Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства детского сада
статья на тему
Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства детского сада.
Социальное партнерство в образовании – совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом оно может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых акциях.
Дошкольной образовательной организации, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой»,достаточно автономной системы, какой она была долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности, стать открытой системой.
Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, поднимает статус организации на городском уровне, указывает на особую роль ее социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partnerstvo_s_sotsiumom_v_rasshirenii_obrazovatelnogo_prostranstva_detskogo_sada.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №1»
п. Палатка
Воспитатель:
Гончарова С.А.
Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства детского сада.
Социальное партнерство в образовании – совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом оно может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых акциях.
Дошкольной образовательной организации, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой»,достаточно автономной системы, какой она была долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности, стать открытой системой.
Понятие «открытая дошкольная организация» включает широкий спектр признаков. Это прежде всего «окно в мир», оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. ДОО расширяет и укрепляет взаимосвязи с социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно- досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности детского сада в микросоциуме состоит в том, чтобы реализовать право семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Социальное партнерство с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы;
- Внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности.
- Со спонсорами, благотворительными организациями и др.
Качественная реализация образовательной программы ДОО невозможна без контактов с социумом, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения влияет на оптимальную социализацию ребенка, развивает творчество всех участников образовательного процесса. Социальные связи детского сада с объектами города дают дополнительный положительный импульс и для развития и общения личности ребенка, совершенствуют конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью.
Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, поднимает статус организации на городском уровне, указывает на особую роль ее социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном детском саду.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие ДОО с партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия;
- Для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развитие мышления, обогащения словаря, ознакомление с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОО (экскурсии, поездки, походы);
- Формирования навыков общения в различных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, представителями различных профессий;
- Воспитание уважения к труду взрослых;
- Привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОО
Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя работу;
- С государственными структурами и органами местного самоуправления;
- Учреждениями здравоохранения и спорта, образования, науки и культуры;
- Семьями воспитанников.
Взаимодействие с первыми двумя структурами в основном направленно на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений с третьей структурой педагоги стремятся к обогащению содержания деятельности ДОО.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах; добровольности, равноправия сторон, уважения интересов друг друга, соблюдения законов и иных нормативных актов, учета запросов общественности, сохранения имиджа организации в обществе, установления коммуникаций между детским садом и социумом, обязательности исполнения договоренностей, ответственности за нарушением соглашений.
В создании взаимовыгодных отношений с социальными институтами руководитель занимает центральное место. Его цель формирование системы взаимосотрудничества с микросоциумом.
Задачи руководителя:
- Привлекать социальные институты к сотрудничеству с ДОО;
- Заключать договоры о сотрудничестве;
- Осуществлять контроль за выполнением условий договоров;
- Планировать совместную деятельность, назначать ответственных лиц за проведение мероприятий;
- Организовать совместные совещания;
- Проводить мониторинг качества совместной работы.
Сотрудничество с социальными объектами позволяет интегрировать практически все образовательные области: познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие.
Важным компонентом качественного сотрудничества ДОО с социальными институтами, творческим двигателем детей и взрослых в проявлении активной позиции сотрудничества выступает грамотная мотивация деятельности. Правильно подобранная мотивация, безусловно, ведет к полному самораскрытию потенциальных возможностей участников сотрудничества, стимулирует активную социальную позицию.
Мотивация для участия детей в различных мероприятиях: игровая, познавательная, творческая.
Мотивация для педагогов: творческая, самореализация детей, успешное прохождение аттестации, повышение педагогического рейтинга.
Мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом; демонстрация талантов и способностей своих детей, укрепление детско-родительских отношений, творческая самореализация.
Опыт работы с различными учреждениями показывает, что активная позиция ДОО влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОО и учреждениями позволяет:
- Использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
- Решать комплекс образовательных зада\ч, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательной программы ДОО.
Взаимодействие с медицинскими и спортивными организациями.
Цель: создание единого образовательно – оздоровительного пространства ДОО с медицинскими и спортивными учреждениями микрорайона.
Задачи:
- Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы;
- Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;
- Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Основные направления: оздоровительное, валеологическое, санитарно-просветительское, физическое, психоэмоциональное благополучие.
Предполагаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости;
- Овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
- Достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОО.
Взаимодействие со спортивными учреждениями.
Задачи:
- Объединить усилия воспитателей, родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно- оздоровительной работы в системе «ребенок – педагог – родитель»;
- Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствовать индивидуальные способности и самостоятельность;
- Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об особенностях теннисного и других видов спорта;
- Повышать квалификацию педагогов и уровень знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всеми участниками образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления: физкультурно – оздоровительное, личностно – ориентированное, мотивационное, физкультурно – просвятительское.
Предполагаемые результаты:
- Положительная мотивация к ЗОЖ и культуре здоровья всех участников образовательного процесса (активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, присутствие на спортивных соревнованиях);
- Рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно – оздоровительной работе с детьми;
- Повышение уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.
Взаимодействие с учреждениями культуры.
Задачи:
- Расширять творческое взаимодействие ДОО с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы;
- Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок – педагог – родитель»;
- Развивать духовно – нравственную культуру участников образовательного процесса.
Основные направления: эстетическое, духовно – нравственное, художественно – творческое, культурно – просветительское.
Предполагаемые результаты:
- Создание культурно – педагогической системы взаимодействия ДОО с учреждениями культуры;
- Эстетическая среда, способствующая гармоничному развитию участников образовательного процесса;
- Коллектив единомышленников, грамотно реализующий современные подходы в художественно – эстетическом воспитании детей;
- Вхождение ребенка в социокультурное пространство города, обеспечивающее его всестороннее развитие и дальнейшее успешное обучение в школе;
- Повышение художественно – эстетической культуры участников образовательного процесса.
Взаимодействие с учреждениями образования.
Цель: создание преемственности в организации образовательной системы ДОО с учреждениями образования, выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.
Задачи:
- Устанавливать партнерские взаимоотношения детского сада и школы;
- Создавать преемственность образовательных систем, способстющих позитивному отношению дошкольников к своей будующей социальной роли ученика;
- Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе.
Основные направления: информационное, методическое, практическое.
Предполагаемые результаты:
- Создание партнерского взаимодействия в системе «Школа – ДОО – семья» в подготовке детей к обучению в школе;
- Устойчивое положительное отношение дошкольников к школе, легкая адаптация к школьной среде;
- Повышение уровня педагогической культуры родителей, профессиональной компетентности педагогов.
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Цель: объединение усилий ДОО и учреждений дополнительного образования для социо-культурной самореализации участников образовательного процесса.
Задачи:
- Создавать образовательную систему ДОО с учреждениями дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса;
- Создавать условия для самореализации личности, ее интеграции в социокультурную систему города;
- Совершенствовать формы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования для расширения социально – образовательной системы ДОО.
Основные направления: естественно – научное, литературно – художественное, гражданско – патриотическое, прикладное, информационно – педагогическое.
Предполагаемые результаты:
- Создание единого образовательного пространства ДОО с учреждениями дополнительного образования для развития интеллектуально – творческого потенциала участников образовательного процесса;
- Дополнительная мотивация к личностному развитию, творческой активности в системе «ребенок – педагог – родитель»;
- Освоение новых форм сотрудничества способствующих развитию социального партнерства ДОО и учреждений дополнительного образования.
Взаимодействие с общественными организациями, предприятиями города, органами власти, СМИ.
Цель: установление связей с общественностью, достижение доброжелательного отношения общественности к ДОО и ее услугами.
Задачи:
- расширять кругозор дошкольников (освоение предметного и природного окружения, развитие мышления, обогащение словаря, ознакомление с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОО (экскурсии, поездки, походы);
- формировать навыки общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- привлекать дополнительные инвестиции в финансовую базу ДОО.
Основные направления: социально – личностное, гражданско – патриотическое, финансовое.
Предполагаемый результат:
- вхождение ребенка в социокультурное пространство города;
- освоение новых форм сотрудничества, способствующих развитию социального партнерства ДОО и различных учреждений и организаций;
- вливание дополнительных денежных средств в расширение материально – технической базы ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....
«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи
Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...
Двигательная активность в образовательном пространстве детского сада
Консультация для педагогов ДОУ...
«Расширение социального пространства детского сада через развитие взаимодействия ДОУ с социумом, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Доклад опрактике работы ДОУ с социальными партнёрами с целью обогащения знаний, умений детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, развиваем личностные качества....
(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет
Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Посло...
Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»
1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду? Да, сложно. Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...