Современные формы взаимодействия ДОО и семьи как фактор повышения качества образования
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Презентация представляет анализ работы с родителями и будет полезна педагогам ДОУ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy.pptx | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» « Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». (Ст.44 п.1,2)
Одним из психолого-педагогических условий успешной реализации Программы ФГОС ДО называет: П оддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Часть III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Раздел 3.2.1. П.8
Раздел ООП Направления взаимодействия педагога с родителями Педагогический мониторинг (анкетирование и опрос) Педагогическая поддержка Педагогическое образование родителей (повышение педагогической компетентности) Совместная деятельность педагогов и родителей
Наш детский сад довольно большой. В нем 12 общеобразовательных групп. Общее количество воспитанников более трехсот. У каждого воспитанника имеются родители (законные представители), которые представляют его интересы и так или иначе взаимодействуют с детским садом. Актуальность построения взаимодействия с родителями воспитанников не теряется на протяжении многих лет . Чаще всего это бывает связано с несовпадением взаимных ожиданий. И этому есть несколько причин:
Причины несовпадения взаимных ожиданий педагогов и родителей Потребительское отношение родителей к образовательной организации. Недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания и развития ребенка Занятость современных родителей, их нацеленность на зарабатывание денег. Развитие ИТ-технологий дает доступ не только к проверенной информации. Из предыдущего пункта вытекает еще одна проблема. Современные масс-медиа охотно выдергивают из обилия новостей по всей стране новости негативные, показывающие современного педагога с неприятной точки зрения. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах построения доверительных отношений с семьей. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.
Исходя из этого были намечены следующие направления работы: Изучение контингента родителей ДОУ и их ожиданий от детского сада. Повышение педагогической культуры родителей, педагогической компетенции в вопросах развития и образования детей. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Использование возможностей ИТ-технологий для установления контакта с родителями в «их» информационном поле Налаживание механизмов получения обратной связи от родителей. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями Улучшение имиджа организации в глазах родителей Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.
Изучение контингента родителей ДОУ и их ожиданий от детского сада. Условно всех родителей можно поделить на группы : Работающие родители, часто со сложным графиком. Работающие родители, частично занятые, и либо имеющие удобный график работы, либо неработающих бабушек и дедушек. Семьи, где мамы не работают.
Возраст родителей Первая категория. Дети, рожденные родителями от 18 до 25. Часто их отличает самостоятельность. По мнению ученых из-за небольшой разницы в возрасте родители и дети легче понимают друг друга, имеют общие интересы. Такие дети самостоятельны, так родители их мало опекают. Но молодые родители часто заняты построением карьеры, личной жизнью, отдыхом и детям может не хватать заботы. Вторая категория. Дети, рожденные родителями 25-35 лет. Этот возраст специалисты (медики, педагоги, психологи) считается самым оптимальным для рождения ребенка. Образование получено, имеется определенный жизненный опыт. Ребенок появляется осознанно. Отношение к ребенку разумное. Третья категория. Дети, рожденные родителями от 35 и старше. Россия сейчас не отстает от всего мира в этом вопросе. Позднее родительство сейчас не редкость. Такие родители владеют мудростью и богатым жизненным опытом, но для многих из них характерно проявление гиперопеки . Понятно , что такая градация во многом условна, однако ее стоит учитывать при организации сотрудничества с родителями. Работать с каждой из этих категорий стоит по-разному.
Ожидания родителей По результатам анкетирования родителей выяснилось, что большинство родителей выбирают детский сад по территориальному признаку (важно иметь детский сад в шаговой доступности). Однако важным аспектом выбора считают отзывы других родителей и наличие творческого, профессионального педагогического коллектива. Родители высоко оценивают роль детскою сада по сравнению с семьей в таких сферах, как подготовка к школе и общение со сверстниками. Были выделены сферы, в которых взаимодействие наиболее часто сопровождается трудностями: для родителей это сфера, связанная с перспективами развития и обучения ребенка. Мероприятия , в которых родители готовы принять участие: участие в развлекательных мероприятиях, досугах, спортивных праздниках.
Ожидания педагогов Многие педагоги отмечают забывчивость родителей (не принесли тетрадь, забыли форму, опоздали на утренник и т.п.), нежелание некоторых родителей идти на контакт и банальную нехватку времени на общение с обеих сторон. Так родители либо спешат на работу по утрам, либо уставшие хотят после работы спешат домой. Воспитатель же в силу занятости не всегда имеет время проводить беседы. Основными формами общения были названы беседа, консультация, родительское собрание
Повышение педагогической культуры родителей, педагогической компетенции в вопросах развития и образования детей. цикл консультаций о анатомо-физиологическом развитии, психическом развитии детей, типичных ошибках семейного воспитания, правах и обязанностях родителей, правах ребенка; консультации с указанием разнообразных методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком консультаций, рассказывающих об эффективном построении общения.
Анкетирование родителей позволило выявить наиболее предпочитаемые родителями формы работы и предложить новые. Обычно используемые традиционные формы работы: общие и групповые родительские собрания консультирование, анкетирование родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, праздники, развлечения дни открытых дверей, ф отовыставки и фотоколлажи, дни добрых дел оформление информационных стендов, буклетов
Но поскольку использование только традиционных форм работы сужает возможности в взаимодействия с родителями, решено было разнообразить традиционные формы взаимодействия и обратить более пристальное внимание на формы нетрадиционные Использование разнообразных форм взаимодействия вводилось не бездумно, а учитывая все перечисленные ранее параметры (возраст родителей, образование, занятость и т.д.). На данный момент имеем следующие результаты:
Родительские собрания в виде тренингов, интерактивных игр Мастер-классы для родителей с детьми Утренники , досуги, праздники с обязательным участием родителей в конкурсах и танцах Организация флешмобов с родителями Открытые показы НОД для родителей Реализация педагогических проектов: краткосрочных; долгосрочных. исследовательских детско-родительских проектов Общение с родителями на страницах учреждения в социальных сетях и мессенджерах Организация выставок детско-родительского творчества
Механизмы получения обратной связи от родителей Анкетирование Модуль обращений на сайте Комментарии на сайте Родительские чаты
Факторы, положительно влияющие на формирование имиджа нашего ДОУ. Наш детский сад расположен в центре густонаселенного квартала, остановка - в шаговой доступности. В ДОУ созданы комфортные условия, интерьер каждой группы продуман В ДОУ работает сложившийся стабильный, творческий педагогический коллектив единомышленников. Большая часть педагогов учреждения работает именно в нашем детском саду более 10 лет, 50% педагогов имеют высшею квалификационную категорию. Детский сад функционирует с 1989 года, имеет огромный опыт педагогической работы, который транслируется на городском, областном и всероссийском уровне.
Факторы, положительно влияющие на формирование имиджа нашего ДОУ. Детский сад имеет свои традиции, ценности. Общие интересы, совместные мероприятия, творческие дела сближают всех субъектов образовательных отношений (педагоги – дети - родители). Оформление интерьера детского сада детскими творческими работами Открытость и сотрудничество дошкольного образовательного учреждения позволяет расширять социальное партнёрство. Ведётся активная работа по организации социального партнёрства с близлежащими школами, библиотекой, учреждениями здравоохранения, Дворцом спорта Итоги деятельности ДОУ освещаются на сайте организации и на страницах социальных сетей
Выводы Важно понимать с каким контингентом предстоит взаимодействовать (возраст, семейная, ситуация, образование и т.п.). Необходимо анализировать и учитывать их ожидания при построении образовательного процесса. Проводить планомерную работу по повышению педагогической культуры и педагогической компетентности родителей систематически, планируя общесадовские мероприятия и групповые. По результатам опросов и анкетирования выявлять наиболее эффективные по мнению родителей формы взаимодействия, внедрять и опробовать новые. Активно использовать возможности современных информационно-коммуникативных технологий как для улучшения качества проведения мероприятия (презентация. видеоролик), так и для организации коммуникации с родителями. Налаживать механизмы получения обратной связи от родителей. Вести планомерную работу с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. Выявлять затруднения педагогов позволит организовать методическую работу таким образом, чтобы повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.
Анкетирование родителей показывает, что о нашем дошкольном учреждении узнают от своих знакомых, коллег по работе, которые довольны результатом образовательной деятельности учреждения. Даже если кажется, что дошкольное учреждение в глазах родителей выглядит достойно, всегда есть точки развития. Улучшать имидж организации можно бесконечно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования».
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. По мнения ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, улучшение ка...
Доклад «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».
В предложенном докладе расскрываются проблемы, классификация современных семей и предложена инновационная система работы ДОУ с ними которая направлена повышение качества образо...
Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС
Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС...
Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...
Выступление на родительском собрании с темой "Взаимодействие ДОУ с семьей, как фактор повышения качества образования"
Освещение темы и рекомендации родителям....
«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».
Слайд№1. Тема моего выступления «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».В современных условиях реформирования образования, дошкольное учр...
«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФОП»
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...