Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через краеведение
методическая разработка
Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения традиционной отечественной культуры. Оно неразрывно связано с воспитанием нравственных качеств личности, экологичного отношения ко всему окружающему, гражданственного самосознания. Поэтому мы говорим о нравственно-патриотическом воспитании. Педагогическим коллективом ДОУ разработан и реализуется практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_mbdou.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №10 «КОРАБЛИК» ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения традиционной отечественной культуры. Оно неразрывно связано с воспитанием нравственных качеств личности, экологичного отношения ко всему окружающему, гражданственного самосознания. Поэтому мы говорим о нравственно-патриотическом воспитании. Педагогическим коллективом ДОУ разработан и реализуется практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом».
1. Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию через краеведение
Задачи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через краеведение:
- формирование интереса к культурному наследию Красноярского края;
- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю;
- знакомство детей с символами государства, края и города (герб, флаг, гимн);
- формирование толерантного отношения к окружающим, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах регламентированной так и нерегламентированной детской деятельности.
Нравственно-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие формы работы:
Аналитические, организационные:
- анкетирование педагогов, родителей
- анализ результатов педагогического мониторинга по патриотическому воспитанию дошкольников
- анализ и создание совместно с родителями развивающей предметно-пространственной среды ДОУ,
Деятельность с детьми:
- музейная деятельность
- тематические виртуальные экскурсии и целевые прогулки;
- конкурсы, выставки, викторины, праздники, развлечения, квесты;
- проектно-исследовательская деятельность;
- продуктивная деятельность;
- медеоресурс;
- экспериментирование и др.
Методы деятельности с семьями воспитанников:
- детско-родительские проекты;
- совместное изготовление дидактических пособий, макетов.
- совместные конкурсы, выставки, викторины, праздники, развлечения, квесты;
- подготовка и проведение патриотических праздников совместно с семьями воспитанников;
- совместные экскурсии, маршруты выходного дня.
Методы взаимодействия с социальными партнерами:
- Встречи с интересными людьми( поэты, художники, спортсмены и т.д.)
- Экскурсии по достопримечательностям г. Лесосибирска
- Посещение музеев г. Лесосибирск и выставочного зала;
- Участие в городских и краевых конкурсах, выставках и т.д.
Отбор содержания работы по нравственно-патриотическому воспитанию через краеведение проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории, а также с учётом социально-культурных особенностей контингента воспитанников и их семей.
Были выявлены трудности в проектировании образовательного процесса. Наибольшие трудности в организации педагогического процесса испытывали педагоги, обладающие недостаточным уровнем профессиональной компетентности. Серьёзным препятствием являлась недостаточность учебно-материальной базы, методического обеспечения регионального компонента содержания образования.
Работа с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию включает следующие блоки:
- Повышение квалификации педагогов.
- Организационно-педагогическая работа.
- Контроль за педагогическим процессом.
- Оснащение педагогического процесса.
Организационно-педагогическая работа
проводится в следующих формах:
- Педагогический совет
- консультации;
- семинар-практикум;
- вебинары;
- круглый стол;
- Курсы повышения квалификации;
- Взаимопосещение открытых просмотров НОД;
- выставка-презентация «Дидактические пособия по ознакомлению с родным краем»;
- смотр-конкурс уголков краеведения в группах;
- участие конкурсах различного уровня на лучшую методическую разработку по патриотическому воспитанию ;
Контроль за педагогическим процессом
- анализ предметно-пространственной среды групп по краеведению;
- контроль планирования образовательной деятельности с детьми по краеведению;
- анализ использования педагогами инновационных форм работы по краеведению;
- выявление наличия у педагогов профессиональной компетенции
Оснащение педагогического процесса
Оснащение методического кабинета было систематизировано и пополнено.
Методические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию:
- А.Я. Ветохина З.С. Дмитриенко «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
- В.Н. Матова «Краеведение в детском саду»
- С.Максимов «Лесосибирск: прошлое, настоящее, будущее», часть 1
- С.Максимов «Лесосибирск: прошлое, настоящее, будущее», часть 2
- С.Максимов «История лесопроизводства на территории г. Лесосибирск»
- В.Черепанов «Деревянное кружево Красноярья»
- Б.В. Гнедовский, Э.Д. Добровольская «Вверх по Енисею»
Имеются в достаточном количестве разнообразные наглядно-дидактические пособия: презентации, видеофильмы, сюжетные картины, альбомы, серии фотографий, дидактические игры и т.д.
Собрана детская художественная литература и детские энциклопедии «Россия», «Животные России», «Народы России», «Беседы о войне» и др.
Оформлена картотека подвижных игр русских народных игр, татарских игр и игр народов Севера, имеется картотека пальчиковых игр с содержанием регионального компонента.
2. Содержание работы с детьми
Построение образовательного процесса по освоению программного материала осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности.
На каждом возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу концентричности. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и центрах развития.
В ходе изучения содержания образовательных областей органично включались материалы регионального компонента содержания образования, направленные на воспитание любви к природе родного края, изучение истории своего края, формирование интереса к культурному наследию Красноярского края (художественному творчеству, фольклору, играм и др.), духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.
Например, дошкольники знакомились с русскими народными подвижными играми и играми народов севера (образовательная область «Физическая культура»). Дети с удовольствием играли в игры народов севера. В этих играх часто используются шутки, оригинальные образы, привлекательные для детей. Одной из самых любимых игр стала игра с убыстряющимися движениями «У оленя дом большой». Движения, считалки и жеребьёвки таких игр несут элемент новизны, что стимулирует детскую любознательность.
Знакомя дошкольников с содержанием образовательной области «Познавательное развитие», педагоги стремятся научить детей гуманному отношению к природе родного края. Экологическая составляющая проекта реализовывалась в том числе на участке детского сада через создание огорода «Урожайкино».
Работа на огороде «Урожайкино» помогает детям познать природу, развить у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.
Также педагоги знакомили детей с бытом коренных жителей Красноярского края, стараясь дать детям образец толерантного отношения к народам разных национальностей, населяющих наш край.
В содержание образовательной области «Художественно-эстетическое» развитие дошкольников органично включалось знакомство детей с народно-прикладным искусством русских и татар. Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента содержания образования способствовала проявлению детьми накопленных знаний и впечатлений в разных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала.
В музыкальную деятельность детей включалось разучивание песен и танцев, отражающих региональный компонент.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» обогащено знакомством с творчеством местных поэтов . Воспитатели читают детям сказки, рассказы и стихи поэтов и писателей Красноярского края и города Лесосибирска.
Региональный компонент содержания образования является эффективным средством социализации дошкольников. Краеведческий материал программы, скомбинирован в 5 блоков:
- «Семья»
- «Родной край»
- «Родная страна»
- «Родная культура»
- «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества»
Содержание блоков вводится постепенно: от наиболее значимого ребёнку материала (дом, семья) к менее близкому (культурно-исторические особенности края).
Для работы по каждому блоку составлен перспективный план (для всех возрастных групп). Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями (в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т.д.), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Результаты реализации проекта «Детство с родным городом» отслеживаются на основе педагогических наблюдений.
С целью проверки эффективности нашей работы по воспитанию патриотических чувств через уточнение и пополнение знаний детей о родном городе и крае мы используем следующие показатели:
Показатели | Критерии |
«Семья» |
|
«Родной край» |
|
«Родная страна» |
|
«Родная культура» |
|
«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества» |
|
3. Содержание работы с родителями
Одним из условий успешной реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является сотрудничество с родителями воспитанников и социумом.
В ходе родительских собраний, консультаций, бесед педагоги рассказывают родителям о важности приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды, оснащении и оборудовании уголков краеведения в группах, оборудованием клумб на территории детского сада, активно участвуют в организации тематических прогулок и экскурсий.
4. Организация взаимодействия с социумом
Работа по взаимодействию с учреждениями социума поднимает на определённый уровень активную позицию дошкольного учреждения и влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами позволяет получить хороший стимул к дальнейшему сотрудничеству и удовлетворение от совместной работы. Особый интерес у детей вызывают экскурсии в краеведческий музей города.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: только с привлечением всех участников образовательных отношений – детей, педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ. Важно помнить, что работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна осуществляться в системе, в противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, превратить в Иванов, не помнящих родства. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.
Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....
ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».
1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...
Индивидуальный план профессионального развития по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами краеведения»
Актуальность темы. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовате...
Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом»
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через краеведение
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...