Педсовет на тему: «Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия

Шумилова Екатерина Анатольевна

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта в области нетрадиционных форм организации игровой деятельности, детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл may18.docx966.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №26»

Педсовет на тему:

«Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Выполнила: Шумилова Екатерина Анатольевна,

 старший воспитатель,

первой квалификационной категории

г. Еманжелинск

2018 г.

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта в области нетрадиционных форм организации игровой деятельности, детей дошкольного возраста.

«Современная практика организации игровой деятельности».

Соглашусь со словами СА, время не стоит на месте и вместе с ним изменяется человек. В ДОУ наметилось «вытеснение» игры учебными занятиями; игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике.  Хочется отметить, что во ФГОС дошкольного образования присутствует идея того, что учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности дошкольника.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

Так сказал выдающийся советский,

педагог-новатор Василий

Александрович Сухомлинский.

Хочу обратить Ваше внимание на теоретиков игры, людей, посвятившим свою жизнь изучению этого вопроса, к ним вы можете обратиться, для самостоятельного изучения. Это Лев Семёнович Выготский, Даниил Борисович Эльконин и другие.

Так же на нашей выставке, вы можете ознакомиться с вспомогательной литературой по теме. Картотеки сюж/рол. игр младший, старший дошкольный возраст. Можно всё это брать использовать в своей работе.

Скажите, а какие виды игр, вы знаете?

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей. Согласно классификации игр (по С. Л. Новоселовой). 

Игры делятся на

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические. НО мы остановимся на более развёрнутом варианте

Перед вами схема, виды игр. Давайте детально рассмотрим каждую из них.

Предлагаю построить беседу по форме подвиж. игра-это, театральная игра – это…

1) Подвижная игра, как её можно охарактеризовать? ЛА— это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

2) Сюжетная игра НА, ЕД, ЕВл - особая деятельность, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к настоящей, серьезной реальности. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Длительность сюжетной игры:

- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.)

- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.)

- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней)

3) Подражательные игры. Что это? Они имеют большой потенциал в обучении дошкольников разнообразным видам движений. Могут использоваться и в театр, физической, музыкальной – практически вы любом виде деятельности.

4)След. вид игры -  Музыкальные. Тв, какие бывают музыкальные игры? Эти игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами. Музыкально-дидактические игры, они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

        5) Дидактические – это игры, предназначенные для обучения. Настольно печатные, словесные и игры с предметами.

        6) Познавательные игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.

7) Творческие игры – игры по инициативе детей, здесь сам ребенок придумывает, что будет.

8) театральные ЮВ – это игры-представления, исценировка, драматизация, в лицах литературных произведений.

Ну, вот мы с вами подробно разобрали все виды игр.

Цель сегодняшнего ПС: общими усилиями достичь повышения качества организации игровой деятельности, посредством нетрадиционных форм.(прошу обратить на это внимание)

Сегодняшнюю встречу мы проведём в виде судебного заседания. Я возьму на себя роль «обвинителя», а вы – «свидетели и защитники» игры. План нашей встречи:….. читаю 

Начнём с анкетирования на тему «Развитие игровой  деятельности», которое в нашем детском саду. В нём приняли участие 9 педагогов (воспитателей разных возрастных групп и узкие специалисты), которым было предложено: «честно и откровенно  оценить свою  деятельность по руководству игровой деятельностью детей в пятибалльной системе».  Позвольте, ознакомить с результатом.

Игры развиваются в определенной последовательности, характерной для определенного возраста (читаю). Обратите внимание на режиссерскую игру. Что вы под ней понимаете?

Деятельность, в процессе которой ребенок сам придумывает сценарий к своей игре. Вы согласны с тем, что режиссерская игра имеет место быть с раннего возраста?

Первая игра ребёнка, появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет. Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм , но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки, их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками. Режиссёрская игра появляется примерно к 3 годам жизни.  Такая игра помогает детям подготовиться к взаимодействию с другими детьми. С 4 – 5 лет содержание режиссёрской игры намного разнообразнее, оно отражает содержание любимых сказок, мультфильмов, событий из личной жизни. В 6 – 7 лет дети также обыгрывают в своих играх знакомые сказки, фильмы.

Обратите внимание на это!

«Обвинительное слово» СА

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. А между тем время на игру в ДОУ есть – это заложено в нормативных документах, в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях…», в СанПиНах, образовательной программе.

Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить детей к школе. Другая проблема – восстановить у взрослых, педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Итак, обвиняется игра:

- в уходе на второй план, уступив место учебным занятиям;

- игрушки быстро надоедают детям; их качество оставляет желать лучшего;

- сюжетно - ролевая - в сложности организации.

Что вы можете сказать в защиту игрушки и доказать её пользу для развития личности ребёнка? Прошу выступить первого защитника.

«Защитное слово»

№1 «Роль игрушки в жизни ребёнка» ТВ.

 Спасибо за выступление.

Я предлагаю, самим окунуться в игру и немного поэкспериментировать. Я раздам карточки с названиями сказок.  Ваша задача объяснить, без слов, с помощью мимики и жестов, русскую народную сказку. На подготовку немного времени, кто готов, первым и начнёт.

У вас отлично выходит договариваться без слов. Каждый смог побыть немного ребёнком.

Игра так же обвиняется в том, что многие методы и приёмы игры устарели. Как  с помощью нетрадиционных форм организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, сделать её актуальной и интересной???? Что вы можете сказать в защиту? Слово предоставляется второму защитнику

«Защитное слово»

№2. «Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»  ЕВад

Мы прослушали защитное слово от ТВ и ЕВад, пришло время для свидетелей.  Каждый из вас не понаслышке знает, что такое игра и игрушка, вы знаете, как играть и зачем.

А кто вам в этом помогает? Приступим к презентации игрового персонажа.

 Для узких специалистов было домашние задание создать ДИ по своей области работы. У ТВ, опыт работы посвящен муз. дид. играм и мы будем иметь возможность познакомиться  с наработками в будущем. А вот ЛА представит ДИ по физическому развитию ТВ

Ярмарка идей.

Уважаемые коллеги, поздравляю суд позади!

 Вынесение приговора: всеобщими усилиями «игра» оправдана и помилована. Вы доказали  незаменимость игры, её значимость. И было подтверждено утверждение, выдвинутое в начале, в заголовок ПС, это то, что игра-королева детства.

Предлагаю ознакомиться с решением педсовета, слово предоставляю С.А. Яцынич.

Жребий решит, кто будет подготавливать развивающую среду к просмотру. ЕА не участвует в просмотрах.

Немного времени хочу уделить школьной адаптации наших выпускников. В 2017 г., из нашего ДС, в школу №4 пришло 8 ребят, выпускная группа С.М. В начале января состоялось совещание в школе, традиционно методисты присутствуют на нем. Психолог, Нэлли Николаевна и учителя начальных классов (Ведерникова, Ярушина, Макарова), обсуждают промежуточные результаты мониторинга по первоклассникам. Это школа работает по программе «перспектива», Дорофеева. Что отмечали наши коллеги? То, что с каждым годом детей становится больше с логопедическими нарушениями, у них западает фантазия и слабо развита развёрнутая речь, так же указывали на то, что некоторые воспитанники неправильно научены писать цифры и буквы - очень сложно переучивать.  Просили на это обратить внимание!

 Огромное спасибо говорили за обучение чтению и освоение звуковому анализу слов, с этим у ребят нет проблем, практически. Приглашают на экскурсию в школу и просятся на родительские собрания.

Часто звучала фамилия Кирилла Столбова. У него выявлена, по результатам психологического тестирования, дезадаптация. Он не успевает и не усваивает школьный, базовый материал. Является кандидатом на медико – психологическую комиссию.

СМ, ваше мнение, с чем это связано?

БДД (письмо читаю)

Знакомство с планом работы. Для того, чтобы не повторяться, предлагаю поменять местами предпоследнюю неделю «Азбука безопасности», в мае на «Встречаем птиц» - апрель.

Пришло время для информирования пед. коллектива о состоянии аварийности, количестве ДТП с участие детей.

Слово передаю Любовь Александровне, педагогу ответственному за организацию в ДОУ работы по профилактике детского дорожно транспортного травматизма.

Остались организаторские вопросы.

1.«Мамочка красавица» «Б», 23.02-2.03. –«Вернисаж»

2.Слово ТВ по утренникам

3.Поздравляем педагогов: Екатерину Владимировну, Наталью Андрияновну, Екатерину Вадимовну, выступивших кураторами детских работ. Он приняли участие в международном конкурсе детского творчества «Подарки для Дела Мороза»,  на образовательном портале «Одаренность», в номинации «дошкольники».  Минаков Платон, Васильева Анна,  Иванов Семён  - все заняли 1 место! Призываю всех участвовать!

Открытые занятия-хорошая практика, возможность показать свое мастерство родителям и повысить свой статус в их глазах

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО заведующего.                  ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей, меняется игровое пространство детства, появляются новые герои – Бэтман, человек паук, планшеты и телефоны. В то время как социализация нынешних бабушек и дедушек проходила  во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их же дети, внуки были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно.

Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм - индивидуальные, компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, а бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и  для всего мира.

Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. Игра самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.  С введением ФГОС, наметились новые цели образования, предусматривающие достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры еще больше возрастает

 Право играть зафиксировано и в Конвенции о правах ребенка (ст.31).

 Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений:

 1) непонимание взрослыми важности игры

 2) отсутствие безопасного пространства для игры

 3)  отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру

 5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий

 6) полное отсутствие игры в школе

 7) жесткое программирование свободного времени детей

Как повысить педагогическое мастерство воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей?  Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня?  Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании педсовета. Передаю слово Екатерине Анатольевне, старшему воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста через "LEGO-конструирование"

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....

Статья на тему " Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия"

Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками....

Консультация для воспитателей "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста в летний период"

Лето -особенный период в жизни ребёнка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу уникальную возможность познания, совершения новых открытий в окружающем мире. Лето предоставляет огромные ...

Выступление из опыта работы «ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Лэпбук (lapbook) –В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка, которая дает возможность размеща...