Программа воспитания 1-3 года
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Успех»
(МБДОУ ДС №47 «Успех»)
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
ДС №47«Успех»
____________ О.В.Звонарева
Приказ №______ от __________2021г.
Рабочая программа
по реализации программы воспитания
дошкольного образования МБДОУ ДС №47 «Успех»
группы № 19 общеразвивающей направленности
детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет
Воспитатели: Скворцова А.А
г. Нижневартовск, 2021
Содержание
1 | Особенности воспитательного процесса в группе ……………….. | 3 |
2 | Цель и задачи воспитания…………………………………………… | 6 |
3 | Виды, формы и содержание воспитательной деятельности…….... | 7 |
4 | Основные направления самоанализа воспитательной работы….... | 17 |
5 | Календарный план воспитательной работы……………………….. | 19 |
1. Особенности воспитательного процесса в группе
Рабочая программа по реализации программы воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 «Успех» (далее МБДОУ ДС №47 «Успех») определяет содержание и организацию воспитательной работы в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет на уровне дошкольного образования в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).
В группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет воспитательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 (далее – ФГОС ДО)
Содержание рабочей программы группы общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет разработано в соответствии с основными нормативно-правовыми актами по дошкольному воспитанию и нормативными актами ДОО:
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20);
- Основная образовательная программа МБДОУ ДС №47 «Успех».
В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс и направлены:
- на развитие личности ребенка;
- на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- на формирование у дошкольников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению;
- на формирование у дошкольников чувства взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Программа учитывает условия, существующие в группе дошкольной организации, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.
Процесс воспитания в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет основывается на следующих общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в дошкольной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие дошкольников, педагогов и родителей.
Основным направлением педагогической работы в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми данного возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка.
Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации прогулки, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
Для группы общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет важно интегрировать семейное и общесадовое дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в образовательно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, родительские клубы, тематические беседы и дискуссии, совместные викторины (родитель-ребенок-педагог), Дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, дополнительное образование, применяются средства наглядной пропаганды (видео информация в холлах, информационные родительские уголки в группах, тематические стенды, фотовыставки, группы в социальных сетях Instagram, ВКонтакте, созданы сообщества Viber с целью оперативной, общественной, личностной информации для родителей, а также для удобств в период пандемии...), привлекаются родители к подготовке, проведению праздников, развлечений, участия в конкурсах с использованием фото, видео-съемки в домашних условиях и многое другое.
2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется направление воспитания в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данное направление ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению этих результатов в воспитании дошкольников будет способствовать цель и решение следующих задач:
Цель: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации в условиях современного общества через взаимодействие участников образовательных отношений.
Задачи:
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи повышения компетентности родителей (законных представителей) вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Дошкольный этап детства у детей связан с активным периодом познания мира вокруг, осознанием собственного «Я», а также динамично протекающей социализацией. Малыши приобщаются к культурному наследию и общечеловеческим морально-этическим нормам. Всё это определяет основную цель процесса образования в ДОО, а именно создание условий, благоприятствующих формированию личности ребёнка. И действенным способом её реализации считается вовлечение ребят в разные виды деятельности.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм, практикуемых в дошкольной образовательной организации видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.
1-3 года
- Коммуникативная деятельность - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений для достижения общего результата.
- Конструирование из различных материалов - форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
- Музыкальная деятельность - это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции слушателя, исполнителя, сочинителя.
- Трудовая деятельность- формирования положительного отношения к труду. Виды труда: •самообслуживание; •общественно – полезный труд. В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем.
- Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
- Экспериментирование- предметы исследуются при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность).
3.2. Формы воспитательной деятельности
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Процесс воспитания, такой многогранный и сложный, может осуществляться с помощью разнообразных форм. Все формы организации воспитания отличаются динамичностью и подвижностью. Их выбор будет зависеть от мастерства воспитателей, возраста детей, содержания воспитательной работы, а также от некоторых других условий, в которых процесс воспитания и протекает.
Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.
Различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать их, учитывая достоинства и недостатки:
- Выставки – это форма организации воспитательной деятельности по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации. В основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. Выставка одна из самых интересных коммуникативных средств,
стимул для развития творческой деятельности воспитанников. Показатель успешности, развития творческих способностей. Выставка - это организационно - педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач:
- способствует формированию художественного вкуса;
- раскрывает и развивает творческие способности;
- пробуждает интерес к созданию оригинальных, неповторимых работ;
- способствует формированию ответственности, самостоятельности.
Выставка является отчетом деятельности обучающихся. Выставка может показать достижения целого коллектива или отдельного обучающего.
- Ярмарки – это места представления художественных, творческих работ
детей или совместных работ с родителями, или коллективов. Активно привлекаются родители для участия в ярмарках семейного творчества по различным направлениям. Место проведения ярмарки украшают, звучит музыка, возможны выступления коллективов художественной самодеятельности, агитбригад.
- Социальные и экологические акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольной организации сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т.к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей. Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
- Мероприятия, конкурсы, викторины (городских, всероссийских, региональных). Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития дошкольников.
- Общественные, народные календарные праздники – это традиционная форма организации воспитательной деятельности, которая посвящена общенародным датам и событиям, а также проводимая в соответствии с традициями образовательной организации;
- Музыкально-театрализованные представления - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной.
- Спортивные и оздоровительные мероприятия– это занятия в режиме дня (гимнастика, игры, спортивные развлечения, прогулки), соревнования. В рамках традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту.
- Совместные игры - это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения мероприятий. Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные.
- Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и
представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование.
- Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
- Настольно - печатные игры - это игры основным отличием которых является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Они развивают не только ум, но и характер: прививают усидчивость, приучают соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как этап, а не как жизненную трагедию.
- Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
- Подвижные игры – это игры в процессе которых совершенствуются движения, развиваются сила и ловкость. Формируется умение адекватно вести себя в различных ситуациях.
- Коммуникативные игры – это игры которые направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого ребенка.
- Моделирование– это совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Это метод познавательной или управленческой деятельности, позволяющий опосредованно, с помощью объекта - заместителя (модели) фрагмента педагогической реальности, получить информацию о сущности. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними
- Опыты – это наблюдение исследуемого явления в определенных условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать
причинно - следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
- Образовательные ситуации - это процессе формирования представлений о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и
- физической деятельности.
- Применение ИКТ - это использование мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни и др.
- Чтение книг - это возможность (групповая или индивидуальная), которая направлена на эмоционально-образное чтение сказок, стихотворений, потешек, нацелена на привитие любви к книгам с самого раннего детства. Дети осознают, что благодаря книгам они знакомятся с героями произведений, их историями и приключениями, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления об окружающем мире.
- Рассматривание изображений – это совместно с детьми в различные режимные моменты и в процессе ОД рассматривание картин, рисунков, плакатов, альбомы и других иллюстрированных пособий.
- Просмотр мультфильмов - это возможность разнообразить и обогатить комплекс методов, приемов и средств, используемых при работе с детьми. Благодаря интерактивному оборудованию и взаимодействию с ним у дошколят формируются личностные механизмы поведения, возрастает интерес к освоению знаний в разных областях, происходит становление эмоционально-личностных ориентаций.
- Трудовая деятельность - это деятельность, заключающаяся в оказании посильной помощи в чем-либо или где-либо (расчистка снега на участке,
помощь на огороде, изготовлении кормушек для птиц и другой трудовой деятельности).
- Технология группового сбора – это активная форма организации совместной деятельности педагога с детьми, в процессе которой каждый ребенок может проявить свою активность, предложив свои идеи по оказанию волонтерской помощи кому-либо, проведению какого-нибудь мероприятия. Групповой сбор способствует формированию у детей чувства сопричастности к добрым и нужным делам.
- Организация фотовыставок, выставок рисунков – это результаты: волонтерских мероприятий, представление тематических или итоговых мероприятий. Это содействует более глубокому осознанию своей деятельности и пониманию социальной значимости событий.
- Фольклорные посиделки - это ознакомлении детей с историей и культурой родного края или России обязательно включают произведения народного (регионального) фольклора. Используют потешки, стихи, песни, сказки, игры. Знакомятся с персонажами национального фольклора.
- Благоустройство территории ДОО – это приобщение дошкольников не только к уборке территории участка, закрепленного за группой, но и к посильной помощи в озеленении и благоустройстве участков, клумб, созданию аллей, с помощью педагога, тем самым обогащают художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
3.3. Содержание воспитательной деятельности
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа.
Модули - это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет. Каждый модуль ориентирован на решение поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы в группе. Педагоги группы вправе разрабатывать и включать в Программу те модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детей в группе с учетом имеющихся материально-технических ресурсов.
Модулями, представленными в Программе, являются:
Модуль - Праздники, развлечения.
Работа по модулю нацелена на поддержание, раскрытие, развитие новых и имеющихся способности, талантов детей в разных сферах деятельности, также накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности, формированию вкуса детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов, способствует развитию у дошкольников чувства прекрасного, красивого.
Главные традиционные события в ДОО, которые организуются для всех детей. Мероприятия, предусмотренные календарем образовательных событий и знаменательных дат РФ, также частично ревизуются через общесадовые мероприятия. К таким мероприятиям готовятся и дети, и взрослые (педагоги, родители). На мероприятия могут приглашаться представители других организаций – инспектор ГИБДД, учитель и ученики начальных классов школы, представители социальных партнеров.
Детский праздник и развлечения - важная часть жизни ребенка, это радостное событие. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения. Для предупреждения утомляемости детей используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные движения, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском празднике.
Родителям дается возможность получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома.
Модуль - Конкурсы, соревнования, акции.
Модуль раскрывает участие детей в конкурсах, соревнованиях и акциях разного уровня, является одним из оптимальных условий для раскрытия, развития их творческого, интеллектуального, физического потенциала, поддержки одаренных детей. Акции формируют активную жизненную позицию, они дают представления о том, что от каждого человека, зависит состояние окружающей нас среды. Такая деятельность способствует социальной успешности дошкольников, что отражено в программе «Развития образования ДОО на 2021-2025 годы и на период до 2030 года» и региональном проекте «Успех каждого ребенка».
В конкурсах, соревнованиях и акциях участвуют дети разных возрастов, такое взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Характер проводимых мероприятий всегда является эмоционально насыщенным, активным, познавательным, с разнообразной детской деятельностью. Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным – всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте. Ключевые общесадовые мероприятия могут быть связаны с уровнем муниципального, регионального и всероссийского. Дети и педагоги, родители становятся активными участниками конкурсов, соревнований, акций, организуемых в ДОО.
Модуль - Фольклор.
Модуль направлен на раскрытие красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; на эстетическое развитие детей, сопровождая жизнь песнями, танцами, произведениями устного народного творчества; познавательную сторону – раскрытие устройства мира и отношений между людьми; нравственную сторону- что такое добро и зло, любовь и ненависть, их различии; коммуникативную сторону - общение, язык и все это на основе традиций, обрядов, праздников русского народа. При ознакомлении с фольклором у детей дошкольного возраста
обогащаются чувства и речь, формируется отношение к окружающему миру, которое играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Модуль – предметно-эстетическая среда (ПЭС).
Модуль представляет проектировании ПЭС в группе и других зонах, помещениях ДОО. Предметно-эстетическая среда дошкольной организации, обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствуют его психологической безопасности. Это отмечено в программе «Развития образования ДОО на 2021-2025 годы и на период до 2030 года» и региональном проекте «Цифровая образовательная среда»
Оформление интерьера помещений ДОО (холла, коридоров, групповых помещений, залов, лестничных пролетов и т.п.), которое обновляется:
- на стенах ДОО регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ детей и родителей, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга;
- видеоотчеты об интересных событиях, происходящих в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет
- озеленение территории участка, разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет совместно с педагогом, позволяет разделить свободное пространство группы на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство групповых помещений группы № 19 общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет осуществляется по творческим проектам воспитателя и родителей воспитанников, при этом педагоги имеют возможность проявить свою творческую инициативу, привлечь родителей к активному участию в оформлении развивающей среды для своих детей;
- событийный дизайн – к каждому празднику и знаменательному мероприятию в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет оформляется пространство.
Модуль - природа и окружающая среда.
Модуль направлен на экологическое воспитание, материальный мир в его естественном состоянии, не являющимся продуктом трудовой деятельности человека.
Мир детства (природы и окружающей среды) - это свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором ДОО участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого воспитательного процесса являются:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника группы общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет. Осуществляется анализ воспитателями группы совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе или старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета ДОО. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу
- Состояние организуемой в дошкольной организации совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Способами получения информации о состоянии организуемой в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета ДОО.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством организации праздников и развлечений, конкурсов, соревнований и акций;
- качеством организации проводимых фольклорных мероприятий;
- качеством организации предметно – эстетической средой в дошкольной организации; природы и окружающий мир.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в группе общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста 1-3 лет является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогам в будущем.
5. Календарный план воспитательной работы
Модуль «Праздники, развлечения» | |||||
№ | Месяц | Мероприятия | Сроки проведения | Участники, возрастные группы | Ответственные |
1 | Сентябрь | 1 сентября - День знаний | 01.09 | 1-3 лет | Муз.руководитель, Педагоги |
2 | Октябрь | «Дары осени» | 12.10 | 1-3 лет | Муз.руководитель, Педагоги |
«День мультфильмов» | 28.10 | 1-3 лет | Педагоги | ||
«День матери в России» | последнее воскресенье месяца | 1-3 лет | |||
3 | Декабрь | «Новый год» | последняя неделя месяца | 1-3 лет | Муз.руководитель, Педагоги |
4 | Февраль | «Наша Армия сильна» | до 22.02 | 1-3 лет | Муз.руководитель, Инструктор по физвоспитанию, Педагоги |
5 | Март | «Международный женский день» | до 08.03 | 1-3 лет | Муз.руководитель, Педагоги |
6 | Апрель | «День смеха» | 01.04 | 1-3 лет | Муз.руководитель, Педагоги |
«Всемирный день здоровья» | 07.04 | Инструктор по физвоспитанию | |||
«День космонавтики» | 12.04 | Муз.руководитель, Педагоги | |||
7 | Май | «День Победы» | 09.05 | 1-3 лет | Муз.руководитель |
8 | Июнь | «Международный день защиты детей» | 01.06 | 1-3 лет | Муз.руководитель |
Модуль «Конкурсы, соревнования, акции» | |||||
1 | Сентябрь | Конкурс «День разноцветных букетов» | 10.09 | 1-3 лет | Педагоги |
Выставка рисунков «Мы - дети нефтяников» | 05.09 | ||||
Выставка рисунков «Золотая осень» | 20.09 | ||||
Выставка рисунков «Дары осени» | 18.10 | 1-3 лет | |||
2 | Ноябрь | Конкурс чтецов «С днем рождения Югра» | 23.11 – 27.11 | 1-3 лет | Муз.руководитель, Педагоги |
Выставка рисунков «Все мы разные, все мы равные» | 04.11 | 1-3 лет | Педагоги | ||
Выставка рисунков «День матери» | в конце месяца | ||||
Конкурс рисунков «Мой город, моя семья» | 16.11 | 1-3 лет | |||
3 | Декабрь | Выставка рисунков «С днем рождения, Югра!» | 10.12 | 1-3 лет | Педагоги |
Выставка рисунков «Новый год - любимый праздник» | 20.12 | ||||
Конкурс - выставка на лучшую новогоднюю игрушку | 20.12 | ||||
4 | Январь | Выставка рисунков «Зимняя сказка» | 17.01 | 1-3 лет | Педагоги |
5 | Февраль | Выставка рисунков «Сказки А.С.Пушкина | 10.02 | 1-3 лет | Педагоги |
Выставка рисунков «День защитники Отечества» | 22.02 | ||||
6 | Март | Выставка рисунков «8 Марта - Международный женский день» | 08.03 | 1-3 лет | Педагоги |
Выставка рисунков «Весна - прекрасная пора» | 22.03 | ||||
7 | Апрель | Выставка рисунков «По мотивам сказок Г.Х.Андерсена» | 02.04 | 1-3 лет | Педагоги |
Выставка рисунков «День космонавтики» | 12.04 | ||||
День работника скорой медицинской помощи | 28.04 | ||||
Праздник весны и труда | 30.04 | ||||
8 | Май | Выставка рисунков «День Победы» | 04.05 | 1-3 лет | Педагоги |
Акция «Бессмертный полк», Акция «Удели внимание, ветерану» | 08.05 | ||||
Выставка рисунков «Моя семья – моё богатство!» | 15.05 | ||||
Модуль «Фольклор» | |||||
1 | Октябрь | «Осенины – праздник урожая» | 28.10 | 1-3 лет | Муз.руководитель, Педагоги |
2 | Декабрь | «Праздник народных игр» | 01.12 | 1-3 лет | Инструктор по физвоспитанию |
3 | Март | «Всемирный день театра» | 27.03 | 1-3 лет | Муз.руководитель, Педагоги |
4 | Апрель | «Международный день детской книги» | 02.04 | 1-3 лет | Педагоги |
Модуль «Предметно-эстетическая среда» | |||||
1 | Сентябрь-май | Оформление группового помещения, приемной, лестничных пролетов к традиционным мероприятиям: «День Знаний», «Новый год», «День Победы», «Выпускной» и другие. | в течение года | 1-3 лет | Педагоги |
2 | Сентябрь-май | Выставки детских рисунков, творческих работ, посвященных событиям и памятным датам. | ежемесячно | 1-3 лет | Педагоги |
3 | Сентябрь, май | Озеленение, благоустройство участка, разбивка клумб, грядок. | в течение месяца | 1-3 лет | Старший воспитатель, Заместитель по АХР Педагоги |
4 | Сентябрь | Благоустройство группового помещения по центрам активности | в течение месяца | 1-3 лет | Старший воспитатель, Заместитель по АХР, Педагоги |
5 | Сентябрь-май | Видеоотчеты об интересных событиях в группе | еженедельно | 1-3 лет | Педагоги |
6 | Сентябрь-май | Оформление групповых уголков посвященных событиям и памятным датам | согласно календарным датам | 1-3 лет | Педагоги |
7 | Сентябрь- май | Центр детского творчества | по плану | 1-3 лет | Педагоги |
Модуль «Природа и окружающая среда» | |||||
1 | Ноябрь | «День рождения Деда Мороза» | 18.11 | 1-3 лет | Педагоги |
2 | Январь | «Прощание с елкой» | 11.01-15.01 | 1-3 лет | Муз.руководитель |
3 | Март | «Всемирный день дикой природы» | 03.03 | 1-3 лет | Педагоги |
4 | Апрель | «Международный день птиц» | 01.04 | 1-3 лет | Муз.руководитель, Педагоги |
«Международный день Земли» | 22.04 | 1-3 лет | Муз.руководитель | ||
5 | Июнь | «День охраны окружающей среды» | 08.06 | 1-3 лет | Педагоги |
Рабочая программа по реализации программы воспитания МБДОУ ДС №47 «Успех» группы 00 общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста от 1-3 лет 2021-2022г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей старше...
Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Май 2015 г Группа компенсирующей направленности 5-го года жизни № 2.
Анализ показывает, что работа, направленная на разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья проводится в соответствии с годовым планом. Полученные ...
Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Группа компенсирующей направленности седьмого года жизни № 4. Май 2015 год.
В отчете по выполнению рабочей учебной программы по реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" изложены пути повышение качества образования, создание условий для укрепления здор...
Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и бучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Группа компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста 6-го года
В анализе реализации программы выделены успехи, проблемы и пути их решения....
Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2-3 года).
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...
Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...