Представление опыта работы в рамках городского методического объединения
учебно-методический материал

Галина Ивановна Валиулина

Опыт работы был представлен в рамках ГМО по теме: "Методическое сопровождение педагогов в реализации ООП ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2_.doc57 КБ
PDF icon metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov.pdf1.05 МБ

Предварительный просмотр:

«Методическое сопровождение педагогов в реализации образовательной программы»

  Ст. воспитатель: Валиулина Г.И.

 Слайд № 1

        В современных условиях реформирования образования, дошкольное учреждение  представляет собой открытую и развивающуюся систему. В обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных учреждений. От педагога в настоящее время требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал.

Слайд № 2

        Одной из задач программы развития нашего учреждения  на 2016 -2020год является «Создание эффективной модели взаимодействия с социальными партнерами».

Слайд № 3

        В рамках этой задачи был   разработан и реализуется проект «Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».

Слайд № 4

        Цель проекта:  Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

Слайд № 5

        Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный   (май 2015 – сентябрь 2015);

Второй этап  – практический;

Третий  этап - оценочно-рефлексивный.  

Слайд № 6

        Практический этап  делится на блоки:

Блок I -    взаимодействие с общеобразовательной школой;

Блок II  -   взаимодействие с учреждением  дополнительного образования (станция юных   натуралистов);

Блок III - взаимодействие с учреждениями культуры (библиотека, выставочный зал, музей)

В рамках данной темы, мне хотелось бы остановится на первом блоке, взаимодействие со школой.

Слайд № 7

        Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребенка.

Подготовка ребенка к школе – длительный и комплексный процесс, подразумевающий развитие у него способностей, необходимых для успешного освоения навыков (чтения, письма, счета).

Инструментарием оценивания готовности к школе наших выпускников для нас послужило изучение и анализ стартовой диагностики первоклассников. Которую нам предоставила школа.

Слайд № 8

        Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает пять методик:

  1. Тест «Рисунок человека»;
  2. Тест «Графический диктант»;
  3. Тест «Образец и правило»;
  4. Тест «Первая буква»;
  5. Тест отношений к школе «Домики».

Четыре первые теста проводят обязательно, пятый проводится по усмотрению учителя и результаты не учитываются при построении профилей. Диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверки сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой.

Слайд № 9

        При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т. е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1-м классе.

В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; самим счетом, представлениями об операциях сложения и вычитания; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Слайд № 10

        Такая карта составлена на каждого ребенка. Уровень развития ребенка определяется по 100 бальной шкале. Средний уровень от 30  до 70 % считается норма. Ниже 30 процентов низкий уровень, выше 70 % высокий.

Черные кружочки показатели класса, белые кружки показатели ребенка.

Слайд № 11

Проанализировав все карты, мы увидели, что показатели наших детей в среднем – норма или чуть выше нормы.

Но также анализ диагностики выявил дефициты готовности наших  выпускников  к школьному обучению по следующим тестам:

  • Тест «Первая буква»;
  • «Графический диктант».

Результаты стартовой диагностики мы обсудили с педагогами, определили слабые стороны в работе дошкольного учреждения    и наметили дальнейшие пути работы:

  • усилить работу с детьми в направлении обучение грамоты
  • добавить работу со звуком.
  • уделить больше  внимание  на психологическую готовность детей к школе (совместная работа педагогов дошкольного учреждения  и педагога - психолога).

Слайд № 12

         Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Слайд № 13

                В целях эффективной реализации образовательной программы по речевому развитию дошкольников в дошкольном учреждении должны быть созданы условия:

  1. для профессионального развития педагогических работников;
  2. для консультативной поддержки педагогических работников и родителей;
  3. для организационно методического сопровождения педагогического процесса развития ОО «речевое развитие»;
  4. создание развивающей предметно-пространственной среды;
  5. целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.

Слайд № 14

         Нами были проведены исследования с целью компетентности педагогов в вопросах речевого развития, а также проанализированы внутренние и внешние ресурсы.

Для этого провели мониторинг квалификации педагогов в области речевого развития, для мониторинга были разработаны карты:

  • карта профессиональных знаний и умений педагогов по формированию у детей грамматического строя речи;
  • карта контроля по формированию у детей навыков общения;
  • карта профессиональных умений воспитателя п руководству развитием у детей связной речи.

В результате оценки мы выявили дефициты, а также потенциал наших педагогов. Определили педагогов имеющих высокие результаты в реализации программы в области речевого развития.

Слайд № 15

Разработали план мероприятий, который включает в себя:

  1. Консультации для педагогов
  • формирование связной речи;
  • возрастные закономерности речевого развития;
  • о роли народного фольклора в развитии речи дошкольников.
  1. Оценка РППС по речевому развитию (карта РППС группы, анализ паспорта группы на перспективу, требования к содержанию речевых уголков).
  2. Открытые просмотры НОД (карта анализа НОД).
  3. Консультации учителя-логопеда.

Слайд № 16

        Педагоги в работе используют разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться  ( высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), игры-драматизации, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию.

Слайд № 17

         «В пустых стенах ребенок не заговорит»… - заметила в свое время Е.И.Тихеева. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно- развивающей среде, насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Во всех возрастных группах оформлены речевые уголки. Творческой группой разработаны определенные требования к их содержанию.

Слайд № 18

         Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий:  комплексы пальчиковых игр, игрушки и пособия для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Необходимым условием для создания единого речевого пространства в дошкольном учреждении является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей. С целью оказания квалифицированной помощи педагогам детского сада в выявлении детей с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения.

В случае, если по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у невропатолога, направить в ГПМПК, педагогам дошкольного учреждения приходиться быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

  Слайд № 19

        Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через разнообразные формы работы:

  • Оформление информационного стенда для родителей в приемных групп;
  • Консультации;
  • Индивидуальные беседы;
  • Проведение родительских собраний.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.  Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Также используем внешние ресурсы ГМО. Педагоги прошли курсы «Ранняя диагностика, коррекция и предупреждение нарушения речи у детей дошкольного возраста в ДОУ».  

Слайд № 20

        Таким образом, педагоги дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к обучению в школе.          Я считаю, что целенаправленная работа воспитателей, узких специалистов, педагогов школы позволит достичь ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...

Протоколы с заседаний в рамках городского методического объединения.

Протоколы с заседаний в рамках городского методического объединения....

Игровой парашют и его использование в работе психолога ( представление опыта работы с пособием на методическом объединении педагогов-психологов)

Это нетрадиционное оборудование является отличным средством для сохранения физического и психоэмоционального здоровья ребенка, а  также эффективным средством в организации психологического сопров...

Представление опыта работы на заседании районного методического объединения воспитателей, 2021 (Презентация. Уголок ЗОЖ)

Презентация уголлка «Здоровое питание – здоровые дети». Дидактические игры по здоровому питанию...