Пространство детского сада
статья
В статье рассматриваются принципы организации образовательного пространства дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пространство детского сада – ресурс творческого развития ребёнка»
Аннотация: одним из ключевых направлений в развитии дошкольного образования является модернизация развивающей предметно-пространственной среды. В статье представлен опыт работы по организации развивающего пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями нормативных документов с целью создания оптимальных условий для реализации образовательного процесса.
Ключевые слова: предметно-пространственная среда, ФГОС ДО, национальный проект «Образование», центр детского творчества, мини-музей, средства ИКТ, развивающее обучение.
Современный детский сад – это мир, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Деятельность нашего учреждения заключается в воспитании гармонично развитой личности, создании ситуации успеха для каждого ребёнка. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с которым предметно-пространственная среда является одним из критериев оценки качества образования.
Педагоги детского сада уделяют много внимания созданию развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития, потребностям и интересам. Предметно-пространственная среда нашего детского сада обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех пяти образовательных областях: «социально-коммуникативном», «познавательном», «речевом», «художественно-эстетическом» и «физическом развитии».
В соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» одна из стратегических линий развития нашего учреждения – это «Лаборатория успеха, развития талантов и способностей ребенка», предполагающая раннее выявление и поддержку одарённых детей, участие воспитанников в конкурсном движении, реализацию программ дополнительного образования.
Развитию художественных способностей детей, эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства, способствуют созданные в детском саду центры: «театрализации и режиссерских игр», «творчества» и «музыкального развития».
В центрах «театрализации и режиссерских игр» дети в самостоятельной деятельности на основе ярких иллюстраций воссоздают сюжеты сказок. Разнообразные виды театров, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей развивает речевое творчество, внимание, память и мышление.
В детском саду организуются театрализованные досуги, где воспитанники являются не только исполнителями, но и соавторами сюжетных мини-спектаклей.
Воспитанники самостоятельно изготавливают афиши и пригласительные билеты на театрализованные представления.
Одной из сложившихся традиций является проведение праздников в народном стиле.
В центрах «творчества» имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изо деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
С целью приобщения детей к истокам русской национальной культуры в одной из групп детского сада создан интерактивный мини-музей «Русская изба», где дети знакомятся с культурой и традициями русского народа, обычаями, играми, песнями, а также старинными предметами русского быта. Мы воспитываем у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Творческая личность ребёнка развивается не только в художественно-эстетической деятельности, но и в социально-коммуникативной.
Для этого в группах созданы центры «безопасности», в которых представлены сюжетно-ролевые и дидактические игры с моделированием ситуаций, помогающие ребенку быть внимательным, осторожным и предусмотрительным.
Формированию культуры безопасного поведения на улицах города и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует игровой комплекс «Мобильный автогородок».
С его помощью дети совместно с педагогами и инспекторами ГИБДД моделируют дорожные ситуации, максимально приближенные к реальным. Светофоры, работающие в разных режимах, дорожные знаки и разметка помогают ребятам почувствовать себя самостоятельными водителями и пешеходами.
Образовательная среда нашего детского сада оснащена средствами ИКТ (интерактивные доски, столы, планшеты, цифровые проекторы, компьютеры).
Мы рассматриваем интерактивное оборудование не как отдельные обучающие игровые устройства, а как универсальную информационную систему, которая обогатила и изменила развивающую среду детского сада, позволила педагогам повысить мотивационную готовность детей к восприятию нового, сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решить познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Одним из условий успешного развития творческих способностей детей является укрепление их психического и физического здоровья, которое неразрывно связано с эмоциональным благополучием ребёнка. В детском саду широко используется оздоровительное оборудование «ТИСА», которое позволило проводить мероприятия по повышению двигательной активности, закаливанию воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
Проведение спортивно-музыкальных досугов способствует реализации естественной потребности ребенка в движении, развивает мышление, воображение, музыкальность, воспитывает культуру чувств.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах детского сада помогает им самостоятельно развиваться и творить, открывая в себе новые качества и возможности, проявлять инициативу, искать ответы на вопросы и находить собственные решения.
Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, она должна быть – насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преобразование предметно-развивающего пространства детского сада в соответствии с ФГТ
В данной презентации сформированы основные нормативные документы и методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ в дошкольнох образовательных учреждениях. Он...
Тематический дизайн группового окна как часть проектирования группового пространства детского сада
Оформление группового окна в соответствии с изучаемой темой....
Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....
«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи
Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...
Двигательная активность в образовательном пространстве детского сада
Консультация для педагогов ДОУ...
Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства детского сада
Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства детского сада.Социальное партнерство в образовании – совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, к...
«Расширение социального пространства детского сада через развитие взаимодействия ДОУ с социумом, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Доклад опрактике работы ДОУ с социальными партнёрами с целью обогащения знаний, умений детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, развиваем личностные качества....