Статья на тему " Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия"
консультация

Власова Марина Борисовна

Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для педагогов 465 КБ

Предварительный просмотр:

Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия

   «Folk-lore» – буквально «народная мудрость» или «народное познание»

Для дошкольного возраста наиболее подходящими являются такие фольклорные жанры, как сказка, потешка, пословицы и поговорки. Эти жанры, благодаря простому сюжету, определенному набору композиционных и стилистических средств, краткости являются простым и доступным для восприятия ребенка средством познания простых истин, аксиом поведения человека в обществе. Звучность, ритмичность, напевность малых фольклорных форм вызывают желание у детей запоминать, повторять, проигрывать в играх незатейливые знакомые сюжеты.

   Организуя работу по включению малых фольклорных форм в игровую деятельность детей, была выделена основная цель: 

   1) приобщение детей к истокам русской народной культуры

 через включение малых фольклорных форм в игровую деятельность

  2) оформление предметно- пространственной среды для развития способностей детей средствами дидактических игр.

Задачи:

1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды, центров игровой деятельности;

2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия;

3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;

4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи;

  Включение малых фольклорных форм (сказки, загадки, потешки и др.) организационно, может пронизывать все режимные моменты, включаться в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

  Для успешной реализации задач по игровой деятельности в группах детского сада организованы игровые центры с учетом требований ФГОС ДО

• предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка;

• соответствие возрастным особенностям детей;

• выполнение правил техники безопасности;

• эстетическое оформление игрового оборудования.

-   В литературном центре подобраны произведения устного народного творчества с яркими иллюстрациями;

 - Для воспитателей в литературном центре имеется картотека потешек, загадок, пальчиковых игр, скороговорок для заучивания и проигрывания с детьми;  

-  Для детей - сюжетные картинки по мотивам народных произведений, прозрачные кармашки, с их помощью легко проследить и восстановить хронологию событий, составить рассказ от простого к сложному.

    В развивающую среду группы периодически вносятся игры на развития эмоциональной сферы дошкольников «Угадай настроение», «Домик настроений», «Покажи эмоцию» и др. Эти игры позволяют стимулировать эмоциональные проявления детей, расширять их диапазон и силу.

-  Дидактические настольные игры по мотивам народных сказок, которые способствуют развитию памяти, логического мышления, зрительного восприятия, коммуникативных навыков.

   Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками.

   Дидактическая игра «Сказочные часы»

Пособие предназначено для освоения ребенком логических операций, воссоздания последовательности событий по картинкам с помощью стрелок с номерами.

   Лепбук «Сказки» способствует развитию творчества, воображения.

 Используется одновременно группой детей в количестве до 8 человек (в том числе с   участием взрослого как играющего партнера);

 - обладает дидактическими свойствами;

-  является средством художественно-эстетического развития ребенка;

-  вариативный (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-  структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-  обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

   Touch – box Сенсорная коробка, которая служит основой для организации сюжетно-ролевых игр, пространством для полета фантазий.

Дидактическое пособие:
Лэпбук «В гостях у сказки»

Описание:                                                                                                                     Дидактическое пособие Лэпбук «В гостях у сказки» представляет собой картонную папку-передвижку  формата А3 из 3-х секций. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собраны материалы по теме.                                                                                              Цель: Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление  и обобщение знаний детей о сказках и малых формах народного фольклора (пословицы, загадки).                                                                                                               Задачи: -Продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами                                                          -Развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность, мелкую моторику рук.             -Развивать интерес к художественной литературе.                                                                                        -Обогащать словарный запас детей.                                                                                                                -Развивать желание выполнять совместные и самостоятельные игровые задания.              Содержание:   Загадки,  пословицы, раскраски, ребусы, кроссворды, дидактические игры, мнемотаблицы, схемы создания фигурок для пальчикового театра в технике оригами, книжки-малышки.                                                                                                                                                           Дидактическая игра «Расскажи-ка»                                                                                                 Цель: Расширять словарный запас детей, знания об окружающем мире.                                                 Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.                                                                                                 В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:                                                           Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.                               ● Дидактическая игра «Собери картинку»                                                                      Цель: Развитие сообразительности, зрительного восприятия, логического мышления.                         ● Раскраски                                                                                                                                 Цель: Развивать творческие задатки ребенка, прививать художественный вкус. Развивать усидчивость, усердие, вырабатывать навыки пользования карандашами и красками. В процессе раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что, как уже доказано учеными, очень сильно влияет на становление речи ребенка.                                                                                                   ● Пословицы                                                                                                                                       Пословицы придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников                                                                                                                    Цель: обогащать словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. Учить детей образному мышлению. Пословицы придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников                                                                                                    ● Загадки                                                                                                                                     Данный раздел представляет карточки, на страницах которого написаны загадки и нарисованы отгадки. Взрослый (а потом и ребенок) загадывает загадку, если отгадали правильно, на обратной стороне показывается отгадка.                                                                                                     Цель: Развитие сообразительности, логического мышления.                                                          Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.                                                                                                                                     Ребусы                                                                                                                                                      Цель: Пополнять словарный запас ребёнка, развивать образное мышление. Разгадывание ребусов прекрасное развивающее и в то же время весёлое занятие, отличная гимнастика для развития внимания, памяти и мышления ребёнка. Ребусы прекрасно развивают находчивость и сообразительность.

● Пальчиковый театр в технике оригами.                                                                                           Цель: развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, зрительного восприятия, умения следовать алгоритму.                                                                                                         Самостоятельное изготовление поделок из бумаги вызывает радость у детей, стимулирует их к обыгрыванию фигурок в театрализованной деятельности сюжетов знакомых сказок, а так же придумыванию своих сюжетов.                                                                                               ● Дидактическая игра «Продолжи ряд»                                                                                               Цель: Развивать память, наблюдательность, логическое мышление, речь.                                    Яркие картинки по сюжетам знакомых сказок позволяют ребенку воссоздать последовательность событий. Раскладывая картинки, ребенок сопровождает свои действия рассказыванием текста сказки.                                                                                                                                                               ● Дидактическая игра «Волшебные предметы»                                                                                Цель: Развивать память, наблюдательность, логическое мышление, речь.                                         Игра создана по принципу «Парные картинки». Из серии картинок ребенок выбирает подходящие предметы для сказочного персонажа (например: ступа – баба Яга, золотое яйцо – курочка Ряба и т.д.)                                                                                                                                                                     ● Дидактическая игра «Что было бы, если…?»                                                                                Цель: Развивать творческое воображение, фантазию, способствовать развитию образной речи.                                                                                                                 Ребенку предлагается придумать диалог героев из разных сказок (например: катится колобок, а навстречу ему семеро козлят…).                                                                                                                    ● Творческая мастерская «Книжки-малышки»                                                                                Цель: Развивать графические навыки, образное мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук.                                                                                                                                              Детям предлагается самостоятельно создать иллюстрации к понравившейся сказке или придумать и нарисовать свою сказку.

         

Дидактическое пособие «Сказочные часы»

Пособие предназначено для освоения ребенком логических операций, воссоздания последовательности событий по картинкам с помощью стрелок с номерами. Пособие помогает составить речевой текст по картинкам, способствует развитию творческого рассказывания, придумывания своей сказки на основе героев других знакомых сказок. (Например: медведь встретил заблудившегося Колобка, проводил его к бабушке с дедушкой. Потом пошел к Маше и сказал, что опасно гулять по лесу одному).

Варианты игр:

“Сложи сказку”.

 Цель.  Развитие воображения, мышления.

Детям предлагается сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет с помощью стрелок с цифрами.

Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

  Комментарии: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

«Герои из ларца»

Цель: Развивать внимание, умение анализировать полученную информацию, умение принимать роль, отвечать на вопросы в соответствии с характеристикой героя.

В закрытой коробке («ларце») находятся картинки героев из различных сказок. Детям предлагается по очереди вынимать из «ларца» по одной картинке с изображением героя сказки, отмечать стрелкой очередность ходов, придумывать действия и диалоги героев. По окончании ходов, детям предлагается воспроизвести содержание придуманной сказки.

«Моё начало – твой конец»

Цель: Учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказываний, продолжать мысль собеседника.

Один ребенок выкладывает картинку под цифрой 1 и начинает повествование. Затем следующую картинку располагает под цифрой 2 и предлагает продолжить начатое следующему игроку.

«Пойми меня»

Цель: Формировать умение понимать жесты и эмоции другого человека, действовать сообща для достижения общих целей.

На цифровом поле часов под номерами выкладывается сюжет сказки, потешки, пословицы, скороговорки. Циферблат устанавливается так, что его видит только водящий. Он и воспроизводит содержание с помощью жестов, мимики. Остальные игроки должны угадать и воспроизвести знакомый текст.

   

Дидактическое пособие  «Touch – box: Сенсорная коробка»

Пособие служит основой для организации сюжетно-ролевых игр, пространством для полета фантазий.  Мы с детьми успешно проигрываем такие сказки: «Варежка», «Кошкин дом», «Сказка про паучка», «Репка», «Сказки Осени», и т. п.

 Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений, помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным, обыгрывать сюжеты знакомых произведений.

В детском саду подобрана и постоянно пополняется картотека интерактивных развивающих игр по мотивам художественных произведений, которые способствуют развитию памяти, логического мышления, зрительного восприятия, коммуникативных навыков. Игры рассчитаны на разные возрастные категории детей, для работы с подгруппой и индивидуально.  Например «Музыкальные загадки», «Что сначала, что потом», «Сказочные парочки» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"

Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...

Педсовет на тему: «Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта в области нетрадицион...

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...