Индивидуальный план профессионального развития по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами краеведения»
методическая разработка
Актуальность темы. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: нашу Родину населяют люди разных национальностей и народностей; у каждого народа свой национальный язык, обычаи и традиции, искусство и культура; каждый народ по-своему талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками, учеными и т.д.
Чувство Родины начинается с искреннего восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что откликается в его душе, с раннего детства он нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несут в себе народное творчество и быт народа родного края. И хотя многие впечатления от созерцания окружающего мира еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют невероятно большую роль в становлении личности патриота своей Родины…
Целенаправленная и системная работа дошкольного учреждения с воспитанниками по зарождению уважения к её духовно-нравственным ценностям, а также атрибутам государственной символики начинается с раннего детства. Ребята постепенно начинают понимать, что необходимо стать развитой, реализованной личностью, много учиться, а затем работать, чтобы помочь родному городу стать процветающим и современным. Жизнь их самих, семьи, друзей, знакомых в стабильной и благополучной стране будет радостной, счастливой и интересной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_professionalnog_razvitiya.docx | 86.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г.Лениногорска" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарcтан
Рассмотрено на педагогическом совете № 1 августа 2018 год | Утверждаю Заведующая МБДОУ «Детский сад № 11 г. Лениногорска» _________________ Э.И. Нуриахметова |
Индивидуальный
план профессионального развития
по теме:
«Воспитание нравственно-патриотических
чувств у дошкольников средствами краеведения»
на 2018 -2023 учебные года
воспитателя:
Лысенко Маргариты Викторовны
Лениногорск, 2018г.
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников средствами краеведения»
Актуальность темы. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: нашу Родину населяют люди разных национальностей и народностей; у каждого народа свой национальный язык, обычаи и традиции, искусство и культура; каждый народ по-своему талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками, учеными и т.д.
Чувство Родины начинается с искреннего восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что откликается в его душе, с раннего детства он нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несут в себе народное творчество и быт народа родного края. И хотя многие впечатления от созерцания окружающего мира еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют невероятно большую роль в становлении личности патриота своей Родины…
Целенаправленная и системная работа дошкольного учреждения с воспитанниками по зарождению уважения к её духовно-нравственным ценностям, а также атрибутам государственной символики начинается с раннего детства. Ребята постепенно начинают понимать, что необходимо стать развитой, реализованной личностью, много учиться, а затем работать, чтобы помочь родному городу стать процветающим и современным. Жизнь их самих, семьи, друзей, знакомых в стабильной и благополучной стране будет радостной, счастливой и интересной.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.
Задачи:
- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- проанализировать условия, созданные в детском саду для патриотического воспитания;
- разработать консультации для родителей;
- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами:
Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
Предполагаемый результат: реализация данной работы предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам; любовь и бережное отношение к природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Этапы работы
Этапы | Форма работы | Сроки | Форма отчетности | Отметка о выполнении |
Организационно - диагностический этап |
| Август-сентябрь | Оформление плана работы по самообразованию. Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования Выявление и обоснование актуальности проблемы | |
Теоретическое изучение проблемы |
| Октябрь | Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня ООД по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.) | |
Практическая деятельность |
| В течение учебного года. |
| |
Итоговый |
| Апрель-май |
|
Перспективный план работы на 2018-2019 уч. год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-Май | 1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». 2. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание». 3. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». 4. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». | |
Работа с детьми | Сентябрь | 1. Оформление уголка в старшей группе «Моя Родина». | 1. Стенд «Моя Родина». |
Октябрь | 1. Подборка дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию. 2. Беседы на тему «Моя малая Родина», «Моя семья». | 1. Картотека игр. 2. Выставка детских рисунков «Родной город». | |
Ноябрь | 1. Ознакомление с символикой России, Татарстана и города Лениногорска. 2. Ознакомление с достопримечательностями родного края и природой родного края | 1. Демонстрация презентаций «Символы России», 2.Изготовление лэпбука «Татарстан-мой край родной» | |
Декабрь | 1. Ознакомление с традициями народа Татарстана. | 1. Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Январь | 1. Посещение комнаты – музея в учреждении | 1. Изготовление папки «Народный костюм». | |
Февраль | 1. ООД «Празднование Дня защитника отечества». 2. Проведение праздника «День защитника отечества». | 1. Эстафета, посвященная Дню защитника отечества. | |
Март | 1. Беседы на тему «Моя родная мама». 2. Проведение весеннего праздника «Широкая Масленица» | 1 Выставка детский работ «Моя мама- лучшая на свете». 2.Совместное развлечение с родителями | |
Апрель | 1. ООД «Мы первые в космосе!» | 1. Демонстрация презентации на тему «Космос». | |
Май | 1.Беседа «Россияне – граждане России» 2.Беседа «Праздник Победы» | 1. Подготовка стенгазеты «Герои России». | |
Сентябрь-Май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | 1Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» | 1. Информация для родительского уголка. |
Октябрь | 1.Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | 1. Фотовыставка «Моё любимое место в городе» | |
Ноябрь | 1. Оформление альбома «История нашего города» | Альбом «История Нашего города» | |
Декабрь | 1. Консультации для родителей. | 1.Выставка детских рисунков «Родной город». | |
Январь | 1. Консультации для родителей. | 1. Информация для родительского уголка | |
Февраль | 1. Конкурс плакатов «Защитники отечества». | 1. Выставка. | |
Март | 1. Конкурс «Моя мама-лучшая на свете» 2.Проведение весеннего праздника «Широкая Масленица» | 1. Выставка работ 2.Совместное развлечение с родителями | |
Апрель | 1. Консультации для родителей. | 1. Информация для родительского уголка | |
Май | 1. Работа по благоустройству территории детского сада. | 1. Проведение субботника. | |
Работа с педагогами | Сентябрь | Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования. | Наглядный материал |
Октябрь | Анкетирование «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника» | Анкетирование | |
В течение года | Консультации для педагогов по теме самообразования. | Консультации | |
В течение года | Проведение тематических совместных праздников, прививающие нравственно-патриотические чувства дошкольников. | праздники-утренники | |
В течение года | Знакомство педагогов с передовым педагогическим опытом по теме самообразования. | Наглядный материал | |
Самореализация | Декабрь | 1. Показ открытого мероприятия. | 1.Открытое мероприятие |
Май | 1. Отчёт по теме самообразования. | 1. Выступление на педсовете. |
Перспективы при продолжении работы на следующий год:
- продолжить работу по теме «Воспитание нравственно – патриотических чувств дошкольников средствами краеведения».
- изучить новинки методической литературы;
- в работе с родителями включить организацию совместных экскурсий в краеведческий музей и шествие к мемориалу памяти солдат, погибших во время ВОВ .
Перспективный план работы на 2019-2020 уч. год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-Май | 1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб. : Питер,2000. - 340с. 2. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. - СПб. : Атлант, 2003. - 258с. 3. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель - дети. - М. : 1985. - 204с. 4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с. 5. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М. : Аргос, 1990. - 213с. 6. Знакомим детей с малой Родиной. (Презентация) 7. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица). | |
Работа с детьми | Сентябрь | 1. Рассматривание фотографий родного города и беседа о том, что на них изображено 2.Экскурсии по городу, в краеведческий музей, к памятникам города . | Составление творческих рассказов о городе. |
Октябрь | 1.Фестиваль семейного творчества талантов 2. Подготовка и проведение осеннего праздника «Осень, в гости просим» | Выставка поделок семейного творчества. | |
Ноябрь | 1.Оформление зоны в группе детского сада «Патриотический воспитание» 2. «В единстве наша сила!» 3. «День матери» | Уголок в подготовительной к школе группе «Моя Родина». Мероприятие, посвященное «Дню Матери» | |
Декабрь | 1. Ознакомление с обычаями и традициями народа родного края. 2. Ознакомление с традиционными блюдами родного края. 3. Подготовка и проведение к Новогоднего утренника | Выставка «Традиции моей семьи» Выставка «Новогодняя игрушка моей семьи» | |
Январь | 1.ООД «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям. 2.ООД «Я и мои права». Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме. | Выставка рисунков «Моя семья» | |
Февраль | 1. «Животный мир нашего края» 2.Подготовка и проведение праздника «День защитника отечества» | Приготовить подарки для пап своими руками. | |
Март | 1.Мероприятие приуроченное к «Международному женскому дню» 2. Проведение весеннего праздника «Широкая Масленица» | 1 Открытки к празднику своими руками для любимой мамы 2.Совместное развлечение | |
Апрель | 1. " Этот загадочный космос!" | Выставка творческих работ на тему «Космос» | |
Май | 1.Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню 75-летия Победы. 2. Мероприятие, посвящённое Дню Победы | Подготовка стенгазеты «Мой Они сражались за Родину». | |
Сентябрь-Май | 1. Цикл ООД под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. 2.Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях; викторины; беседы; ООД на тему нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 3.Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. 4.Экологические акции. 5.Традиционные праздники. 6.Участие в конкурсах. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | 1.Анкетирование: «Как Вы относитесь к патриотическому воспитанию своего ребенка?». 2.Экскурсии по достопримечательностям города | Анализ анкетирования |
Октябрь | 1. «Моя семья» 2.Фестиваль семейного творчества талантов | 1. Создание и распространение буклетов 2.Выставка семейных поделок | |
Ноябрь | 1.«Воспитываем примером» 2.Привлечение родителей к пополнению уголка по патриотическому воспитанию 3. «День Матери» | 1.Создание и распространение буклета 2.Пополнение уголка по патриотическому воспитанию. 3.Совместное мероприятие, посвященное ко «Дню Матери» | |
Декабрь | «Любимая новогодняя игрушка моей семьи» | Выставка совместных изделий (родители и дети) | |
Январь | «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина». | Оформление папки-передвижки для родителей | |
Февраль | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | Информация для родительского уголка | |
Март | Проведение весеннего праздника «Широкая Масленица | 1.Совместное развлечение с родителями | |
Апрель | Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи» | Информация для родительского уголка | |
Май | 1. «75-летие Победы». 2.Работа по благоустройству территории детского сада. | 1.Совместная экскурсия с возложением цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества 2.Проведение субботника. | |
Работа с педагогами | В течение года | Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования. | Наглядный материал |
Ноябрь | Конкурс уголков патриотического воспитания | Оформление уголков патриотического воспитания | |
В течение года | Консультации для педагогов Консультации: «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей»; «Растить гражданина». | Консультации | |
В течение года | Проведение тематических совместных праздников, прививающие нравственно-патриотические чувства дошкольников. | праздники-утренники | |
В течение года | Знакомство педагогов с передовым педагогическим опытом по теме самообразования. | Наглядный материал | |
Самореализация | Май | 1.участие в семинарах; создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию у дошкольников», публикации 2. Отчет (презентация) по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Перспективный план работы на 2020-2021 уч. год
Работа с детьми.
Сроки реализации | РАЗДЕЛ | Форма, название мероприятия | ЦЕЛИ |
Сентябрь | «Мой любимый детский сад» | 1.Беседы «Моя группа», «Мои друзья». 2.Рассмотривание иллюстраций на тему «Детский сад» 3.Беседа «Кого мы называем добрым и честным?». 4.Чтение песенок, потешек о детях |
|
Октябрь | «Я и моё имя» |
(театрализация) |
|
Ноябрь | «Моя семья» |
|
|
Декабрь | «Мой дом, моя крепость» |
3.Знакомство детей с жилищем русского человека, предметами быта 4.Беседа «Рождество. Что это?» |
Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
«горница», рассказать об ее устройстве; рассмотреть русскую печь, утварь которой пользовались в старину.
и уважение к семейным традициям, желание в них участвовать. |
Январь | «Мои друзья. Этика взаимоотношений» |
Игры «Ласковые слова», «Я тебя прощаю».
«Ссора. Как помириться?».
4 .Беседа: «Дразниться нельзя -это обидно» |
|
Февраль | «Наши защитники» |
|
|
Март | «Моя мама» |
«Ладушки в гостях у бабушки».
|
понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
К женщинам, желание оберегать и защищать мам, сестер, подруг. |
Апрель | «Наша Родина – Россия» |
«Курочка Ряба на новый лад» |
|
Май | «Моя страна» | 1. Беседа о семье, о доме, о родном городе, о Родине. 2. Экскурсия к памятнику погибшим воинам. 3.Рассматривание картин с изображением природы разных климатических зон 4. Заучивание стихотворения и песни о Родине 5.Сказка «Маша и медведь» |
ее многообразности природных зон.
|
Работа с родителями
Сроки реализации | Форма, название мероприятия | Цель/содержание |
Сентябрь | Оформление стенда по правам ребенка | Познакомить родителей с содержанием основных документов, защищающих права детей, а также, с обязанностями родителей в отношении несовершеннолетних детей; |
Октябрь | Сказка «Колобок » Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации Консультация «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью». | Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка. |
Ноябрь | Праздник «Мамин праздник» Выставка семейных фотографий | Способствовать формированию любви и чувства привязанности к самому родному человеку – маме. |
Декабрь | Консультация «Роль отца в воспитании детей» | Дать родителям представления о значимости полной семьи и роли отца для полноценного воспитания ребенка. |
Январь | Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей. Человек начинается с детства» | Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка, за воспитание у ребенка любви к родному краю, к своей стране. |
Февраль | Досуг «Масленица» Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов | Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. |
Март | Досуг «Мисс Бабушка». Совместное чаепитие. Выставка «Бабушкины руки» | Способствовать формированию любви, заботливого отношения к бабушке, дать детям возможность взглянуть на бабушку другими глазами. |
Апрель | Сказка «Курочка Ряба на новый лад». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации. Памятка «Как приучить ребенка к труду» | Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. Дать родителям советы по привлечению детей к трудовой деятельности. |
Май | Консультация «Влияние сказки на развитие детей» Выставка «Моя любимая сказка» | Показать родителям, как на примере сказочных героев формировать у детей нравственные понятия, как научить различать добро и зло, научить оценивать не только чужие, но и свои поступки. |
Итоговый анализ результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения детей младшего дошкольного возраста (обобщение по теме). Проведение итогового мероприятия по теме: презентация в форме праздника «Моя Россия» |
Работа с педагогами
Сроки реализации | Форма, название мероприятия |
В течение года | Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования. |
В течение года | Консультации для педагогов |
В течение года | Проведение тематических совместных праздников, прививающие нравственно-патриотические чувства дошкольников. |
В течение года | Знакомство педагогов с передовым педагогическим опытом по теме самообразования. |
Самореализация
Сроки реализации | Форма, название мероприятия |
В течение года май | Участие в семинарах; создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию у дошкольников», публикации Проведение итогового мероприятия по теме: презентация в форме праздника «Моя Россия» |
май | Итоговый анализ результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения детей младшего дошкольного возраста (обобщение по теме). |
Используемые источники:
1.Кузьмина Т.М. формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников.// Воспитатель ДОУ, 2012г., No1., стр.60.
2.http://mdouteremok.jimdo.com/консультация-для-воспитателей/
3.http://festival.1september.ru/articles/570993/
4.http://conf.cpkro.kirov.ru/load/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov_v_uslovijakh_sovremennogo_obrazovanija/formirovanie_nravstvenno_patrioticheskikh_chuvstv_doshkolnikov_cherez_priobshhenie_k_istorii_i_kulture_rodnogo_kraja/11-1-0-163
5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/02/29/plan-raboty-po-teme-samoobrazovaniya-nravstvenno
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя. Тема: Театральная деятельность в развитии речи детей
План самообразования воспитателя на межаттестационный период...
Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Сре...
Индивидуальный план профессионального развития педагога Гусейновой О.С. по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»
Цель: развитие системно - логического мышления детей для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.Задачи:1.Педагогические:- создать...
Индивидуальный план профессионального развития по теме: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» на 2019 -2023 учебные года
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного п...
Индивидуальный план профессионального развития на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью . В. А. Сухомлинский....
- Мне нравится (1)