Специальные условия в СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко» для детей с ОВЗ и детей инвалидов.
статья

В статье описываются специальные условия созданные педагогами ДОУ для Детей ОВЗ и инвалидов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mahova_statya.odt24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Специальные условия в СП ГБОУ НШ с. Красноармейское                                 д/с «Солнышко» для детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Подготовила: руководитель СП Махова С.В.

 В СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко»  представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом ГБОУ НШ с. Красноармейское созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.                                      

В СП д/с «Солнышко» в настоящее время функционируют три группы комбинированной направленности, в которых обучаются дошкольники по АОП с ТНР, АОП с ЗПР и АОП с интеллектуальными нарушениями (УО).

Цель функционирования групп комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду «Солнышко»  – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими адаптированной образовательной программы  и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Согласно заключению ПМПК Безенчукской территориальной психолого-медико-педагогической комиссии специалистами ДОУ в сентябре проводится психолого - педагогическая диагностика (мониторинг) детей с ОВЗ и воспитателями групп комбинированной направленности . В январе педагогами проводится промежуточная диагностика детей с ОВЗ в режимных моментах и во время НОД. В мае педагогами проводится итоговая диагностика (мониторинг) детей с ОВЗ.

 В сентябре,  на втором заседании члены ППк выявляют актуальный уровень развития детей с ОНР (ТНР), ЗПР, нарушением интеллекта . Все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно – развивающей работы. После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ППк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.  Затем разрабатывается  индивидуальные  образовательные маршрутв  для детей с ОНР (ТНР), ЗПР, с нарушением интеллекта.. Индивидуальный обоазовательный маршрут предполагает совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений.

В течение учебного года ведется индивидуальная карта развития ребенка с ОВЗ.

Коллегиальное заключение комиссии доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно – развивающая работа с детьми. Руководитель СП контролирует деятельность ППк.

Объем коррекционной помощи детям (занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и воспитателями кобинированных групп) регламентируются индивидуально в соответствии  с САНПИН. Для детей организуются групповые и индивидуальные занятия, созданы необходимые условия: кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда/учителя-дефектолога, музыкальный зал, спортивный зал. Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделено отдельное помещение (кабинет педагога-психолога). Специалисты детского сада предоставляют услуги ассистента – сопровождают детей на проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

На протяжении всего учебного года проводится совместная работа учителя-логопеда/ учителя-дефектолога с воспитателями и специалистами детского сада.  В течение учебного года  ведется тетрадь взаимодействия специалистов, в соответствии с лексическими темами детского сада, в которой были подобраны игры и задания по следующим направлениям: развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, развитие мимических мышц, ВПФ, развитие речевого дыхания и просодических компонентов речи, развитие фонетико-фонематических, лексико-грамматических процессов и связной речи.

Содержание коррекционной работы по устранению недостатков в речевом развитии обеспечивается за счет созданных организационных и педагогических условий:

- во-первых, организация коррекционно - развивающей предметно-пространственной среды должна быть насыщена элементами, способствующими коррекции нарушенных функций. Коррекционный уголок (речевая зона) представляет собой специальное пространство, в состав которого входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. Игровой материал подбирается в нарастающей сложности и заменяется или пополняется еженедельно.

- во-вторых, в коррекционно-развивающем процессе учитывается принцип формирования позиции активного участия в творении окружающей среды. Элементами среды, способствующими реализации данного принципа, является стена творчества, сменные тематические уголки.

Педагогические условия обеспечиваются за счет комплексности коррекционного процесса, выстраивания целостной системы взаимодействия всех специалистов, включенных в работу группы комбинированной направленности.

Развивающая предметно - пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и  положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с  ТНР (автор Нищева Н. В.).

Группа воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, с ЗПР, с интеллектуальными нарушениями (УО) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя – логопеда/дефектолога, педагога - психолога, музыкальный зал, физкультурный зал. Занятия по физической культуре осуществляются с учётом групп здоровья детей.

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

  • центр речевого и креативного развития (комплект зондов для постановки звуков, дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания, картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков, логопедический альбом для обследования звукопроизношения; логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи; предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; лото, домино по изучаемым темам, серии демонстрационных картин, настольно-печатные дидактические игры, раздаточный материал и материал для фронтальной работы);
  • центр моторного и конструктивного развития (плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам, трафареты, разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам; игрушки-шнуровки; мелкая мозаика; занимательные игрушки из разноцветных прищепок; геоборды и схемы работы с ним.
  •        центр «Будем говорить правильно» ( авторское пособие «Звуковой домик»), многофункциональный органайзер «Играем вместе», авторское пособие «Говорящий конструктор» , «Интерактивный фразовый конструктор».
  • центр сенсорного развития: звучащие игрушки (металлофон, свистки, дудочки); звучащие игрушки-заместители; карточки с изображениями предметов по лексическим темам;  игрушки для развития тактильных ощущений; «Ящик ощущений» с  предметами по  лексическим темам, пособия «Разноцветные вагоны», «Банчки с красками».

Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.

Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Для работы с детьми с ОВЗ в кабинете педагога-психолога  созданы следующие условия:

  • зона диагностической работы: необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования;
  • зона коррекционно-развивающей работы, игровой терапии познавательной активности: игровые материалы (бланки, настольные игры, игры и материалы для сенсорного развития), проектор, экран, штатив. Пособия:

- пособие «Театр эмоций»,

- пособие «Развиваем память»,

- пособие «Развиваем внимание»;

- пособие «Мои эмоции»;

- наглядное пособие «Мишка» (эмоции);

      - тематический словарь в картинках «Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции» и т.д.

  • зона релаксации и снятия психомышечного напряжения. Игровой материал:

- экспресс-скульптор релакс;

- сухой душ.

  • зона творческой активности и арт-терапии: краски гуашь и акварель, пластилин, кисточки, пастель, карандаши, цветная бумага, цветной картон,  штампы и т.д.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация обучения и воспитания детей с овз и детей – инвалидов в рамках сетевого взаимодействия»

Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...

«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.

Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окр...

Проект в старшей группе "Здоровый дошкольник - счастливая семья". Опыт работы СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с "Солнышко". Подготовила руководитель СП Махова С.В.

В статье представлен опыт работы СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с "Солнышко" по формированию здорового образа жизни дошкольников....

«Развитие познавательных интересов у дошкольников с ТНР в процессе реализации проекта «Цветы»». Руководитель СП Махова Светлана Валерьевна, СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с «Солнышко»

Дети с ТНР малоактивны, у дошкольников имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы, любознательности. Для решения данных проблем был разработан проект по сов...

Методическая разработка развитие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях центра содействия семейному воспитанию

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, особенно ...