В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"
презентация на тему
Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами, приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются такие проблемы как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, мы используем в работе приемы мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_mnemotehnike_v_dou.doc | 55.5 КБ |
mbdou_5.pdf | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
В рамках городского методического объединения представлен опыт работы на тему:
«Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ»
Старший воспитатель Валиулина Галина Ивановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок»
1слайд: Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами, приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются такие проблемы как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
2 слайд: Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не гарантирует успешного обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.
3слайд: Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, мы используем в работе приёмы мнемотехники. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: сенсорные эталоны, различные символы и знаки - это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организуют учебный процесс в виде игры. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (запоминание цветов радуги по первым букам каждого слова – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: это и сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, или схемой составления рассказа.
4 слайд: На основании анализа научной литературы можно выделить следующие задачи.
Одна из главных задач - сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Научить детей управлять своим вниманием.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
5 слайд: Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
1.Принцип интеграции
2.Комплексно-тематический принцип
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
6 слайд: Мнемотехника многофункциональна. Её можно использовать в любой образовательной области.
7 – 8 слайд: Применение мнемотаблиц в речевом развитии особенно эффективно при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
9 слайд: После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
10 слайд: На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
11 слайд: Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
12 слайд: При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
13 слайд: Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе.
14 слайд: При проговаривании скороговорок, при разучивании загадок, при загадывании и придумывании загадок.
15 слайд: Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию загадок увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
16 слайд: Для разучивания каждой загадки разрабатывается и составляется своя мнемотаблица.
17 слайд: Мнемотоблици легко использовать при систематизирование знаний детей о сезонных изменениях. Рассказывание о времени года, рассказ о растительном, животном и предметном мире.
Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
18 слайд: Совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей является моделирование. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.
19 слайд: Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление.
20 слайд: С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.
21 слайд: Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки - как в НОД, так и в самостоятельной деятельности;
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школьному обучению.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа.
22 слайд: Увидев ценность данной работы, ее результативность, мы с легкостью включаем данную технику во все виды образовательной деятельности. Мнемотехника прочно входит в жизнь нашего сада.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Школа дорожных наук Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационных технологий в процессе обучения детей правилам дорожного движения»
Игра по ПДД "Веселый городок" ...
Выступление из опыта работы «Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе
Выступление из опыта работы«Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе СП «детский сад»Капустиной В.Р., воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образова...
Представление опыта работы на тему «Использование вариативных форм при проектировании современного занятия в ДОУ на примере образовательного события Чемпионат по финболу «Семейная бережливость»
Мы, старшие воспитатели, находимся в постоянном творческом поиске технологии проведения такого современного занятия. Ведь наша главная задача состоит в том, чтобы не просто дать какой-то теоретический...
Презентация опыта работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.»
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»...
Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...