Индивидуальный маршрут ребенка с аутизмом в ДОУ.
статья
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с РАС – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретной образовательной организации специалистами различного профиля с целью удовлетворения особых образовательных потребностях
Цель: развитие понимания обращенной речи, формирование социально- коммуникативных умений и навыков, формирование навыков самообслуживания, стимулировать речевую активность, коррекция познавательной деятельности.
Основные этапы работы:
1. Первичный контакт
- установление зрительного контакта
2. Работа над опорными коммуникативными навыками. Первичные предпосылки учебной деятельности.
- развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты.
- сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям.
- заинтересовать определенными видами деятельности.
- развить способность совершать простые действия с материалами.
3. Работа над указательным жестом, над пониманием и выполнением простых инструкций «подойди ко мне», «сядь», «посмотри на меня». Работа над выражением просьбы.
4. Работа над социально-бытовыми умениями и навыками самообслуживания.
5. Развитие познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind_marshrut.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут ребенка с аутизмом в ДОУ
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с РДА
Год от года все больше детей рождается с проблемами в развитии.
Одни из часто встречающихся в наши дни, это дети с ранним детским аутизмом. В качестве наиболее характерных особенностей аутичного ребёнка можно выделить следующие:
1. Нарушение контакта, погруженность в свой мир
2. Стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах (в сопротивлении переменам в режиме, в стереотипных действиях)
3. Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития.
В настоящее время наиболее распространённой формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в ДОУ компенсирующего вида и в специальных. Это и обуславливает социальную адаптацию и развитие проблемного ребёнка.
Для каждого ребёнка составляется индивидуальный образовательный маршрут, цель которого – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными психологическими особенностями ребёнка, проблемами здоровья и спецификой задержки в психическом развитии. Главными условиями эффективности маршрута являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.
Можно выделить несколько этапов в составлении индивидуально образовательного маршрута:
I этап– диагностика функционального развития
На этом этапе мы опираемся на следующие пособия: Лаврова Г. Н. «Психолого-педагогические технологии разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях специального (коррекционного)дошкольного образовательного учреждения».
II этап – определение целей и задач индивидуального маршрута и его составление (с учётом требований программы Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
III этап – реализация
VI этап – контрольная диагностика (результативность коррекционно-развивающей работы).
Основная форма работы – индивидуальные занятия, занятия в подгруппе (2 человека).
Продолжительность занятия от 10 до 20 минут (в зависимости от физического и эмоционального состояния ребёнка).
Основная форма работы – индивидуальные занятия с ребёнком, занятия в небольших группах (2 ребенка).
Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут в зависимости от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.
1. Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.
2. В плане речевого развития – активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Активное участие в диалоге – ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.
3. Выполнение орудийных действий – использование бытовых предметов с учётом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности – практическими пробами и примериванием.
4. Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена»,«Почтовый ящик» и т. д., величине (недифференцированные предметы: большой – маленький, идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве(один – много).
5. Воспроизведение темпа в движениях под музыку, простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх.
6. Координационные движения рук при выполнении простых действий с игрушками(кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой, овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).
Индивидуальная программа развития ребенка с РАС
Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________________________________
Месяц_____________________________________________________________________________________________
Программа развития ребенка, | Инструкции | Поведение ребенка | Пример | Критерий усвоения | Дата начала работы (неделя) | Навык освоен (дни недели) | ||||
(Специалисты) | Инструктор дает инструкцию «Посмотри на меня» | Ребенок должен посмотреть на инструктора | Можно использовать игрушку на уровне глаз для формирования навыка | При инструкции «Посмотри на меня» ребенок без игрушек смотрит на инструктора, удерживая взгляд 1-2 секунды в 8-10 случаях. | П | В | С | Ч | П | |
Установить глазной контакт с ребенком (Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели) | I | |||||||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
Невербальная имитация (Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели) | Инструктор демонстрирует действие и дает инструкцию: «Сделай так». На начальном этапе родитель сзади помогает выполнить действие вслед за инструктором. | Ребенок зеркально повторяет действия инструктора. | «Сделай так». Инструктор: поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, стучит по столу, топает ногами, разводит руки в стороны. | Всегда начинать с более простых действий крупной моторики (руки вверх). Самое главное – это имитация, если ребенок выполняет самостоятельно без помощи взрослого. | П | В | С | Ч | П | |
I | ||||||||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
Манипуляция с предметами (воспитатели, дефектолог, логопед) | Инструктор бросает кубик в корзину и дает инструкцию: «Сделай так». Ребенок должен повторить действие. | Ребенок повторяет за инструктором: бросает кубик в корзину. | Примеры действий с предметами: Ложка: помешать, а стакане, положить в кружку, постучать по столу. Кубик: положить на другой кубик, постучать по столу, бросить в корзину. Мяч: покатать, бросить в корзину. Машинка: покатать, положить на стул, разыграть аварию. | Каждый предмет использовать разными способами, чтобы убедиться, что это имитация, а не механическое действие, добиваться самостоятельных игровых действий. | П | В | С | Ч | П | |
I | ||||||||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Имитация с использованием игрушек (дефектолог, логопед, воспитатели) | Инструктор строит из трех блоков лего башню, перед ребенком три таких же блока. | Ребенок строит такую же башню из своих блоков (если ребенок не понимает, помогаем и постепенно уходим от подсказки) | Ребенок строит башню, и Вы включаетесь в процесс игры. Блоки увеличиваются по мере прогресса ребенка. | Ребенок демонстрирует 8 из 10 правильных реакций. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Крупная моторика (Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели) | Используя моделирование, физическую подсказку, отрабатывать простейшие действия крупной моторики. | Ребенок встает по команде инструктора: «Встань». Если не понимает, повторяем инструкцию и физически помогаем встать. | Движения для отработки: «Встань», «Сядь», «Подпрыгни», «Повернись», «Стой на одной ноге», «Брось мяч», «Беги». | Ребенок демонстрирует навык самостоятельно без подсказки 8 из 10. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Сопоставление (дефектолог, логопед, воспитатели) | Инструктор выкладывает три картинки. Например: (Яблоко, банан, груша) и просит: «Положи грушу на грушу» и предоставляет ребенку по одной картинке из перечисленных предметов. | Ребенок должен положить грушу на грушу, яблоко на яблоко, банан на банан. | Использование картинок из знакомого репертуара ребенка и обязательно такой же комплект второй. | Ребенок сопоставляет картинку к картинке 8 из 10. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Развитие графомоторных навыков (дефектолог, логопед. Воспитатели: изо деятельности) | Инструктор использует доску, с которой легко стирать фломастер. Держит фломастер и проводит линию, просит ребенка: «Сделай так». | Ребенок проводит точно такую же линию вслед за нарисованной инструктором, повторяя ее в точности (в начале использовать физическую подсказку «рука в руке») | Инструктор дает разные образцы линий, стирая, когда ребенок повторил. | Ребенок точно копирует 8 из 10 образцов. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Игра, как замещающее поведение при аутостимуляции (Психолог, воспитатели) | Обучение в неформальной обстановке, выбрать целевой навык для игры. | Ребенок должен использовать имитации с предметами и включать в предложенную игру. | Игра в ладошки, стройка разных домов и башен с разрушением в конце, куклы (обнять, погладить, уложить спать, покормить), лего, пение и танцы под музыку, игры в мяч. | Ребенок включается в процесс игры 8 из 10 раз. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Улучшение понимания речи (Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели) | Инструктор просит выполнить действие, и убирать постепенно демонстрационные подсказки. | Положив перед ребенком два предмета или две карточки, например: яблоко и мяч, инструктор говорит: «мяч» и направляет руку ребенка к мячу, ребенок указывает на мяч. | Ребенок должен различать множество предметов из жизни: еда, игрушки, средства гигиены, одежда, обувь). Сразу не берется большое количество предметов. Сначала отбирается, например, 10 предметов. | Ребенок без подсказки указывает на правильный предмет, сразу 8 из 10. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Улучшение понимания речи, (а именно звуков: а, о, у) (логопед) | Инструктор показывает картинки и просит произнести соответствующий звук. (Например: укачиваем куклу: а-,а-,а-; пароход гудит: у-,у-,у-) | Ребенок, глядя на предмет или картину, произносит соответствующий звук самостоятельно. | Использование картинок из знакомого репертуара ребенка: Пароход гудит: у-, куклу укачиваем: а-, зуб болит: о-…… | Ребенок без подсказки указывает на правильный предмет, произносит соответствующий звук. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Различие названий (Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели) | Перед ребенком выложены стимулы, например печенье, шоколадные шарики или звездочки, кукла. | Ребенок показывает на предмет, который хочет, после вопроса инструктора: «Что ты хочешь». Ребенку дают, то на что он показал. | Используются любые мотивационные стимулы (любая еда или игрушки). | Правильная реакция ребенка: 8 из 10. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Развитие вокализаций (Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели) | Каждый раз, когда инструктор удерживает очень желаемый предмет, он называет его: «ПЕЧЕНЬЕ». Ребенок должен произнести: «ПЕ». | Ребенок произносит: «ПЕ» и тут же получает печенье, как вознаграждение. Инструктор засчитывает такую реакцию ребенка, как за произнесенное слово «ПЕЧЕНЬЕ». | Теперь родители вознаграждают за звуки ребенка, удерживая любимый желаемый предмет и ожидая реакции в виде слога или звука. Ребенок хочет воды «ПИТЬ», произносит: «ПИ», и тут же даем воду. | Постоянное подкрепление произносимых звуков, то есть постоянное предоставление желаемого за вербальную просьбу. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Различие цветов (Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели) | Инструктор раскладывает желтый и красный цвет. Например: мяч (желтый и красный). Инструкция: «желтый» и подсказка в случае отсутствия реакции – указывает пальцем ребенка на желтый мяч. | Ребенок должен указать или дать желтый мяч. | Работаем над различием пока только желтый и красный, обобщаем на большом множестве других предметов. Например: желтый и красный кубик, | Правильный выбор: 8 из 10 разных предметов. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
П | В | С | Ч | П | ||||||
Жесты (Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели) | Инструктор обучает просьбе: «ДАЙ», подкрепляя ее жестом или визуальной подсказкой. | Ребенок дает нужный предмет. | Ребенок различает, как вербальный стимул: «ДАЙ» так и жест: «ДАЙ». Помимо этого жеста, учим жесты: «Встань», «Иди сюда», «Стоп», «Подожди», «Тихо», «Отлично», «Так нельзя» | Используя совместное внимание, ребенок на жест «ДАЙ», дает нужный предмет 8 из 10. | I | |||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
С программой ознакомлен(а):
Ф.И.О. родителей (законных представителей) ___________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут ребенка
Индивидуальный маршрут ребенка...
Индивидуальный маршрут ребенка
Индивидуальный маршрут ребенка...
Индивидуальный маршрут ребенка
индивидуальное планирование (программа) ребенка с ТНР...
Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей направленности
Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей аправленности....
Индивидуальный маршрут ребенка ОВЗ на 2017-2018 учебный год
В детском саду особое внимание уделяется детям ОВЗ....
Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответ...
индивидуальный маршрут ребенка - инвалида
составление индивидуального плана развития...