руками доходит до цифры ответа.
- Выкладываю на стол перед доской дидактическую картину, ребёнок, проходя по лабиринту должен правильно проговорить признаки, действия или применения данной иллюстрации.
- Разные лабиринты. Если есть 2 разных лабиринта, можно предложить следующее задание: одна рука проходит один рисунок (к примеру, круг, вторая - квадрат).
В результате использования межполушарных досок:
- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развивается координация движений и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие;
- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Использование межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
Таким образом, нейропсихологический подход в работе логопеда способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность более качественно вести свою работу.
Достижению целей координации работы полушарий мозга и их развития способствуют специально подобранные игровые упражнения и развивающие комплексы.
Комплекс № 1.
1. «Кольцо». Меняя по очереди пальцы, соединяйте в кольцо с большим пальцем (указательный, мизинец и т.д.) Затем проделайте тоже самое в обратном порядке (рисунок 1).
Рис. 1. Упражнение «Кольцо»
2. «Кулак – ребро – ладонь». На стол необходимости положить руку зажатую в кулак, затем сменить на ладонь и далее проставьте руку на ребро. Делайте в начале медленно, а затем ускоряйтесь (рисунок 2). Делайте первый раз одной рукой, затем пробуйте второй рукой и в завершении освойте это упражнение одновременно двумя руками. Повторите 8-10 раз.
Рис. 2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
3. «Лезгинка». Правую руку поверните ладонью к себе и зажмите пальцы к ладони при этом левую руку разверните горизонтально к зажатой рукой и коснитесь мизинца правой руки. Затем необходимо одновременно сменить руки и ускоряясь менять положение рук. 15-20 повторений.
4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Благодарю этому упражнению синхронизируются полушария мозга.
5. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Комплекс № 2.
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем аккуратно всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе, также можно рисовать в воздухе геометрические фигуры, как одинаковые, так и разные.
3. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
Представьте, что у вас в животе воздушный шар при вдохе через нос, шар надувается, при выдохе через рот сдувается.
При регулярном выполнении этих простых упражнений, наблюдаются значительные изменения в зрительном и слуховом восприятии, развивается координация движений, а с ней логическое мышление, дети лучше запоминают тексты, могут быстрее сориентироваться, отвечая на вопросы по тексту.
Итак, дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяющийся на протяжении последующей жизни. Развитие межполушарных связей важно для развития и социализации ребенка в целом, а также позволяет ребенку формировать и осознавать причинно-следственные связи, которые необходимы для полноценного понимания окружающего мира. Для успешного развития ребенка необходим ряд условий: обучающая среда; интересные и познавательные занятия; доверительные взаимоотношения ребенка с родителями и педагогами; желание специалистов, а также и самих родителей, сопровождать и способствовать возрастному развитию ребенка.
Важно понимать, что координация правого и левого полушарий имеет важное значение для детей дошкольного возраста, для их дальнейшей адаптации в школе, социализации в обществе, для формирования успешного освоения умений и навыков, которые будут полезны для ребёнка.
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с ОНР 3 уровня, дизартрией «Автоматизация звука «ш» с использованием межполушарной доски»
Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи»
Форма занятия: индивидуальная (подготовительная группа)
Время проведения занятия: 15 минут
Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;
- Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление, межполушарные связи.
- Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: сказочный герой Медвежонок Мишка, зеркало, межполушарная доска, эспандеры, предметные картинки
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения: «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение», «Грибок», «Лошадка».
Сообщение темы.
Какие звуки повторяются в словах Мишка, Мишутка?
Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].
Анализ артикуляции.
- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на рупор. - А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к небу, за верхние зубы. - Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднеси ладонь ко рту и проверь.
Закрепление изолированного звука [ш].
Наш Мишка шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Медвежонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Медвежонок помог маленькому другу добраться до своего домика. Давай и мы с тобой попробуем так шипеть. Проводи пальчиком по лабиринту на доске, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»
Закрепление произношения изолированного звука [ш] на межполушарной доске.
Характеристика звука [ш].
Расскажи Медвежонку все про звук [ш]. Какой он?
Согласный или гласный? (согласный, песенка не поется, есть преграда в голосе, верхние зубки). (Схема)
Твердый или мягкий? (всегда твердый, стучит молоточками).
Глухой или звонкий? (глухой, зажимает уши ладошками, руку прикладывает к горлышку).
Развитие фонематического слуха.
- Медвежонок, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то позвени в колокольчик)
В сумке у медвежонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.
Воспроизведение прямых и обратных слогов с помощью межполушарной доски
Игра «Рифмы».
- Идет мишка по тропинке и сочиняет стихи. Послушай, что у него получается, и повтори за ним, следуя по спирали и лабиринту доски:
Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Ши-ши-ши - на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка- маленькая мышка.
Пальчиковая гимнастика.
Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Ребёнок сидит на стульчике, взяв в руки эспандер, меняет руки: Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:
Я сожму своё кольцо -
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
После каждой строки руки меняются.
Упражнение «Закончи предложение по картинкам».
- В этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш]. Закончи предложение по картинкам: «У Миши новая … Папа едет на … Даша нашла … Маша помогает…»
Итог занятия
- С кем мы сегодня путешествовали? Как ты думаешь, исправился Мишка? Какой звук мы учились произносить, путешествуя с медвежонком по лабиринтам? Давай, простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие в коррекционной работе учителя- логопеда и музыкального руководителя
Речь-это великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возр...
Взаимодействие в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях массового ДОУ
Из личного опыта. Структура логоритмических занятий; задачи реализуемые на логоритмических занятиях....
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...
Конспект индивидуального коррекционного занятия учителя-логопеда с ребенком среднего дошкольного возраста, имеющим глубокое нарушение зрения
Данный конспект занятия раскрывает основные приемы и специфику коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, страдающими глубокими зрительными расстройствами....
16.09.2020 Инновационные современные логопедические технологии / Трейнеры и вестибулярные пластинки в коррекционной работе учителя-логопеда/
Использование средств миофункциональной коррекции (МФК) – инновационная технология, которая помогает логопеду в профилактике и исправлении произносительных речевых нарушений у детей...
«Использование межполушарных досок в коррекционной работе учителя-Логопеда с детьми с ТНР»
В коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями, для достижения лучших результатов, значимую роль играет развитие межполушарного взаимодействия у детей....