Контроль, оценка и развитие качества образования в ДОО
презентация

Галочкина Елена Николаевна

«Совместная деятельность с семьями воспитанников как компонент внутренней системы

оценки качества образования ДО» Доклад и презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsoko.pptx1.62 МБ
Microsoft Office document icon doklad_konferentsiya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: старший воспитатель структурного подразделения д/с №3 МАОУ СОШ №2 пгт Серышево Галочкина Елена Николаевна пгт Серышево 2021г Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево структурное подразделение детский сад №3 «Совместная деятельность с семьями воспитанников как компонент внутренней системы оценки качества образования ДО»

Слайд 2

ВСОКО Внутренняя система оценки качества образования — отлаженный механизм, реализуемый в контексте осуществления образовательного процесса в детском саду. Организация процедуры ВСОКО является условием реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-83 "Об образовании Российской Федерации". Внутренняя система оценки качества дошкольного образования позволяет определить, насколько фактическая реализация образовательных программ отвечает тому уровню, который был установлен требованиями ФГОС ДО.

Слайд 3

Социальный институт воспитания Семейное воспитание Общественное воспитание

Слайд 4

Основные направления взаимодействия с семьей изучение потребности родителей в образовательных услугах; просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры; привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.

Слайд 5

Работа по взаимодействию с семьями дошкольников мероприятия, предполагающие участие педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет; мероприятия с участием педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство территории.

Слайд 7

Социально-правовые Информационно-коммуникативные Перспективно-целевые Потребностно -стимулирующие родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов. Условия для эффективного взаимодействия семьи и д/с

Слайд 8

Основные направления работы 1 . Изучение семьи каждого воспитанника; изучение интересов, мнений и запросов родителей; 2. Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; 3. Использование опыта деятельности других ДОО для построения модели взаимодействия с родителями; 4. Расширение средств и способов работы с родителями; 5. Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы. 6. Привлечение родителей к активному участию в деятельности д/с; 7. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; 8. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии. 9. Освещение работы в СМИ

Слайд 9

Созданные условия сотрудничества детского сада и родителей позволяют работать в соответствии с современными нормативно-законодательными требованиями и в значительной мере улучшать качество воспитательно -образовательного процесса, что является главной задачей современного образования.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево

структурное подразделение

детский сад №3

«Совместная деятельность с семьями воспитанников как компонент внутренней системы

оценки качества образования ДО»

                                                                                 

                                                                                 Подготовила: старший воспитатель

                                                                                  структурного подразделения д/с №3

                                                                           МАОУ СОШ №2 пгт Серышево

                                                                       Галочкина Елена Николаевна

                                                         пгт Серышево

2021

      Внутренняя система оценки качества образования  (далее ВСОКО) — это отлаженный механизм, реализуемый в контексте осуществления образовательного процесса в детском саду.   Организация процедуры ВСОКО является условием реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-83 "Об образовании Российской Федерации".  

   Внутренняя система оценки качества дошкольного образования позволяет определить, насколько фактическая реализация образовательных программ отвечает тому уровню, который был установлен требованиями ФГОС ДО.     

   Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

 В законе РФ «Об образовании» особо подчёркнуто, что именно родители являются для ребёнка первыми педагогами. На них лежит ответственность за формирование основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Необходимо стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

        Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой и поэтому знания у родителей хаотичны. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми. В связи с этим целью работы педагогического коллектива  является создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

В ФЗ «Об образовании» в главе 1, ст.2.29 определено понятие качества образования, как степень соответствия образовательной деятельности в том числе и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого она осуществляется.

Закон определяет право родителей знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания, используемыми в ОО, всеми образовательными технологиями, а также принимать участие в управлении.  

     Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

     - изучение потребности  родителей в образовательных услугах;

     - просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;

     - привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.

    Работа по взаимодействию с семьями дошкольников осуществляется через разнообразные формы, которые можно объединить в два блока:

   - мероприятия, предполагающие участие  педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет;

    - мероприятия с участием педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство  территории.

 В настоящее время родительские собрания вытесняются все более новыми формами, к примеру, такими как: «Педагогическая гостиная», «Устный журнал», «Круглый стол», семинары-практикумы, родительские конференции, основной целью которых является обмен ценным опытом в вопросах семейного воспитания. Целесообразным является сочетание различных форм работы, к примеру, после проведения ряда развлекательных мероприятий со взрослыми можно организовать собрания и беседы.

Проведение «Круглых столов» происходит  в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Положительной стороной подобных форм является то,  что участникам не навязывается готовая точка зрения, их побуждают  думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Для того чтобы эффективно реализовать процесс взаимодействия необходимо, знать особенности субъектов взаимодействия. Педагог должен знать типологию семей, психологические  особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях.                    

Современна и актуальна организация в детском саду  «Клуба для родителей», основная цель которого – это повышение педагогической грамотности родителей. Совместные заседания, семинары - практикумы помогают  родителям глубже понять вопросы воспитания своего ребенка, заинтересоваться той деятельностью детского сада, которая помогает почувствовать себя более успешным и значимым для общества.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями: это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими. Например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Самое главное, чтобы во время  беседы была создана атмосфера взаимопонимания и доверия. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу.  Беседа может возникнуть стихийно, по инициативе  родителей,   педагога. Необходимо детально продумать  начало беседы, от которого зависит её успех. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Важно начать беседу с положительной характеристики ребенка,  показать пусть даже незначительные его успехи и достижения. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые возникли в настоящий момент.

Немаловажное значение имеют  тематические консультации, которые организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации – убедить родителей  в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать целевую педагогическую помощь.

Существуют и «заочные» консультации в форме «Родительской почты», эта форма работы была организована в этом году педагогом-психологом и получила отклик у родителей, так как предоставляет возможность задавать вопросы, о которых не хочется  говорить вслух.

Особой популярностью пользуются «Дни  открытых дверей» для вновь поступающих детей, это дает возможность познакомиться с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями  воспитательно-образовательной работы.

 Особая роль при любой форме организации отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка использования данных о семье  каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку к условиям дошкольного учреждения, построение грамотного общения с их родителями.

Установление взаимосвязи детского сада  и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования, создания единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

С целью построения эффективного взаимодействия  семьи и д/с педагогическим коллективом структурного подразделения д/с №3   были созданы  следующие условия:

  • Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом, нормативными документами, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
  • Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в д/с;
  • Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями  на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и д/с в интересах развития ребенка;
  • Потребностно-стимулирующие: взаимодействие  семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

В  основу совместной деятельности семьи и д/с положены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и конечных результатов.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

Педагогический коллектив структурного подразделения д/с №3 разработал модель  системы взаимодействия  с семьей  и  определил  основные направления   работы:

1.  Изучение семьи каждого воспитанника; изучение интересов, мнений и запросов родителей;

2. Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

3.  Использование опыта деятельности других ДОО для построения модели взаимодействия с родителями;

4.  Расширение средств и способов работы с родителями;

5.  Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

6.  Привлечение родителей к активному участию в деятельности д/с;

7.  Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

8. Освещение работы в СМИ

      Немаловажным  аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство д/с. Для получения объективных данных используются анкетирование, опросники, тесты, изучение документации, мониторинг.                                                      

Полученные результаты позволяют отслеживать результативность  функционирования и развития системы взаимодействия д/с и семьи, выявлять степень достижения цели на разных этапах деятельности.

           Совместная работа побуждает к творческому сотрудничеству детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, способствует повышению качества образования.

           Созданные условия сотрудничества детского сада и родителей позволяют работать в соответствии с современными нормативно-законодательными требованиями и в значительной мере улучшать качество воспитательно-образовательного процесса, что является главной задачей современного образования.                                                                                                                                                  

                                                                                                                   

                                                                                                                            Приложение1

Критерии эффективности взаимодействия структурного подразделения д/с №3 с семьей

№п/п

Критерии

Показатели

1.

Уровень компетентности

педагогов  

по вопросам

взаимодействия

с семьей.

  • Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
  • Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики:  выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи  и т.д.).
  • Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
  • Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
  • Умение вовлечь родителей в образовательный процесс д/с.
  • Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.

2.

Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей

в образовательное пространство структурного подразделения д/с №3.

  • Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и  дошкольного образовательного учреждения;
  • Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия  д/с  с семьями разных категорий;
  • Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.

3.

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в структурном подразделении д/с №3.

  • Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области  воспитания,  обучения и оздоровлении ребенка.
  • Степень осведомленности родителей в вопросах  специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в д/с.
  • Информированность о видах образовательных услуг в д/с.
  • Удовлетворенность стилем взаимоотношений: педагог – родитель; педагог – ребенок.
  • Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в д/с.
  • Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством  практики   семейного воспитания.
  • Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
  • Возможность участия в  воспитательно-образовательном процессе д/с.
  • Удовлетворенность  уровнем подготовки ребенка к школе.

4.

Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  • Рост воспитательного потенциала семьи.
  • Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.
  • Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания  и развития детей
  • Активная субъектная позиция родителей.
  • Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.
  • Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
  • Увеличение охвата  родителей разнообразными формами сотрудничества.
  • Изменение характера  вопросов родителей к воспитателям и специалистам д/с как показатель их педагогической компетентности.

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                          Приложение 2

Анкета для выявления удовлетворенности родителей качеством
образовательных услуг
Уважаемые родители!
Перед Вами анкета, которую сотрудники дошкольного образовательного учреждения
используют для получения информации о Вашей удовлетворенности их работой. Это
информация о том, насколько благополучен и насколько хорошо развивается Ваш
ребенок в детском саду. Ваше мнение необходимо для того, чтобы сотрудники
детского сада смогли внести в свою работу соответствующие изменения, улучшить ее.
Просим Вас помочь педагогическому коллективу д/с №3 улучшить свою работу.
Заранее благодарим Вас за искренние ответы.
Вам необходимо по 5 бальной системе оценить деятельность д/с №3.
Критерии оценки:
Полностью согласен - 5 баллов
Скорее согласен - 4 балла
Скорее не согласен - 3 балла
Полностью не согласен - 2 балла
Затрудняюсь ответить – 1 балл

Вопросы

Критерии
оценки

Комментарии

1.

Моему ребенку нравится ходить в детский
сад

2.

Работа воспитателей и сотрудников детского сада достаточна, чтобы мой ребенок хорошо
развивался и был благополучен

3.

В детском саду учитывают интересы и точку зрения
моего ребенка

4.

Мой ребенок хорошо ухожен, за ним хороший
присмотр в детском саду

5.

Я знаю, что мой ребенок в безопасности в детском
саду

6.

Меня устраивает управление детским садом

7.

Меня устраивает материально- техническое
обеспечение детского сада

8.

Меня устраивает питание в детском саду

9.

Меня устраивает подготовка к школе,
осуществляемая в детском саду.

10.

Сотрудники детского сада учитывают мнение
родителей в своей работе.

                                                                                                                                                 Приложение3

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Мероприятия

Информационно - аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини - библиотек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль как инструмент управления качеством образования

Как осуществляется контроль в нашем ДОУ...

Нормативно-правовое обеспечение формирования и развития внутренней системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Качество образования выступает обобщенной мерой эффективности функционирования о...

Уровни, критерии и показатели оценки качества воспитания и социализации личности в контексте качества образования.

Уровни, критерии и показатели оценки качества воспитания и социализации личности в контексте качества образования....

Алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения с использованием элементов Программы производственного контроля учреждения

Данный алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения  (далее ДОУ) разработан на основе нормативных правовых актов Российской Федераци...

Комплексный подход к развитию профессионализма педагога (конкурсное движение и др.) в условиях совершенствования системы оценки качества образования.

С чего же начинается путь педагога-конкурсанта? Как он становится участником городских, муниципальных, всероссийских этапов конкурса?  Это самостоятельное или подсказанное руководством решение? Ч...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...