Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через краеведение
статья

Солдатова (Минибаева)  Ирина Николаевна

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по  нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через краеведение

«ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще.

Значимость патриотического воспитания обозначена в Национальной доктрине образования в РФ и Федеральном  проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Проводя педагогические наблюдения и беседы с детьми, мы заметили, что воспитанники нашего Детского сада имеют общее представление о стране, крае, могут назвать президента, столицу, это очень хорошо, а уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают,  не имеют достаточных знаний об истории и достопримечательностях родного города и края.

 Задав  вопрос детям: Что вы знаете о нашем городе? (Дети ответили, что город наш называется  - Лесосибирск, что по нему протекает река Енисей что в нем есть много детских садов и школ… На вопрос «А чтобы вы хотели узнать о нашем городе?»  Дети ответили , что хотели бы узнать «кто сделал фонтаны в городе, какая самая длинная улица – у нас возникает обратная связь, правда а какая длинная улица, а какая короткая,– начало  уже положено.

«Хотите ли бы они узнать больше о своем родном городе, крае?» - дети откликнулись согласием. Так было дано начало проекту. 

Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа  должна проходить, как в регламентированной (организованных совместных играх, мероприятиях, беседах) так и не в регламентированной деятельности (проекты, свободных играх)  . Не менее важным условием при знакомстве детей с малой родиной является тесная взаимосвязь с родителями.

Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна. Решением данной проблемы мы видим в реализации практико-ориентированного проекта, базирующегося на краеведческом подходе.

Новизна опыта заключается в формировании системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей к родному городу в условиях проектной деятельности.

Исходя из актуальности данного направления, в нашем детском саду  был разработан и реализован практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом».

Перед собой мы поставили цель создать условия для комплексного освоения краеведческой деятельности посредством ознакомления дошкольников с историей, традициями, бытом, природой и особенностями культуры родного края.

Задачи: 

  • Изучить нормативно-правовую, методическую литературу, проанализировать проблему патриотического воспитания в педагогике;
  • Разработать и апробировать программу по нравственно-патриотическому  воспитанию  через краеведение «Детство с родным городом».
  • Расширить формы и методы работы с детьми с применением современных образовательных технологий;  
  • Создать развивающую предметно-пространственную среду с использованием музейной педагогики;
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания  дошкольников.
  • Сформировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

На I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ мы изучили нормативно-правовую и учебно-методическую литературу по теме «Краеведение - основа воспитания патриотизма» различных авторов, а также опыт практикующих педагогов, представленный на интернет сайтах.

В целях объединения усилий Детского сада, семьи, а также выработки единых подходов в воспитании дошкольников разработали краеведческую программу для детей дошкольного возраста «Детство с родным городом» по ознакомлению с родным городом и краем с использованием краеведческого материала . При составлении программы «Детство с родным городом» взяли за основу программу А.Я. Ветохиной З.С. Дмитриенко «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», включили в нее основные воспитательные ресурсы Детского сада, а также краеведческий материал Красноярского края и города Лесосибирска.

Программа «Детство с родным городом» обеспечивает «погружение» детей в краеведческое содержание постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу в целом и далее к родному краю. Наша программа предполагает интегративный подход к решению задач введения дошкольников в краеведческую деятельность, оказывающая влияние на разностороннее развитие личности ребенка.

Программа «Детство с родным городом» реализуется в части формируемой участниками образовательных отношений, начиная со второй младшей группы 1 раз в месяц, в средней группе и старшей группе 2 раза в месяц и в подготовительной группе 4 раза в месяц, как непосредственно образовательная деятельность.  

Для развития нравственно-патриотических чувств и успешной реализации программы во всех группах детского сада созданы игровые патриотические центры, которые помогают знакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с государственными символами города, края, страны. В холле Детского сада имеется развивающее пространство с изображение достопримечательностей г. Красноярска и символикой РФ, Красноярского края и города Лесосибирска. В рамках проекта на территории детского сада совместно со всеми участниками образовательных отношений организован музей под открытым небом «Лесосибирск в миниатюре», где можно увидеть предприятия культурного, социального, образовательного , профессионального назначения нашего города.

Рядом с детским садом расположены: Лесосибирский краеведческий музей, в который входит «Музей леса», «Исторический музей», «Выставочный зал», что дает возможность детям регулярно посещать музейные выставки, занятия.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в нашем Детском саду  дает возможность детям соприкоснуться с историей своего города, улицы, края, за счет которого, у дошкольников повышается уровень знаний, развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду взрослых разных профессий, достижениям известных людей.

II этапе - ПРАКТИЧЕСКИЙ апробировали программу по нравственно-патриотическому воспитанию через краеведение «Детство с родным городом», расширили  формы, методы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного города и края.

Реализуя проект «Детство с родным городом» во всех группах Детского сада были разработан цикл краткосрочных подпроектов, приуроченные к 85 – летнему юбилею Красноярского края и 45-летнему юбилею г. Лесосибирска.

В рамках  подпроетов были проведены разнообразные мероприятия, способствующие расширению знаний, воспитанию гордости за свою малую родину.

Одним из таких мероприятий были открытые показы НОД для родительской общественности и педагогов города.

Продуктом реализации подпроектов стали изготовленные совместно с детьми и родителями тематические  Лэпбуки, были созданы семейные фотоальбомы и родословные древа семей.

Педагогами нашего Детского сада разработаны презентации краеведческой направленности, которые  являются эффективной формой обучения дошкольников. С помощью презентаций педагоги организуют виртуальные экскурсии, на которых знакомят детей с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места, позволяют неоднократно совершать путешествие и знакомить воспитанников с историей, традициями, бытом, природой и особенностями культуры родного края. Материал, предлагаемый детям, используется как в организованных видах деятельности, так и в совместной деятельности.

В Детском саду  проводятся государственные и фольклорные праздники , развлечения, акции, которые воспитывают у детей патриотические чувства и  любовь к Родине, сложилась традиция, ежегодно 12 декабря отмечать «День рождения детского сада», к которому дети готовятся с большим удовольствием. Учат стихи и песни, изготавливают поздравительные открытки, чтобы поздравить свои любимый детский сад с днем рождения.

Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями, они стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Эффективность деятельности значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работая совместно и в одном направлении.

Родители воспитанников помогают собирать наглядный материал: книги, фотографии, открытки, иллюстрированный материал и т. д., для использования в беседах, играх с детьми, принимали активное участие в фотовыставках, а их совместное творчество с детьми  в процессе создания рисунков, поделок стимулировало сплочение семей воспитанников.

     Совместно с родителями оформили фотовыставки: «Семьи чудесные моменты», « Я - Мамина радость, Папино счастье». Проведена серия консультаций нравственно-патриотического воспитания: «Семья и семейные ценности», «Воспитание у детей любви к родному краю», «Что ребенок должен знать о малой Родине» и другие.

      Рекомендованы игры и тематика бесед с дошкольниками в домашних условиях. Так же родителям был предложен «Маршрут выходного дня» с рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятниками культуры родного города.

Результаты реализации программы и проекта «Детство с родным городом» отслеживаются на основе педагогических наблюдений.

 С целью проверки эффективности нашей работы по воспитанию патриотических чувств через уточнение и пополнение знаний детей о родном городе и крае мы используем следующие показатели:

Показатели

Критерии

«Семья»

  • Умение называть членов семьи по именам
  • Понимание возрастных различий
  • Знание домашнего адреса
  • знание пословиц о семье
  • умение рассказывать о семейных традициях
  • Умение составлять короткий рассказ о семье
  • Иметь представление о жизни и труде людей в родном городе

«Родной край»

  • Знание названия города
  • Знание названия реки протекающей на территории г. Лесосибирска
  • Умение узнавать достопримечательности города по иллюстрациям
  • Умение узнавать символику края и города

«Родная страна»

  • Знание названия нашей страны
  • Знание названия нашей столицы
  • Умение узнавать государственную символику символику РФ (Флаг, Герб, гимн)
  • Иметь представление о людях разной национальности

«Родная культура»

  • Знание русских народных сказок
  • Знание русских народных пословиц и поговорок
  • Знание предметов Декоративно-прикладного искусства
  • Знание народных праздников и их назначения

«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества»

  • Иметь представление о государственных праздниках
  • Иметь представление о воинах защитниках
  • Выбирает правильную линию поведения по отношению людям разных возрастов

Результаты работы с детьми по данному направлению, в течение небольшого времени, позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького Лесосибирца, так как, наши воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их.

III этап АНАЛИТИЧЕСКИЙ

По итогам реализации нашего практико-ориентированного проекта:

  •  В Детском саду расширилась развивающая  предметно-пространственная среда способствующая формированию у дошкольников патриотических ценностей, взглядов и убеждений и создающая возможность для их позитивной социализации и личностного развития.  
  • Педагоги расширили методы и приемы, которые направлены на первоначальные знания у детей  о родном крае.
  • Педагоги Детского сада через Курсы повышения квалификации, а также вебинары, семинары повысили уровень профессиональной компетенции в вопросах нравственно-патриотического воспитания
  • У воспитанников сформировалось  представление о малой родине и Отечестве, уважение к истории малой родины на основе ярких впечатлений и конкретных исторических фактов, представлений о социокультурных ценностях российского народа, об традициях и праздниках.
  • Родители стали проявлять больше интереса и внимания патриотическому воспитанию детей. Стали активно принимать участие в патриотических социально-значимых, творческих, культурных, краеведческих мероприятиях Детского сада и города.
  •  Создана Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом».

Подводя итог о проделанной работе, можем отметить следующие результаты:

- Данный проект занял 1 место во Всероссийском конкурсе «Призвание – воспитатель», был удостоен золотой медали и опубликован в сборнике научно- методических статей с международным участием «Детский сад и начальная школа в современных социокультурных условиях.

Благодаря накопленному опыту работы по нравственно-патриотическому воспитанию в марте 2021 согласно приказу Министерства образования Красноярского края №116-11-05 от 09.03. 2021 наш Детский сад был признан региональной инновационной площадкой, а с сентября 2021года на основании приказа отдела образования Администрации г. Лесосибирска №132 от 03.09.2021г на базе нашего ДОУ создана муниципальная опорная инновационная площадка  по направлению «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО»

Таким образом, поиск педагогами содержания, средств, методов с целью реализации комплексного характера краеведческой деятельности нацелено на    повышение нравственно-патриотического, духовного развития, позволило повысить качество образования, проверить эффективность условий для практической реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру"

Опыт работы ориентирован на повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик....

опыт работы по теме "Воспитание дошкольников через приобщение к природе"

« Я сорвал цветок, и он завял    Я поймал жука,    И он умер у меня на ладони.   И тогда я понял:   Прикоснуться к природе   Можно только се...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через краеведение

Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения традиционной отечественной культуры. Оно неразрывно связано с воспитанием нравственных качеств личности, экологичн...

Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...