К вопросу об оценке качества образования в дошкольном образовании.
статья
Статья посвящена проблеме оценки качества дошкольного образования на современном этапе. Выявлены подходы к оценке качества в дошкольном образовании. Показаны цели, критерии, методы оценки. Представлена характеристика мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Качество образования | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме оценки качества дошкольного образования на современном этапе. Выявлены подходы к оценке качества в дошкольном образовании. Показаны цели, критерии, методы оценки. Представлена характеристика мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации.
Ключевые слова: качество образования, качество дошкольного образования, система оценки качества.
TO THE QUESTION OF ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATION
Annotation. The article is devoted to the problem of assessing the quality of preschool education at the present stage. The approaches to assessing the quality in preschool education have been identified. The goals, criteria, assessment methods are shown. The article presents the characteristics of monitoring the quality of preschool education in the Russian Federation.
Key words: quality of education, quality of preschool education, quality assessment system.
Актуальность исследования. Повышение качества образования относится к приоритетным направлениям во всех развитых странах мира, так как развитие образовательной системы – залог будущего для любого государства.
Круглый стол Министров образования под эгидой ЮНЕСКО в 2003 г. отметил качественное образование как необходимое требование при обеспечении прав человека на образование.
При этом, дошкольный возраст является крайне важным с точки зрения дальнейшего образования человека. Именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его ценностные установки, формируется отношению к окружающим и самому себе.
Соответственно, в центре внимания образовательной политики Российской Федерации находится вопрос об обеспечении качества дошкольного образования. С введением ФГОС ДО возникла необходимость унифицировать и интегрировать подходы к контролю качества дошкольного образования.
Вопросам качества образования посвящены работы многих исследователей.
Природу понятия «качество образования» лучше всего иллюстрирует определение М.М. Поташника: качество образования характеризуется соответствием заданным целям и нахождением в зоне потенциального развития ученика [3]. Т.И. Шамов, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанов [4] считают, что качество образования – это комплексная характеристика, состоящая из четырех компонентов, отражающим компоненты системы образования: цели и стандарты, условия, качество процесса, качество результата.
Качество дошкольного образования является характеристикой системы дошкольного образования, показывающей уровень совпадения нормативных требований и социальных ожиданий тем результатам, которые достигаются в реальности. При оценке качества дошкольного образования учитываются интересы человека, социума, государства.
В литературе имеется несколько подходов к отражению представлений об оценке качества дошкольного образования (Т.И.Богуславская) [1].
Давайте обозначим эти тенденции.
1. Аксиологический подход к оцениванию - ценностный анализ, основанный на определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования.
2. Социокультурный подход к оценке качества образования в дошкольных учреждениях обусловливается особенностями общения дошкольников с детьми и взрослыми в социуме.
3. Компетентностный подход, является наиболее многообещающим, поскольку ключевые компетенции применимы к дошкольникам и задают уровень готовности к новой школьной жизни.
Система оценки качества дошкольного образования в дошкольном образовании представляет собой совокупность взаимосвязанных функций, объектов, предметов оценивания, предметов, показателей, критериев, процедур и результатов оценивания.
Целью системы оценки качества дошкольного образования является:
1) установить соответствие по качеству дошкольного образования: требованиям ФГОС ДО; потребностям участников образовательных отношений;
2) разработать единый подход к пониманию качества дошкольного образования с целью обеспечения согласованности всех элементов системы образования.
В качестве критериев оценки можно выделить.
- благополучие ребенка в ДОО;
- готовность ДОО к обеспечению качества образования;
- ориентация ДОО на успех детей на следующем этапе обучения;
- удовлетворение потребностей семьи и детей в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Методами оценки при этом могут выступать анализ нормативной документации, анализ программных материалов, самоанализ ДОО, непосредственное наблюдение, исследование результатов диагностики воспитанников, статистические данные и др.
Оценка качества дошкольного образования в ДОО проводится согласно взаимосвязанным этапам:
- определение показателей качества;
- определение критериев оценки;
- разработка диагностических материалов;
- организация сбора, обработки, анализа и интерпретации полученных данных;
- ознакомление с полученными данными руководящие органы, родительской общественность и др.
- поиск направлений совершенствования системы.
В настоящее время проводится внедрение мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) Российской Федерации, который подразумевает единую методологическую базу реализации контроля на всех уровнях управления, а также независимой оценки. В конечном счете это должно привести к созданию общего образовательного пространства РФ [2].
В качестве генеральной цели МКДО определено совершенствование системы управления качеством дошкольного образования в России. Посредством внедрения МКДО предполагается своевременно получать объективную и надежную информацию о качестве дошкольного образования в стране, регионах, муниципалитетах.
Мониторинг, основанный на методологической основе концепции МКДО, может способствовать развитию механизмов проведения оценки, а также повысить прозрачность значимых вопросов, касающихся обеспечения качества дошкольного образования.
В 2020 году 78 образовательных организаций Челябинской области, работающих по программам дошкольного образования, были задействованы в мониторинге качества дошкольного образования детей 3-7 лет в рамках пилотного исследования. В мониторинге качества дошкольного образования детей от 0 до 3 лет в рамах режима апробации были задействованы 10 ДОО Челябинской области.
Таким образом, для достижения высокого качества ДО необходимы совместные усилия всех уровней управления системой образования. Реализация концепции МКДО способствует достижению этой цели создавая общие механизмы, общие подходы к оценке, объединяя индикаторы, находящиеся под контролем разных ведомств, в единый список индикаторов, чтобы они были прозрачными и понятными для образовательных организаций и потребителей образовательных услуг.
Список литературы
- Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Богуславская // Проблемы современного образования. – 2012. – C. 52-64.
- МКДО 2020. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации [Текст] / И.Е. Федосова. – Москва : Издательство «Национальное образование», 2020.– 48 с.
- Поташник, М. М. Управление качеством образования : учебник [Текст] / М. М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 448 с.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – Москва : Медиа, 2019. – 423с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол родительского собрания с освещением вопроса "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования"
Протокол родительского собрания с освещением вопроса "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования"...
Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?
Публичное выступление....
презентация "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования"
В помощь к публичному выступлению "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?"...
Мониторинг качества освоения образовательной программы дошкольного образования детьми дошкольного возраста
Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мо...
Мониторинг качества освоения образовательной программы дошкольного образования детьми дошкольного возраста
Мониторинг обеспечивает контроль за состоянием педагогической системы и позволяет делать прогноз её развития....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Система оценки освоения детьми программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Юный краевед»
Юный краевед - это ребёнок, который обращает внимание на красоту того места, в котором он живёт — это красота природы, зданий, скульптура. Способен к проявлению соответствующей их возможно...
Реферат «МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В настоящее время цель дошкольной образовательной организации - обеспечение нормального функционирования и развития образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необход...
- Мне нравится (1)