Управление качеством дошкольного образования. Актуальные проблемы и перспективы развития.
статья
В данной статье раскрывается опыт управленческой деятельности старшего воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7» г. Боготола
В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». С переходом дошкольного образования на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов появилась необходимость оценить темпы, содержание и качество работы нашего дошкольного учреждения, направленной на выполнение заложенных в стандартах требований, выявить закономерности, зоны риска и обозначить дальнейшие приоритеты развития.
Я считаю что, от профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, результативность воспитательно – образовательной работы, его социальный статус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlencheskaya_vesna._.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление качеством дошкольного образования. Актуальные проблемы и перспективы развития.
В данной статье раскрывается опыт управленческой деятельности старшего воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7» г. Боготола
В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». С переходом дошкольного образования на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов появилась необходимость оценить темпы, содержание и качество работы нашего дошкольного учреждения, направленной на выполнение заложенных в стандартах требований, выявить закономерности, зоны риска и обозначить дальнейшие приоритеты развития.
Я считаю что, от профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, результативность воспитательно – образовательной работы, его социальный статус.
Моя управленческая деятельность требует оперативности в решении различных вопросов, творческого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед детским садом. Передо мной стоит задача – построить работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода. Каждое дошкольное учреждение должно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. После вступления в силу ФГОС ДО, вся система управления нашей дошкольной образовательной организацией и методическая работа, претерпела существенные преобразования и стала приводиться в соответствие с основными положениями этого документа.
Процесс работы над внедрением ФГОС в детском саду я начала с детального анализа условий в дошкольном учреждении (что имеется, что необходимо создать), анализа нормативно – правовой базы, а также анализа готовности педагогических кадров к введению ФГОС (в частности, уровня владения современными технологиями, использованием современных форм представления детских результатов, портфолио, творческих работ и пр.).
Результаты мониторинга показали готовность нашего учреждения к введению ФГОС: в части материально – технического оснащения - образовательное пространство групп и территории оснащены разнообразными средствами обучения и воспитания; обозначилась необходимость повышения компетентности педагогов и профессиональной переподготовки сотрудников, не имеющих необходимого уровня образования, приведение нормативно правовой базы в соответствие с требованиями ФГОС ДО, внесение изменений в основную образовательную программу детского сада. По результатам первичного мониторинга мы определили содержание работы нашего дошкольного учреждения, направленное на выполнение заложенных в стандартах требований.
Для более успешного управления процессом введения ФГОС ДО работы велась по четырем направлениям:
- «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО»;
- «Организация психолого-педагогических условий введения ФГОС ДО»;
- «Кадровое обеспечение ДОО в период введения ФГОС ДО»;
- «Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО».
Для определения результативности проделанной работы в нашем детском саду мною был инициирован мониторинг эффективности внедрения Федеральных образовательных стандартов. Системная работа по организации внутренней аналитической деятельности по различным направлениям была начата с сентября 2016г. За основу модели мониторинга в нашем детском саду была принята систематическая и регулярная процедура сбора информации об условиях, созданных в дошкольной организации для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, включающая в себя непрерывную оценку качества оказываемых образовательных услуг. Основным методом оценки являлось измерение показателей по уровню их соответствия требованиям ФГОС ДО. Данное измерение предполагает как словесную форму, так и числовое выражение результата по шкале баллов.
Мы разработали количественные и качественные показатели, характеризующие изменения образовательного процесса эффективность осуществляемых мер по введению ФГОС ДО. Для получения конкретных данных по всем индикаторам была проделана большая работа.
Содержание мониторинга «Психолого-педагогические условия» включало в себя оценку деятельности педагога по созданию психолого- педагогических условий развития детей, осуществлялась в группах путем наблюдения и оценки ситуации, а также включало в себя оценку предметно – пространственной среды (содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная).
Содержание процедуры «Оценки профессиональной компетентности педагогов» включало в себя аттестацию педагогов; отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.); знание и использование современных педагогических методик и технологий; образовательные достижения воспитанников; участие в профессиональных конкурсах разного уровня. Инструмент - изучение документов, анализ, самооценка, самоанализ, тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение.
Содержание мониторинга «Материально-техническое обеспечение» включало в себя оценку состояния здания, оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; обеспеченность методической и учебной литературой; оценку состояния условий воспитания и обучения нормативам и требованиям СанПиН и пр.
С помощью выбранных индикаторов удалось создать картину, позволяющую сделать конкретные выводы о результативности процесса перехода на ФГОС ДО.
На сегодняшний день в нашем дошкольном образовательном учреждении обеспечена координация деятельности коллектива детского сада по введению и реализации ФГОС: создана нормативно-правовая база, проведены педагогические советы и обучающие семинары, создана развивающая образовательная среда, все педагоги прошли курсы повышения квалификации по теоретическому знанию ФГОС ДО и их практической реализации в образовательном процессе и др.
Вместе с тем возникают проблемы, такие как: отсутствие методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО, трудности в обеспечении психолого-педагогических условий педагогами ДОУ в части индивидуализации и организации самостоятельной деятельности детей, недостаточность современной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в части современного технического обеспечения.
Основная сложность в создании системы мониторинга результативности внедрения ФГОС в детском саду на современном этапе, по моему мнению, заключается в недостатке сетевого взаимодействия между дошкольными организациями, отсутствии единого центра методической помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление качеством дошкольного образования в инновационном режиме работы ДОУ
Обеспечение более высокого уровня профессионализма и педагогической компетентности.Переход коллектива дошкольного образовательного учреждения в режим развития предполагает обновление модели методическ...
Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования»
мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов в работе с разновозрастным коллективом и детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...
«Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».
laquo;Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»....
Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.
Что же такое «качество дошкольного образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ» (на основе шкал МКДО)
В статье представлен опыт административной команды МБДОУ д/с № 18 при организации мониторинга качества дошкольного образования в области «Взаимодействие с родителями» в соответствии с сист...
ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».
В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...