«Организация обучения и воспитания детей с овз и детей – инвалидов в рамках сетевого взаимодействия»
статья по коррекционной педагогике на тему
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карьера, общественная жизнь и др. Сферой жизнедеятельности детей является: семья, детский сад, школа (обучение), малый и большой социум (общение, досуг). Если здоровому человеку легко приспособиться к среде, то лицам с ограниченными возможностями необходима социальная помощь и защита. И не стоит забывать, что с отклонениями в развитии можно родиться и можно «приобрести», их причинами могут быть различные неблагоприятные факторы как внешней среды, так и факторы наследственности. От недееспособности как физической, так и психологической никто не застрахован.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergeeva_i.g.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Сергеева Ирина Геннадьевна старший воспитатель и Тосакова Галина Васильевна учитель - логопед Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Моркинский детский сад №3 «Светлячок» (МДОУ «Моркинский детски сад №3 «Светлячок»)
«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим»
Джон Уэбстер
Аннотация.
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карьера, общественная жизнь и др. Сферой жизнедеятельности детей является: семья, детский сад, школа (обучение), малый и большой социум (общение, досуг). Если здоровому человеку легко приспособиться к среде, то лицам с ограниченными возможностями необходима социальная помощь и защита. И не стоит забывать, что с отклонениями в развитии можно родиться и можно «приобрести», их причинами могут быть различные неблагоприятные факторы как внешней среды, так и факторы наследственности. От недееспособности как физической, так и психологической никто не застрахован.
Сегодня в сфере образования, в том числе и в дошкольном, произошли некоторые изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступивший в силу с 1 января 2013 года, который более подробно регламентирует права лиц с ОВЗ в сфере образования.
Далее последовал еще один документ, вступивший в силу с 1 января 2014 года - это федеральные государственные стандарты дошкольного образования (далее Стандарты), которые учитывают индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
В настоящее время в нашем детском саду МОУ «Моркинский детский сад №3 «Светлячок», который находится в районном центре п.Морки, посещают дети с ОВЗ. Среди них есть дети инвалиды с различными заключениями: дети с ДЦП, с нарушением зрения, с выраженной задержкой психического развития, с ЗПР (I уровня речевого развития и III уровня) и дети с ОНР III уровня.
Имея заключения ПМПК и ИПР ребенка - инвалида, перед нами стала задача создать условия для этих детей: разработка адаптированных образовательных программ, изменение предметно - пространственной среды и др. Согласно рекомендаций ПМПК для сопровождения таких детей необходимы специалисты, такие как: учитель - дефектолог, педагог - психолог, учитель - логопед, инструктор по физической культуре, социальный педагог. При этом имея в нашем штатном расписании учителя - логопеда и музыкального руководителя.
В связи с отсутствием специалистов, мы нашли следующий выход. Опираясь на Закон об образовании в Российской Федерации, где в пункте 1 статьи 15 ФЗ говорится о Сетевой форме реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким ресурсом стало для нас образовательное учреждение МОУ «Моркинская средняя образовательная школа №6», которое расположено недалеко от дошкольного учреждении. В школе есть штатная единица педагога – психолога.
На основании договора о сетевом взаимодействии между образовательными организациями появилась возможность сопровождения детей с ОВЗ. Педагог - психолог школы проводит занятия с детьми с ОВЗ в детском саду и продолжает сопровождать их в школе. А учитель - логопед занимается с детьми в детском саду и сопровождает их далее при поступлении в школу.
Для сопровождения детей учителем - дефектологом в условиях детского сада руководителем заключается гражданско - правовой договор с педагогами имеющими квалификацию дефектолога. Занятия проводятся в свободное время от непосредственной работы педагога.
Вся работа проводится в рамках муниципальной инновационной площадки «Социальное партнерство как модель совместной работы ОУ и ДОУ». Актуальность реализуемой площадки заключается в том, что давно сложилась система работы школа - детский сад, а наш проект предусматривает:
- в рамках преемственности детский сад и начальная школа проводятся совместные методические объединения. Учителям предлагаются занятия воспитателей, учителя - логопеда, педагога - психолога, учителя - дефектолога, где существует возможность узнать особенности всех детей, в том числе детей с ОВЗ.
- будущий учитель первого класса с сентября месяца еженедельно знакомится с детьми подготовительной группы в стенах детского сада, проводит с ними игровые мероприятия. А с февраля месяца приглашает в школу будущего первоклассника в школу.
- совместное проведение различных мероприятий в которые вовлечены дети с ОВЗ.
Мы считаем, что такая система работы позволит детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) быстрее интегрироваться в новых условиях. И у нас существует такой опыт, благодаря которому мы достигли определенных результатов. Поэтому вся наша работа построена на принципах партнерства, целостности, сетевого взаимодействия, что позволяет комплексно решать сложные педагогические задачи, определяет эффективность механизмов реализации этих решений в массовой практике. Эта работа требует больших личностных усилий от всех педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Сетевое взаимодействие предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа позволит лучше узнать друг друга, поспособствует усилению взаимоотношений. Разработанная примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Социум - Детский сад - Школа», где все дети станут ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными, независимыми, но содружественно - конструктивными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...
Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".
Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ при внедрении ФГОС
Проектирование образовательного процесса с детьми с ОВЗ...
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в...
Презентация "Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ с различными нозологиями в ДОУ"
Типы нозологий, виды адаптированнных программ для детей с ОВЗ, особенности воспитания и обучения детей с овз в ДОУ. Материал пригодится для выстуления на педагогическом совете, семинаре, методическом ...
Статья: "Взаимодействие специалистов психолого-педагогического консилиума (ППк) дошкольной образовательной организации при обучении и воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья".
В настоящее время одной из важных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению является инклюзивным, то е...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте с элементами биоэнергопластики в рамках сетевого взаимодействия
Технологическая карта НОД по обучению грамоты с эелемтами биоэнергопластики в рамках сетевого взаимодействия...