Статья на тему " Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия"
консультация
Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия
«Folk-lore» – буквально «народная мудрость» или «народное познание»
Для дошкольного возраста наиболее подходящими являются такие фольклорные жанры, как сказка, потешка, пословицы и поговорки. Эти жанры, благодаря простому сюжету, определенному набору композиционных и стилистических средств, краткости являются простым и доступным для восприятия ребенка средством познания простых истин, аксиом поведения человека в обществе. Звучность, ритмичность, напевность малых фольклорных форм вызывают желание у детей запоминать, повторять, проигрывать в играх незатейливые знакомые сюжеты.
Организуя работу по включению малых фольклорных форм в игровую деятельность детей, была выделена основная цель:
1) приобщение детей к истокам русской народной культуры
через включение малых фольклорных форм в игровую деятельность
2) оформление предметно- пространственной среды для развития способностей детей средствами дидактических игр.
Задачи:
1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды, центров игровой деятельности;
2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия;
3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;
4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи;
Включение малых фольклорных форм (сказки, загадки, потешки и др.) организационно, может пронизывать все режимные моменты, включаться в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Для успешной реализации задач по игровой деятельности в группах детского сада организованы игровые центры с учетом требований ФГОС ДО
• предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка;
• соответствие возрастным особенностям детей;
• выполнение правил техники безопасности;
• эстетическое оформление игрового оборудования.
- В литературном центре подобраны произведения устного народного творчества с яркими иллюстрациями;
- Для воспитателей в литературном центре имеется картотека потешек, загадок, пальчиковых игр, скороговорок для заучивания и проигрывания с детьми;
- Для детей - сюжетные картинки по мотивам народных произведений, прозрачные кармашки, с их помощью легко проследить и восстановить хронологию событий, составить рассказ от простого к сложному.
В развивающую среду группы периодически вносятся игры на развития эмоциональной сферы дошкольников «Угадай настроение», «Домик настроений», «Покажи эмоцию» и др. Эти игры позволяют стимулировать эмоциональные проявления детей, расширять их диапазон и силу.
- Дидактические настольные игры по мотивам народных сказок, которые способствуют развитию памяти, логического мышления, зрительного восприятия, коммуникативных навыков.
Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками.
Дидактическая игра «Сказочные часы»
Пособие предназначено для освоения ребенком логических операций, воссоздания последовательности событий по картинкам с помощью стрелок с номерами.
Лепбук «Сказки» способствует развитию творчества, воображения.
Используется одновременно группой детей в количестве до 8 человек (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка;
- вариативный (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Touch – box Сенсорная коробка, которая служит основой для организации сюжетно-ролевых игр, пространством для полета фантазий.
Дидактическое пособие:
Лэпбук «В гостях у сказки»
Описание: Дидактическое пособие Лэпбук «В гостях у сказки» представляет собой картонную папку-передвижку формата А3 из 3-х секций. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собраны материалы по теме. Цель: Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о сказках и малых формах народного фольклора (пословицы, загадки). Задачи: -Продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами -Развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность, мелкую моторику рук. -Развивать интерес к художественной литературе. -Обогащать словарный запас детей. -Развивать желание выполнять совместные и самостоятельные игровые задания. Содержание: Загадки, пословицы, раскраски, ребусы, кроссворды, дидактические игры, мнемотаблицы, схемы создания фигурок для пальчикового театра в технике оригами, книжки-малышки. ● Дидактическая игра «Расскажи-ка» Цель: Расширять словарный запас детей, знания об окружающем мире. Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. ● Дидактическая игра «Собери картинку» Цель: Развитие сообразительности, зрительного восприятия, логического мышления. ● Раскраски Цель: Развивать творческие задатки ребенка, прививать художественный вкус. Развивать усидчивость, усердие, вырабатывать навыки пользования карандашами и красками. В процессе раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что, как уже доказано учеными, очень сильно влияет на становление речи ребенка. ● Пословицы Пословицы придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников Цель: обогащать словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. Учить детей образному мышлению. Пословицы придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников ● Загадки Данный раздел представляет карточки, на страницах которого написаны загадки и нарисованы отгадки. Взрослый (а потом и ребенок) загадывает загадку, если отгадали правильно, на обратной стороне показывается отгадка. Цель: Развитие сообразительности, логического мышления. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему. ● Ребусы Цель: Пополнять словарный запас ребёнка, развивать образное мышление. Разгадывание ребусов прекрасное развивающее и в то же время весёлое занятие, отличная гимнастика для развития внимания, памяти и мышления ребёнка. Ребусы прекрасно развивают находчивость и сообразительность.
● Пальчиковый театр в технике оригами. Цель: развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, зрительного восприятия, умения следовать алгоритму. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги вызывает радость у детей, стимулирует их к обыгрыванию фигурок в театрализованной деятельности сюжетов знакомых сказок, а так же придумыванию своих сюжетов. ● Дидактическая игра «Продолжи ряд» Цель: Развивать память, наблюдательность, логическое мышление, речь. Яркие картинки по сюжетам знакомых сказок позволяют ребенку воссоздать последовательность событий. Раскладывая картинки, ребенок сопровождает свои действия рассказыванием текста сказки. ● Дидактическая игра «Волшебные предметы» Цель: Развивать память, наблюдательность, логическое мышление, речь. Игра создана по принципу «Парные картинки». Из серии картинок ребенок выбирает подходящие предметы для сказочного персонажа (например: ступа – баба Яга, золотое яйцо – курочка Ряба и т.д.) ● Дидактическая игра «Что было бы, если…?» Цель: Развивать творческое воображение, фантазию, способствовать развитию образной речи. Ребенку предлагается придумать диалог героев из разных сказок (например: катится колобок, а навстречу ему семеро козлят…). ● Творческая мастерская «Книжки-малышки» Цель: Развивать графические навыки, образное мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук. Детям предлагается самостоятельно создать иллюстрации к понравившейся сказке или придумать и нарисовать свою сказку.
Дидактическое пособие «Сказочные часы»
Пособие предназначено для освоения ребенком логических операций, воссоздания последовательности событий по картинкам с помощью стрелок с номерами. Пособие помогает составить речевой текст по картинкам, способствует развитию творческого рассказывания, придумывания своей сказки на основе героев других знакомых сказок. (Например: медведь встретил заблудившегося Колобка, проводил его к бабушке с дедушкой. Потом пошел к Маше и сказал, что опасно гулять по лесу одному).
Варианты игр:
“Сложи сказку”.
Цель. Развитие воображения, мышления.
Детям предлагается сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет с помощью стрелок с цифрами.
Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.
Комментарии: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.
«Герои из ларца»
Цель: Развивать внимание, умение анализировать полученную информацию, умение принимать роль, отвечать на вопросы в соответствии с характеристикой героя.
В закрытой коробке («ларце») находятся картинки героев из различных сказок. Детям предлагается по очереди вынимать из «ларца» по одной картинке с изображением героя сказки, отмечать стрелкой очередность ходов, придумывать действия и диалоги героев. По окончании ходов, детям предлагается воспроизвести содержание придуманной сказки.
«Моё начало – твой конец»
Цель: Учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказываний, продолжать мысль собеседника.
Один ребенок выкладывает картинку под цифрой 1 и начинает повествование. Затем следующую картинку располагает под цифрой 2 и предлагает продолжить начатое следующему игроку.
«Пойми меня»
Цель: Формировать умение понимать жесты и эмоции другого человека, действовать сообща для достижения общих целей.
На цифровом поле часов под номерами выкладывается сюжет сказки, потешки, пословицы, скороговорки. Циферблат устанавливается так, что его видит только водящий. Он и воспроизводит содержание с помощью жестов, мимики. Остальные игроки должны угадать и воспроизвести знакомый текст.
Дидактическое пособие «Touch – box: Сенсорная коробка»
Пособие служит основой для организации сюжетно-ролевых игр, пространством для полета фантазий. Мы с детьми успешно проигрываем такие сказки: «Варежка», «Кошкин дом», «Сказка про паучка», «Репка», «Сказки Осени», и т. п.
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений, помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным, обыгрывать сюжеты знакомых произведений.
В детском саду подобрана и постоянно пополняется картотека интерактивных развивающих игр по мотивам художественных произведений, которые способствуют развитию памяти, логического мышления, зрительного восприятия, коммуникативных навыков. Игры рассчитаны на разные возрастные категории детей, для работы с подгруппой и индивидуально. Например «Музыкальные загадки», «Что сначала, что потом», «Сказочные парочки» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....
Использование малых фольклорных форм в музыкальном развитии детей дошкольного возраста
Выступление на стажировочной площадки....
Влияние малых фольклорных форм в изобразительной деятельности детей младшего возраста
Консультация для воспитателей...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"
Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...
Педсовет на тему: «Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта в области нетрадицион...
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...