РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ» (на основе шкал МКДО)
статья

Гусева Марина Валериевна

В статье представлен опыт административной команды МБДОУ д/с № 18 при организации мониторинга качества дошкольного образования в области «Взаимодействие с родителями» в соответствии с системой управленческого цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_guseva_m.v._zelenogorsk.doc110 КБ
Файл razvitie_mehanizmov_kachestva_ds_18.pptx233.51 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

(на основе шкал МКДО)

Гусева Марина Валериевна,

старший воспитатель,  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

г. Зеленогорск

Одной из основных задач сформулированных ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [2, п.1.6]

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» призывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. [1, ст. 44] Имея свои особые функции, семья и детский сад не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними сотрудничества является необходимым условием успешного воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Однако, анализ практики взаимодействия с родителями в соответствии с современным требованиям на уровне нашего детского сада показывает, что требуется совершенствование системы управления качеством в данной области.  Так, например, анализ данных мониторинга результативности и качества образовательного процесса в детском саду за 2019-2020 уч. год показал снижение включенности родителей в образовательную деятельность ДОО на 16 %. Частично это было обусловлено введением карантинных мероприятий, однако имеются и другие причины снижения показателей. Несмотря на невысокую активность родителей, анализ анкет показал, что у них имеется потребность в повышении собственных знаний в вопросах воспитания и образования детей, что выражалось в количестве обращений (44 за год) за консультациями к педагогам ДОУ.

Данные мониторинга явились основанием для развития механизмов управления качеством дошкольного образования в области «Взаимодействие с родителями». Целевая аудитория, на которую направлена практика, это педагоги и родители.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Привести механизмы управления качеством в соответствии с системой управленческого цикла.
  2. Провести сравнительный анализ показателей муниципального и внутреннего мониторинга качества дошкольного образования в ДОУ.
  3. Разработать и включить дополнительные показатели, характеризующие специфику ДОУ по организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников во внутренний мониторинг качества дошкольного образования.
  4. Провести мониторинг качества дошкольного образования в области «Взаимодействие с родителями» в соответствии с системой управленческого цикла.

Управленческий цикл — это система поэтапно выполняемых действий, закрепленных в соответствующих документах, направленная на выявление дефицитов при помощи конкретных инструментов, а также их устранение при помощи конкретных мер, разработанных на основе этих дефицитов. Последовательность действий по определенному направлению, включающая компоненты управленческого цикла, позволяет совершенствовать качество образования.

В Таблице 1 представлены компоненты управленческого цикла, демонстрирующие этапы организации и проведения мониторинга. Каждый этап сопровождается разработкой и ведением соответствующих документов.

Таблица 1

Этапы организации

и проведения мониторинга

Мероприятия в рамках проведения мониторинга

Документация

I этап – концептуальный

Формирование нормативно-правового обеспечения

- постановка и обоснование целей    в части управления качеством дошкольного образования

Положение о ВСОКО (раздел о проведении мониторинга)

Приказ об утверждении Положения о ВСОКО МБДОУ д/с № 18

- определение объектов мониторинга,

- установка сроков,

- назначение ответственных лиц

Приказ заведующего МБДОУ д/с № 18 о проведении мониторинга за 2020-2021 уч. год

создание рабочей группы по разработке показателей качества в области «Взаимодействие с родителями»:

- выбор показателей,

- разработка (подбор, отбор) инструментария (методов сбора и обработки информации)

Протоколы заседаний рабочей группы по разработке показателей качества в области «Взаимодействие с родителями»

II этап – процессуальный

Проведение самообследования ДОО в рамках проведения ВСОКО

- проведение мониторинга по показателям качества;

Справка по результатам мониторинга с адресными рекомендациями для педагогов ДОУ.

- сбор информации посредством применения методов и форм

Материалы с результатами мониторинга (табличные данные по каждому показателю в %)

III этап – аналитический

Анализ результатов самообследования ДОО, определение целей развития качества

- проведение анализа результатов мониторинга,

- подготовка адресных рекомендаций педагогам по результатам анализа

Аналитический отчет по результатам проведения мониторинга, раздел «Взаимодействие с семьями воспитанников»

Приказ об утверждении аналитического отчета

о результатах самообследования за 2020-2021 уч. год

- принятие управленческих решений на основе результатов мониторинга и разработка комплекса мер по повышению качества дошкольного образования;

- анализ эффективности принятых мер и управленческих решений.

Приказ на разработку Плана повышения качества дошкольного образования МБДОУ д/с № 18 на 2021-2022 учебный год.

План повышения качества дошкольного образования на 2021-2022 учебный год на основании анализа результата мониторинга, раздел «Взаимодействие с родителями».

Приказ об утверждении Плана повышения качества дошкольного образования МБДОУ д/с № 18 на 2021-2022 учебный год

На следующем этапе рабочая группа определила показатели качества в области «Взаимодействие с родителями» на основе сравнительного анализа муниципального мониторинга и внутреннего мониторинга качества дошкольного образования с учетом шкал МКДО и добавила критерии, актуальные для нашего ДОО (см. табл. 2)

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей муниципального и

внутреннего мониторинга оценки качества ДО

Показатели муниципального мониторинга по направлению «Качество взаимодействия с семьей»

Показатели мониторинга МБДОУ д/с № 18 по направлению «Качество взаимодействия с семьей»

5.1. Участие семьи в образовательной деятельности:

- степень включенности семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО,

- информированность родителей с целью расширения собственных знаний о развитии ребенка и осведомленности участия в нем

5.1. Участие семьи в образовательной деятельности:

- степень включенности семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО,

- формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников,

- информированность родителей с целью расширения собственных знаний о развитии ребенка и осведомленности участия в нем

5.2. Удовлетворенность семьи образовательными услугами:

- степень удовлетворенности родителей разными аспектами деятельности сотрудников ДОО:

  • материально-техническое обеспечение детского сада;
  • присмотр и уход в детском саду;
  • удовлетворенность работой воспитателей и сотрудников детского сада

5.2. Удовлетворенность семьи образовательными услугами:

- степень удовлетворенности родителей разными аспектами деятельности сотрудников ДОО:

  • материально-техническое обеспечение детского сада;
  • присмотр и уход в детском саду;
  • удовлетворенность работой воспитателей и сотрудников детского сада

5.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье:

- наличие на базе ДОО консультационного пункта

- количество оказанных родителям услуг в рамках работы консультационного пункта (на 01.01. текущего года):

5.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье:

- необходимость сопровождения детей в семье,

- уровень развития компетентности родителей в вопросах воспитания и образования дошкольников,

- потребность родителей в расширении собственных знаний о развитии ребенка и осведомленности участия в нем,

- удовлетворенность родителей услугами по оказанию диагностической, консультативной, методической помощи

Для дальнейшего проведения мониторинга рабочей группой были определены методы сбора и обработки информации по каждому из показателей (см. табл.3)

Таблица 3.

Методы сбора и обработки информации

Показатели проведения мониторинга

Методы сбора и обработки информации

степень включенности семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО

анализ данных о посещаемости родителей мероприятий различного уровня

формы работы с семьей

анализ планов взаимодействия

с семьями воспитанников

информированность родителей с целью расширения собственных знаний о развитии ребенка и осведомленности участия в нем

анализ информации, предложенной в родительских уголках,

анализ планов (соотнесение тем индивидуальных и групповых консультаций с запросами родителей)

компетентность родителей в вопросах воспитания и образования дошкольников

кейсы с педагогическими ситуациями

потребность родителей в расширении собственных знаний о развитии ребенка и осведомленности участия в нем

анкетирование с использованием google форм (выявление запросов родителей)

необходимость сопровождения детей в семье (дети с ОВЗ (48%), опекаемые, инвалиды)

беседа с родителями,

анализ заявок родителей при обращении за консультациями к специалистам (количество, вопрос/проблема)

удовлетворенность родителей услугами по оказанию диагностической, консультативной, методической помощи

анкетирование

степень удовлетворенности родителей разными аспектами деятельности сотрудников ДОО

анкетирование с использованием google форм

Следующий этап при выстраивании управленческого цикла – проведение мониторинга, то есть осуществление сбора информации по разработанным показателям при помощи тех методов, которые были определены, и ее обработка. Мониторинг показателей по данному направлению включает в себя мероприятия:

- анализ ведения документации («План работы с семьями воспитанников», «Социальный паспорт семьи», протоколы родительских собраний, журналы консультаций у специалистов);

- анализ качества предоставленной информации для родителей, ее актуальность, сменяемость (стенды, папки с консультациями по вопросам образования и воспитания, материалы на сайте ДОУ);

- отчет педагогов и воспитателей об участии родителей в жизни группы, ДОУ;

- анкетирование родителей «Степень удовлетворенности родителей разными аспектами деятельности ДОО»;

- изучение отзывов родителей о проведенных мероприятиях.

После осуществления мониторинга проводится анализ собранной информации по каждому из разработанных показателей. Он помогает выявить дефициты и факторы, влияющие на результаты анализа, а также успешные практики.

Анализ результатов мониторинга выявил:

Проблемы:

1.        Отсутствие системы при планировании мероприятий с родителями.

2.        При планировании мероприятий с родителями преобладают однообразные формы: беседы, консультации, родительские собрания, наглядная информация.

3.        Недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Положительные выводы:

1.        Тематика родительских собраний и консультаций планируется с учетом запросов родителей.

2.        В детском саду имеется опыт применения современных образовательных практик, направленных на повышение качества взаимодействия с семьей. Так воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста используют технологию «Детское портфолио». Педагоги групп среднего и старшего дошкольного возраста выявляют и поддерживают семейные традиции, реализуя методику программы «ПРОдетей» - «Звезда недели». Родители воспитанников становятся активными участниками образовательной деятельности, включаются в организацию «Клубного часа», «Утреннего сбора», «Банка интересных дел».

Итогом проведения анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций для педагогов ДОУ: 

•        по разработке планирования работы с семьями воспитанников, с включением современных форм и актуальных тем по запросам родителей,

•        по использованию успешных практик,

•        по оформлению информации в родительских уголках

Также, была разработана памятка для педагогов ДОУ «Система планирования взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников», включающая в себя формы работы с родителями, цикличность их проведения, распределение ответственных.

После проведения анализа и разработки адресных рекомендаций принимаются меры, направленные на профессиональное развитие педагогов.  (см. табл. 4)  

Таблица 4

План мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогических работников МБДОУ д/с № 18

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

Педагогический совет «Эффективные формы работы с родителями»

старший воспитатель

Ноябрь 2020

Семинар-практикум «Реализация технологии «Детское портфолио»

заместитель заведующего по ВМР

Январь 2021

Консультация «Система планирования взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

старший воспитатель

Февраль 2021

Обмен опытом по распространению успешных практик.

Презентация опыта работы воспитателей «Привлечение родителей к организации мероприятий с детьми с использованием образовательной практики «Банк интересных дел»

воспитатели подготовительной группы

Март 2021

Консультации по реализации технологий с участием родителей: «Клубный час», «Утренний сбор», «Звезда недели»

старшие воспитатели

В течение года

В детском саду проводятся совместные театральные постановки, спортивные мероприятия, командные состязания, семейные конкурсы «Это мой ребенок», «Минута славы» и др.  Подготовка и реализация таких мероприятий предполагает включение всех субъектов образовательных отношений.

С целью повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей был создан Родительский клуб с учетом запросов и интересов родителей, предусмотрены формы индивидуального и группового консультирования родителей специалистами ДОУ, в том числе в онлайн-формате. Родителям доступны информационные ресурсы, которые они могут использовать для расширения собственных знаний о развитии ребенка. В 2020 году создано сообщество «Консультационный пункт для родителей детей дошкольного возраста» в социальной сети ВКонтакте, в котором специалисты детского сада размещают актуальную информацию в форме консультаций, рекомендаций по вопросам воспитания и образования детей, записей вебинаров, конференций с участием родителей в ZOOM и т.д.

С целью обеспечения информационной открытости предусмотрены способы информирования родителей о жизнедеятельности детей:

- ежемесячно издается газета «Жизнь замечательных детей», в которой отражены наиболее яркие и значимые события и мероприятия;

- педагогами ведется страничка детского сада в социальной сети ВКонтакте, на которой размещается информация о мероприятиях и акциях, проводимых в детском саду;

- на родительских собраниях педагоги знакомят родителей с инновационными технологиями, которые реализуются в детском саду.

С целью выявления удовлетворенности родителей создан раздел «Обратная связь» на официальном сайте МБДОУ д/с № 18, ведутся тетради «Отзывов и предложений», размещена информация о времени приема и контактных телефонах администрации ДОУ.

По итогам проводимых мероприятий и принятых мер были приняты управленческие решения по совершенствованию качества взаимодействия с родителями.

  1. Приказ заведующего о разработке Плана повышения качества образования в МБДОУ д/с № 18 на 2021-2022 учебный год.
  2. Корректировка основной и адаптированных программ МБДОУ д/с № 18 в разделе «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников».
  3. Корректировка Положения о ВСОКО МБДОУ д/с № 18.
  4. Разработка комплекса мероприятий, направленного на вовлечение родителей в образовательную деятельность в ДОУ, на основе эффективных форм взаимодействия с семьей.
  5. Разработка рекомендаций по ведению документации: наличие и содержание документов, единая структура планирования
  6. Составление плана работы Родительского клуба с учетом запросов и интересов родителей на 2021-2022 уч. год

Завершающим звеном управленческого цикла является анализ эффективности принятых мер и управленческих решений. Проведение такого анализа позволило убедиться в повышении качества в области «Взаимодействие с родителями». Удовлетворенность родителей качеством ДО в 2020-2021 уч. году составила 98% (в прошлом учебном году - 95%), включенность родителей в мероприятия повысилась на 15% и составляет 75% от общего количества родителей.

Итогом проведения анализа эффективности принятых мер стало определение перспектив развития в данном направлении, которые легли в основу при формировании нового управленческого цикла. Так, при разработке Плана повышения качества образования на 2021-2022 уч. год для достижения более высокого качества взаимодействия с семьями воспитанников были поставлены задачи:

1.        Содействовать повышению активного участия родителей в образовательной деятельности ДОУ через выстраивание единой системы взаимодействия всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги, общественность и социальные партнеры).

2.        Обеспечить повышение компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей посредством предоставления методической, психолого-педагогической, консультативной помощи родителям детей дошкольного возраста за счет расширения диапазона цифровых форматов общения.

Решение этих задач станет основой для нового управленческого цикла.

Таким образом, практика показывает, что система последовательных действий, включающих компоненты управленческого цикла, на основе показателей шкал МКДО и дополнительных показателей, характеризующих специфику ДОУ, позволяет управленческой и педагогической команде детского сада совершенствовать качество дошкольного образования в области «Взаимодействие с родителями» и видеть перспективы дальнейшего развития.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. МКДО-2021. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации / И. Е. Федосова. — Москва: Издательство «Национальное образование», 2021.— 46 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие механизмов управления качеством дошкольного образования в области «Взаимодействие с родителями» Гусева Марина Валериевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 18 «Сказка» г. Зеленогорск 2021 год

Слайд 2

ФГОС ДО (ч.1, п. 1.6., п.п.9) «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» В ст. 44 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Слайд 3

Проблемное поле Анализ мониторинга за 2019-2020 уч. год: включенность родителей в образовательную деятельность ДОО = 60%, что на 16 % ниже показателей за 2018-2019 уч. год; разный социальный статус семей: 13% - многодетные, 6% - с опекаемыми детьми, 3% воспитывают детей-инвалидов, 48% - детей с ОВЗ; разный уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей

Слайд 4

Цель: развитие механизмов управления качеством дошкольного образования в области «Взаимодействие с родителями» Задачи: Разработать нормативно-правовое обеспечение для организации и проведения мониторинга. Провести мониторинг для оценки результативности и качества работы по данному направлению по показателям шкал МКДО. Проанализировать результаты мониторинга, выявить дефициты в выстраивании работы с родителями. Принять управленческие решения, направленные на повышение качества работы с родителями, сформулировать адресные рекомендации. Разработать план повышения качества взаимодействия с родителями.

Слайд 5

Методы управления качеством: организационные (приказы, положения) социально-психологические (воспитание, мотивация,) технические (методы контроля качества, методы сбора и обработки информации) экономические ( стимулирование)

Слайд 6

Управленческий цикл – система поэтапно выполняемых действий, закрепленных в соответствующих документах, выявление дефицитов при помощи конкретных инструментов, устранение при помощи конкретных мер, разработанных на основе этих дефицитов. Механизмы управления качеством образования – последовательность действий по определенному направлению, включающая компоненты управленческого цикла: обоснование целей, выбор показателей и методов сбора информации, мониторинг, анализ и рекомендации, принятые меры и управленческие решения.

Слайд 7

Модель управленческого цикла

Слайд 8

Этапы проведения мониторинга Мероприятия в рамках проведения мониторинга Документация I этап – концептуальный формирование нормативно-правового обеспечения развития ВСОКО постановка и обоснование целей в части управления качеством Создание (корректировка) Положения о ВСОКО МБДОУ д/с № 18 Приказ об утверждении Положения о ВСОКО МБДОУ д/с № 18 - определение объектов мониторинга, - установка сроков, - назначение ответственных лиц Приказ заведующего МБДОУ д/с № 18 о проведении мониторинга за 2020-2021 уч. год - создание рабочей группы, - выбор показателей оценки состояния дошкольного образования, - разработка (подбор, отбор) инструментария (методов сбора и обработки информации) Протоколы заседаний рабочей группы по разработке направлений и показателей мониторинга МБДОУ д/с № 18 за 2020-2021 уч. год

Слайд 9

Этапы проведения мониторинга Мероприятия в рамках проведения мониторинга Документация II этап – процессуальный: проведение самообследования ДОО в рамках проведения ВСОКО - проведение мониторинга по показателям качества дошкольного образования; справка по результатам мониторинга с адресными рекомендациями - сбор информации посредством применения методов и форм материалы с результатами мониторинга (табличные данные)

Слайд 10

Этапы проведения мониторинга Мероприятия в рамках проведения мониторинга Документация III этап – аналитический Анализ результатов самообследования ДОО, определение целей развития качества - проведение анализа результатов мониторинга, - подготовка адресных рекомендаций педагогам по результатам анализа Аналитический отчет по результатам проведения мониторинга. Приказ об утверждении аналитического отчета о результатах самообследования в рамках ВСОКО ДО - принятие управленческих решений на основе результатов мониторинга и разработка комплекса мер по повышению качества дошкольного образования; - анализ эффективности принятых мер и управленческих решений. Приказ на разработку Плана повышения качества дошкольного образования МБДОУ д/с № 18 на учебный год. План повышения качества дошкольного образования на 2021-2022 учебный год на основании анализа результата мониторинга. Приказ об утверждении Плана повышения качества дошкольного образования МБДОУ д/с № 18 на 2021-2022 учебный год

Слайд 11

Механизмы управления качеством дошкольного образования на примере реализации управленческого цикла в области «Взаимодействие с родителями» Приказ заведующего о проведении мониторинга «Оценка результативности и качества образовательного процесса и условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в МБДОУ д/с № 18 за 2020-2021 учебный год (с указанием цели, сроков и ответственных лиц). Цель: модернизировать систему работы с семьями воспитанников для формирования родительской позиции, развития навыков конструктивного сотрудничества, через освоение и внедрение современных, в том числе дистанционных форм взаимодействия.

Слайд 12

Показатели муниципального мониторинга по направлению «Качество взаимодействия с семьей» Показатели мониторинга МБДОУ д/с № 18 по направлению «Качество взаимодействия с семьей» 5.1. Участие семьи в образовательной деятельности: - степень включенности семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО, - информированность родителей с целью расширения собственных знаний о развитии ребенка и осведомленности участия в нем 5.1. Участие семьи в образовательной деятельности: - степень включенности семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО, - формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, - информированность родителей с целью расширения собственных знаний о развитии ребенка и осведомленности участия в нем

Слайд 13

Показатели муниципального мониторинга по направлению «Качество взаимодействия с семьей» Показатели мониторинга МБДОУ д/с № 18 по направлению «Качество взаимодействия с семьей» 5.2. Удовлетворенность семьи образовательными услугами: - степень удовлетворенности родителей разными аспектами деятельности сотрудников ДОО: материально-техническое обеспечение детского сада; присмотр и уход в детском саду; удовлетворенность работой воспитателей и сотрудников детского сада 5.2. Удовлетворенность семьи образовательными услугами: - степень удовлетворенности родителей разными аспектами деятельности сотрудников ДОО: материально-техническое обеспечение детского сада; присмотр и уход в детском саду; удовлетворенность работой воспитателей и сотрудников детского сада

Слайд 14

Показатели муниципального мониторинга по направлению «Качество взаимодействия с семьей» Показатели мониторинга МБДОУ д/с № 18 по направлению «Качество взаимодействия с семьей» 5.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье: - наличие на базе ДОО консультационного пункта - количество оказанных родителям услуг в рамках работы консультационного пункта (на 01.01. текущего года): 5.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье: - социальный статус семей, - необходимость сопровождения детей в семье (дети с ОВЗ (48%), опекаемые, инвалиды), - уровень развития компетентности родителей в вопросах воспитания и образования дошкольников, - потребность родителей в расширении собственных знаний о развитии ребенка, - удовлетворенность родителей услугами по оказанию консультативной помощи

Слайд 15

Критерии проведения мониторинга Методы сбора и обработки информации социальный статус семей анкетирование и анализ данных степень включенности семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО отчет воспитателей формы работы с семьей анализ планов взаимодействия с семьями воспитанников информированность родителей с целью расширения собственных знаний о развитии ребенка и осведомленности участия в нем анализ информации, предложенной в родительских уголках, анализ планов (соотнесение тем индивидуальных и групповых консультаций с запросами родителей) компетентность родителей в вопросах воспитания и образования дошкольников, тестирование с использованием google форм

Слайд 16

Критерии проведения мониторинга Методы сбора и обработки информации потребность родителей в расширении собственных знаний о развитии ребенка и осведомленности участия в нем анкетирование с использованием google форм (выявление запросов родителей) необходимость сопровождения детей в семье (дети с ОВЗ (48%), опекаемые, инвалиды) беседа с родителями, анализ заявок родителей при обращении за консультациями к специалистам (количество, вопрос/проблема) удовлетворенность родителей услугами по оказанию диагностической, консультативной, методической помощи анкетирование , отзыв родителей степень удовлетворенности родителей разными аспектами деятельности сотрудников ДОО анкетирование с использованием google форм

Слайд 17

Мониторинг показателей включает мероприятия: анализ ведения документации: план работы с семьями воспитанников, социальный паспорт семьи, протоколы родительских собраний, журналы консультаций у специалистов; анализ качества предоставленной информации для родителей, ее актуальность, сменяемость (стенды, папки с консультациями по вопросам образования и воспитания, материалы на сайте ДОУ); отчет педагогов и воспитателей об участии родителей в жизни группы, ДОУ; анкетирование родителей «Степень удовлетворенности родителей разными аспектами деятельности ДОО»; изучение отзывов родителей о проведенных мероприятиях.

Слайд 18

Анализ результатов мониторинга Проблемы: 1. Отсутствие системы при планировании мероприятий с родителями. 2. Однообразие форм работы с семьей: преобладают беседы, консультации, родительские собрания, наглядная информация. 3. Разный социальный и образовательный статус родителей. 4. Недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Положительные выводы: 1. Тематика родительских собраний и консультаций планируется с учетом запросов родителей. 2. Педагоги реализуют образовательные практики, направленные на повышение качества взаимодействия с семьей: «Детское портфолио», «Клубный час», «Утренний сбор», «Звезда недели» «Банк интересных дел»

Слайд 19

Адресные рекомендации по результатам анализа для педагогов ДОУ: по разработке планирования работы с семьями воспитанников, с включением современных форм и актуальных тем по запросам родителей, по использованию успешных практик, по оформлению информации в родительских уголках Создание методических материалов, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей: единая структура плана работы с семьями воспитанников, памятка для педагогов ДОУ «Система планирования взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников», включающая в себя формы работы с родителями, цикличность их проведения, распределение ответственных

Слайд 20

Меры, направленные на профессиональное развитие педагогических работников: Мероприятия Ответственные Срок Педагогический совет «Эффективные формы работы с родителями» Старший воспитатель Ноябрь 2020 Семинар-практикум «Реализация технологии «Детское портфолио» Заместитель завед . по ВМР Январь 2021 Консультация «Система планирования взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников», Старший воспитатель Февраль 2021 Обмен опытом по распространению успешных практик. Презентация опыта работы воспитателей «Привлечение родителей к организации мероприятий с детьми с использованием образовательной практики «Банк интересных дел» Воспитатели подготовительной группы Март 2021 Консультации по реализации технологий с участием родителей: «Клубный час», «Утренний сбор», «Звезда недели» Старшие воспитатели В течение года

Слайд 21

Меры, направленные на повышение родительской активности С целью вовлеченности родителей в образовательный процесс разработано планирование мероприятий с активным участием родителей и детей, приветствуется активное участие родителей во всех реализуемых проектах, участие в реализации технологий «Клубный час», «Утренний сбор» и др. С целью повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей создан Родительский клуб с учетом запросов и интересов родителей, предусмотрены формы индивидуального и группового консультирования родителей специалистами ДОУ, в том числе в онлайн-формате Родителям доступны информационные ресурсы : сообщество «Консультационный пункт для родителей детей дошкольного возраста» в социальной сети ВКонтакте.

Слайд 22

Меры, направленные на повышение родительской активности С целью обеспечения информационной открытости предусмотрены способы информирования родителей о жизнедеятельности детей: газета «Жизнь замечательных детей», педагогами ведется страничка детского сада в социальной сети ВКонтакте, на которой размещается информация о мероприятиях и акциях, проводимых с детьми. С целью выявления удовлетворенности/неудовлетворенности родителей создан раздел «Обратная связь» на официальном сайте МБДОУ д/с № 18, ведутся тетради «Отзывов и предложений», размещена информация о времени приема и контактных телефонах администрации ДОУ.

Слайд 23

Управленческие решения по совершенствованию качества взаимодействия с семьей: Решения Ответственные Срок Приказ заведующего о разработке Плана повышения качества образования в МБДОУ д/с № 18 на 21-22 уч. год Заведующий МБДОУ д/с № 18 Июнь Корректировка основной и адаптированных программ МБДОУ д/с № 18 в разделе «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» Заместитель зав. по ВМР, старшие воспитатели, рабочая группа педагогов ДОУ Июль-август Корректировка Положения о ВСОКО МБДОУ д/с № 18 рабочая группа педагогов ДОУ Июль - авг. Разработать план повышения качества МБДОУ д/с № 18 на 2021-2022 учебный год Заместитель зав. по ВМР, старшие воспитатели, рабочая группа педагогов ДОУ Август Разработать комплекс мероприятий, направленный на вовлечение родителей в образовательную деятельность в ДОУ, на основе эффективных форм взаимодействия с семьей Заместитель зав. по ВМР, рабочая группа педагогов ДОУ Август Разработать рекомендации по ведению документации: наличие и содержание документов, единая структура планирования Старший воспитатель Сентябрь

Слайд 24

Анализ эффективности принятых мер Повышение качества по направлению «Взаимодействие с семьей» за 2020-2021 учебный год: удовлетворенность родителей качеством составила 98% (в прошлом учебном году - 95%), включенность родителей в мероприятия повысилась на 15% и составляет 75% от общего количества родителей, увеличилось количество обращений родителей за консультационной и методической помощью в 2 раза.

Слайд 25

Задачи по повышению качества на новый период Содействовать повышению активного участия родителей в образовательной деятельности ДОУ через выстраивание единой системы взаимодействия всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги, общественность и социальные партнеры). Обеспечить повышение компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей посредством предоставления методической, психолого-педагогической, консультативной помощи родителям детей дошкольного возраста, в том числе за счет расширения диапазона цифровых форматов общения. Изучить мнение родителей об организации образовательной деятельности, предусмотреть участие родителей в планировании.

Слайд 26

Результат управленческой практики Проведен мониторинг. Разработано нормативно-правовое обеспечение. Выстроена система управленческих действий. Разработан план повышения качеством образования в МБДОУ д/с № 18. ВЫВОД: Разработанный механизм управления качеством в области «Взаимодействие с родителями» можно применить и к другим областям качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования

Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников проис...

Содержание образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ согласно ФГОС дошкольного образования

Данная презентация создавалась в процессе выполнения одного из заданий во время обучения на 72 - часовом курсе повышения квалификации "Организация работы педагогических работников в условиях введения ...

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Толерантность и дошкольное образование: проблемы взаимодействия ДОУ, семьи, общества").

На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по освоению детьми 4 -7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо освоению детьми 4 -7 летобразовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования ...

Совершенствование управленческих механизмов ВСОКО дошкольного образования в ДОУ

Мониторинг качества дошкольного образования РФ призван создатьинформационные условия для управления качеством образования ворганизациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфередошкольного ...