Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 23»
Структурное подразделение дошкольные группы «Незабудка»
Российская Федерация, Московская область, городской округ Воскресенск,
г. Белоозёрский, улица Молодежная, здание 37, т. +8(496)44-51-283,
е-mail: nezabudkamdou25@yandex.ru сайт: https://nezabudka-vos-licey-23.obrpro.ru/
Анализ работы
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Подготовил:
инструктор по физкультуре
Захаренко И.В.
2022-2023 у. г.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет задачи системы образования, среди которых обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, а также воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период до 2025 года» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего образования, проведению мероприятий патриотической направленности.
Среди задач патриотического воспитания, определенных в проекте, выделим основные, которые возможно решать уже на уровне дошкольного образования:
активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов; повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам; развитие спортивно-патриотического воспитания.
В дошкольном детстве закладывается фундамент будущей личности. Дошкольники более эмоциональны и восприимчивы, а также зависимы от воспитывающих их взрослых (педагогов, родителей), что позволяет с успехом решать задачи нравственно - патриотического воспитания в контексте ФГОС ДО, комплексно охватывая социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое направления развития и реализовывая их в характерных для дошкольного возраста видах деятельности (общении, игре, овладении основными движениями и др.).
Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины в будущем. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственно-патриотическим.
Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для достижения положительных результатов формирования личности через двигательную сферу ребенка педагогами ДОУ поставлены задачи: воспитывать разумную смелость, решительность, уверенность в своих силах, стремление преодолевать трудности с помощью подбора соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей физических упражнений; создавать условия для проявления положительных эмоций и ситуаций успеха для каждого воспитанника.
Этому способствуют игры в «военных», сюжетные физкультурные занятия из серии «Разведчики», «Моряки» и другие игры- соревнования, вызывающие симпатию к военным, желание подражать им, быть смелыми, ловкими, упорными в достижении цели, готовыми всегда прийти на помощь товарищам.
Такая форма проведения физкультурных занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести сверстников, формируют волевые качества, необходимые будущим защитникам Родины.
Подобные мероприятия проходят в детском саду с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
В нашем учреждении сложилась система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания: на занятиях физической культурой, при проведении народных подвижных игр, эстафет, соревнований, конкурсов, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают физкультурные развлечения и спортивные праздники, которые позволяют закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы, объединить воспитанников одного и разного возраста общими чувствами и переживаниями. В течение учебного года традиционно проводятся мероприятия:
* спортивные праздники-соревнования, проводимые совместно с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья!», «С папой мы сильнее всех!», «Знатоки дорожных правил», «А ну-ка, бабушки!»;
* спортивные праздники-соревнования «Летние олимпийские игры», «День защиты детей», «Зимние олимпийские игры», «Веселые Зимние Наши», «День физкультурника»; «Масленичные гулянья», «Этих дней не смолкнет слава!», «Пожарные на учениях», «Зарница» «Вперед, Россия»;
* 4 раза в год проводятся Дни здоровья в рамках региональной акции «Здоровье - твое богатство».
Обязательным элементом праздников являются показательные строевые упражнения в сопровождении военных маршей. В процессе строевой подготовки дошкольники становятся дисциплинированными, подтянутыми, ловкими, ведь от каждого из них, от слаженности и координированности движений зависит общий результат, общий строй детей.
Развивать чувство сопричастности к своему региону, своей стране позволяют проводимые в детском саду Всероссийские акции: «Приседайте на здоровье», «На зарядку- всей семьей!» и др. Акции объединяют детей и взрослых, помогают им понять друг друга, почувствовать себя единой большой семьей, в которой заботятся друг о друге и друг другу помогают.
В подготовке перечисленных мероприятий принимают участие дети, педагоги и родители, что также является объединяющим фактором, активизирующим коммуникативные навыки, гармонизирующим детско- взрослые отношения, воспитывающим основы коллективизма.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания являются народные подвижные игры, которые способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Велика их роль в нравственном воспитании: в процессе игр дети учатся общаться друг с другом, делать выбор партнера, договариваться с ними об условиях игры, точно выполнять правила. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Примечательна особенность народных игр: имея нравственную основу, они учат обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, к культуре ее населяющих народов, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Тем самым в комплексе решаются физкультурно-оздоровительные задачи и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, живущих в нашем городе, а также на территории всей России.
Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников. Благодаря комплексному подходу к нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников формируется модель выпускника – ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Литература
1.Маханева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2010.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12. 11. 2020 г. № 2945-р «О стратегии развития патриотического воспитания в Российской Федерации на 2021 – 2025 годы»
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.Проект содержит персп...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями».
Краткосрочный проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями»....
Презентация (отчет) к проекту "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
Отчетная презентация к проекту "Нравственно-патриотческое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры" к иоговому педсовету. Презентация содержит фотоматериалы, проводимых дос...
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Проект по физической культуре...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
laquo;Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»...
Нравственное -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры 2022
Нравственное -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры...
Консультация по физическому воспитанию дошкольников: «Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Содержание: Введение. 21. Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. 42.Общая характеристика средств физического воспитания дошкольников. 63.Цели и задачи ...