Консультация для воспитателей "Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью схем", 2020
консультация по развитию речи (старшая группа)

Слово, опирающееся на ясные  и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№23 «АНТОШКА»

(АОУ ДЕТСКИЙ САД №23 «АНТОШКА»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Обучение детей составлению описательных

 рассказов с помощью схем»

Подготовила воспитатель

Веселова Е.В.

2020


 «Обучение детей составлению описательных

рассказов с помощью схем»

        Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

        Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

        Слово, опирающееся на ясные  и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания. Общение со взрослым формирует у  ребёнка  процессы социализации, приобщает его к общественным ценностям, активизирует словарный запас и общие коммуникативные навыки, что способствует успешному обучению в школе.  Особо важной является работа по формированию связной речи посредством составления рассказов.

        Существует ряд методик развития речи дошкольника. Однако, при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно. Для таких детей характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания и несовершенством логического мышления.

        Логопед Ткаченко разработала систему занятий для детей с ОНР по составлению описательных рассказов на основе схем. Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.

Существует несколько видов составления рассказов:

1.  Составление рассказа по демонстрируемому действию.

2.  Составление рассказа по одной сюжетной картине.

3.  Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4.  Составление рассказа на основе сравнения предметов.

5.  Составление описательного рассказа о предметах и временах года.

        Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает следующие затруднения.

1. Самостоятельно определить при рассматривании объекта его главные свойства и признаки.

2. Установить последовательность изложения выявленных признаков.

3. Удержать в памяти эту последовательность, которая и является планом рассказа-описания.

Факторы, облегчающие процесс составления рассказа:

1. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.

2. В качестве второго вспомогательного фактора автор выделяет создание плана высказывания, где в предварительной программе-схеме есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.

ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ

1.  Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.

2.  Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.

3.  Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».

4.  Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.

5.  Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.

6.  Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей (например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, завести ее в гараж, ремонтировать и т. д.)

ОПИСАНИЕ ПОСУДЫ

1.  Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.

2.  Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник

3.  Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)

4.  Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.

5.  Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).

6.  Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой посудой (варить в ней компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

1.  Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна (красный, желтый, синий, зеленый). Детям объясняют, что цвет фруктов или овощей может быть и другим.

2.  Форма. Изображены геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.

3.  Величина. Изображены 2 яблока – большое и маленькое (напоминают, что овощи и фрукты могут быть длинными, крупными, мелкими).

4.  Вкус. Нарисованы конфета и лимон – контрастные по вкусу объекты. Детям предлагают вспомнить вкус описываемого предмета.

5.  Место произрастания. Изображены дерево и грядка. Имеется ввиду: растет в саду или в огороде.

6.  Как употреблять в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка, ложка и нож. В предварительной работе уточняется, какие овощи и фрукты можно есть сырыми, какие варят, жарят, консервируют.

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОДЕЖДЫ

1.  Цвет. В квадрате изображены 4 цветовых пятна (красный, желтый, зеленый, синий) Детям объясняют, что цвет одежды может быть разным (белым с синими цветочками, в клеточку, в желто-красную полоску и. т.д.)

2.  Материал. В квадрате 3-4 кусочка ткани (шерсть, хлопок, капрон). Естественно, что до составления описательного рассказа целесообразно провести предварительную работу по ознакомлению детей с разными тканями, из которых шьется одежда.

3.  Части одежды. Изображен костюм, все детали которого находятся на некотором расстоянии друг от друга. Предварительно детей знакомят с названиями всех деталей костюма (воротник, рукава, карман, манжеты, юбка, оборка, пояс и т. д.)

4.  Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце (символ лета), кленовый желтый лист (символ осени), подснежник (символ весны), и снежинка (символ зимы).

5.  Назначение. В квадрате нарисованы дети (мальчик и девочка) и взрослые (мужчина и женщина). Под назначением понимается одежда для взрослых или для детей.

6.  Действия с одеждой. Нарисована рука с разведенными пальцами. Дети рассказывают, как за одеждой ухаживают (гладят, чистят, стирают, сушат и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПТИЦ

1.  Внешний вид. В квадрате - графическое изображение птицы. Ребенок называет птицу и части тела, цвет оперенья ( голова, два крыла, две ноги, хвост, покрыта перьями ).

2.  Зимующая или перелетная. В квадрате изображена елочка со снежинками и пальма с солнцем. В предварительной работе уточняются зимующие и перелетные птицы, а также домашние они или дикие.

3.  Где живет. В квадрате изображены скворечник и дупло. В предварительной работе уточняется место проживания: дупло, гнездо, скворечник, а также место обитания - сад, лес, озеро, болото и т. д.

4.  Чем питается. В квадрате нарисована миска. В предварительной работе уточняется, чем питается конкретно каждая птица (червячками, зернышками, семенами растений, ягодами, рыбой и т. д. )

5.  Как выводит птенцов. В квадрате изображено гнездо с яйцами. В предварительной работе уточняется, как птица выводит птенцов (высиживает ли яйца, заботиться ли о птенцах).

6.  Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. В предварительной работе уточняется, как птицы помогают человеку (дятел лечит деревья, уничтожая вредных насекомых, курица несет яйца, которые человек использует в пищу и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

1.  Внешний вид. В квадрате - графическое изображение животного. Ребенок называет животного и части тела (голова, 4 лапы, хвост, уши, покрыт шерстью или кожей и т. д.)

2.  Место, где живет. В квадрате изображено здание. В предварительной работе уточняются места проживания животных: в норе, в берлоге, в логове, в конюшне, в коровнике, в доме и т. д.

3.  Чем питается. Изображена миска. В предварительной работе уточняется, чем конкретно питается каждое животное (ягодами, растительной пищей, рыбой, мясом, мелкими зверьками).

4.  Как зовут детеныша. В квадрате изображена детская коляска. Ребенок называет детеныша животного.

5.  Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. Этот пункт используется только для описания домашних животных (лошадь помогает человеку в хозяйстве, корова дает молоко и мясо и т. д.)

6.  В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное. В квадрате - изображение телевизора и книги. Ребенок называет сказки, где данное животное является героем («Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот Леопольд», «Три поросенка» и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА

        Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

Все рассказы можно начинать так: «Наступила осень» или «Пришла весна».

1.  Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т. д.)

2.  Небо. Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба (пасмурное, ясное, покрыто облаками и т. д.)

3.  Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, опавшими листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась первая весенняя травка, цветут цветы.

4.  Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается рассказать, как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т. д.

5.  Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.

Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.

6.  Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя, например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).

7.  Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи и другие перелетные птицы улетают в теплые края» или «зимой на деревьях можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек заботится о них, ставит кормушки»)

8.  Занятия и игры детей. В квадрате - снеговик, скакалка и бумажный кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие листья, купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т. д.

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ

В предварительной работе у дошкольников должна быть достаточная информация об основных профессиях, которые ребенок знает в соответствии со своим возрастом.

1.  Название профессии. В квадрате нарисован повар, готовящий обед.

2.  Место работы. В квадрате - графическое изображение завода.

3.  Что делает человек данной профессии. В квадрате нарисована ладонь.

4.  Что нужно для работы (инструменты и оборудование). В квадрате нарисованы молоток, ложка и клещи.

        Такие схемы могут быть составлены к каждой лексической теме и в ее рамках могут являться универсальными для любого предмета. Итак, составление рассказов развивает монологическую речь, творчество, фантазию и способность к сочинительству.

Список изученной литературы

1. Гербова по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.

2. Ткаченко и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи во 2 младшей группе по теме "Игрушки". Составление описательного рассказа с помощью схемы.

Програмное содержание:формировать умение детей отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ об игрушке.учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных при пом...

Консультация для педагогов: Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей.

Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей....

Составление сказки с помощью схем «Машенька и щенок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Речевое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста  ТЕМА: «Составление сказки с помощью схем «Машень...

Обучения детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии

Презентация "Обучение детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии"...

Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.   Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...

Электронное пособие "Тренажёр для составления описания одежды с помощью схемы"

Одной из основных задач детских образовательных организаций является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, составл...

конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 2 младшей группы тема : "Составление рассказа об игрушке с помощью схемы"

Программное содержание:1. Связная речь. Учить детей составлять короткий рассказ об игрушке (совместно с воспитателем), отвечать на вопросы воспитателя.2. Словарь. Грамматика. Активизировать употреблен...